Китайское газовое эхо

Публікації

Газовая тема продолжает оставаться важнейшей для украинской экономики. От принимаемых в настоящее время решений об оплате старых долгов за российский газ, об уровне его стоимости в дальнейшем, об объемах поставок будет зависеть то, как не только Украина, но и значительная часть Европы будут жить осенью и зимой. И хотя недавнее подписание мегаконтракта о поставках российского газа в Китай пока напрямую никак не влияет на украинский рынок, долгосрочные последствия этой сделки могут быть весьма серьезными.

Восточный экспресс

Переговоры по поставкам российского газа в Китай велись на протяжении более десяти лет. За это время китайцы протянули трубопровод из Средней Азии, переключив на себя большую часть туркменской добычи, а также построили ряд LNG-терминалов, став третьим по величине покупателем сжиженного природного газа в Азии. Тем не менее заинтересованность в импорте из России у китайцев сохранилась, что и вылилось в конце концов в подписание беспрецедентного в мировой практике контракта.

Судя по опубликованным в прессе материалам, в течение тридцатилетнего срока действия соглашения Россия поставит в КНР более 1 трлн куб. м газа. По словам главы "Газпрома" Алексея Миллера, поставки будут начаты в 2019 году и через несколько лет выйдут на плановый объем – 38 млрд куб. м в год. Общая стоимость сделки оценивается в 400 млрд долл. Различные специалисты оценивают цену газа в 350-380 долл./тыс. куб. м, однако она, очевидно, не будет постоянной. Сообщалось, что стоимость газа будет определяться по формуле на основании котировок на нефтепродукты в странах Восточной Азии.

Эксперты продолжают спорить о том, выиграла или проиграла Россия, подписывая этот контракт. По мнению ряда обозревателей, основную выгоду от сделки получили китайцы, воспользовавшись проблемами, с которыми столкнулась Москва вследствие обострения отношений со США и их европейскими сателлитами из-за украинского кризиса. По крайней мере российский трубопроводный газ им обойдется заведомо дешевле сжиженного, стоимость которого в Восточной Азии достигает в настоящее время 600 долл./тыс. куб. м.

Специалистов смущают прежде всего огромные затраты на разработку Чаянидинского газового месторождения в Якутии и Ковыктинского в Иркутской области, а также строительство магистрального газопровода "Сила Сибири", по которому восточносибирский газ будет поставляться в Китай. Уже сейчас эти расходы оцениваются в 70-77 млрд долл., из которых 50-55 млрд придется на российскую сторону. А ведь при непосредственной реализации проектов бюджет имеет свойство расширяться… Кроме того, газ, добываемый на восточносибирских месторождениях, не будет облагаться налогом на добычу полезных ископаемых и экспортными пошлинами. По подсчетам российских аналитиков, за счет этого российский госбюджет не получит порядка 100 млрд долл. поступлений.

Правда, с другой стороны, более 70 млрд долл., вложенных в разработку газовых месторождений и строительство инфраструктуры, будут способствовать подъему экономики Восточной Сибири и значительно облегчат задачу по эксплуатации прочих природных богатств региона. Кроме того, проект предусматривает соединение "Силы Сибири" с газопроводом "Сахалин-Владивосток". Это даст возможность не только поставлять сахалинский газ в Китай, но и использовать восточносибирские ресурсы на планирующихся во Владивостоке заводах по сжижению газа.

На первый взгляд, китайский контракт "Газпрома" не имеет прямого отношения ни к европейскому, ни к украинскому рынкам. В качестве его ресурсной базы используются месторождения в Восточной Сибири, которые и не могли быть использованы в интересах европейских потребителей. Газопроводы, протянутые из Западной Сибири и полуострова Ямал в западном направлении, не будут развернуты в сторону Китая. Да и объемы поставок в КНР (38 млрд куб. м в год) несравнимы с продажами российского газа в Европу, составившими в прошлом году 162 млрд куб. м (включая Турцию). Если смотреть по стоимости, китайский контракт едва покроет для "Газпрома" вероятную полную потерю украинского рынка, если ему придется оттуда уйти.

Тем не менее заключение сделки "Газпрома" и китайской государственной компании CNPC (именно она будет выступать официальным покупателем газа) вызвало большой ажиотаж в европейских деловых кругах. Как заявил глава "Газпрома" Алексей Миллер, контракт с Китаем повлияет на стоимость газа в Европе и окажет воздействие на мировой рынок LNG. И с этой оценкой, пожалуй, придется согласиться.

Прежде всего, как отметил сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич, благодаря сделке с Китаем Россия смогла дифференцировать рынки сбыта. Ранее "Газпром" всецело зависел от европейского рынка и поэтому был весьма чувствительным к возможному сокращению поставок в ЕС в силу экономических либо политических причин. В то же время обсуждение европейскими экспертами и политиками возможных вариантов снижения зависимости от российских поставок путем стимулирования добычи сланцевого газа или импорта из США, очевидно, представляло собой средство давления не только на "Газпром", но и на российское правительство.

Теперь же предоставление CNPC аванса по контракту в размере 25 млрд долл. позволяет "Газпрому" компенсировать возможные потери из-за сокращения поставок в западном направлении. Но самое главное, что подписанный 21 мая контракт может оказаться только первой ласточкой, начальным этапом длительного и широкомасштабного процесса.

В 2013 году потребление природного газа в Китае составило около 170 млрд куб. м, но в дальнейшем этот показатель, скорее всего, будет расти высокими темпами. Китай нуждается в газе как относительно чистом топливе, способном заменить сильно загрязняющие окружающую среду угольные энергоблоки и многочисленные котельные, которые так же сжигают уголь, создавая в крупнейших городах промышленного северо-востока страны непередаваемую атмосферу смога. По некоторым прогнозам, в 2020 году потребление газа в Китае может превысить 400 млрд куб. м, а в 2025 году – 600 млрд куб. м. При этом российский газ удобнее всего поставлять именно в северо-восточные провинции.

Если Китай продолжит увеличивать закупки газа в России, не исключен вариант со строительством новых газопроводов, по которым в КНР будет идти (через Алтай) уже западносибирский газ. Таким образом, восточное направление станет прямым конкурентом западному. И уже не России придется бороться за европейский рынок, а Европе – за российские ресурсы.

И Европа не поможет

Заключение китайского контракта действительно оказало определенное влияние на обстановку в российско-европейско-украинском газовом треугольнике. Ранее позиция киевского правительства представлялась в нем практически беспроигрышной. Долгов не признавать, денег не платить. В случае отключения газа с 3 июня обходиться собственными запасами, благо летом потребление газа падает, а промышленности с учетом экономического спада его так много не нужно.

Кроме того, немаловажный аспект заключается в том, что основные украинские газовые месторождения находятся западнее Донбасса, а газ по трубопроводам прокачивается только с востока на запад и никак иначе. Поэтому Донецкая и Луганская области, на долю которых приходится почти 20% потребления природного газа в Украине, получают его главным образом из России, так что от любых перебоев с поставками они бы пострадали в первую очередь.

При этом, вероятно, предусматривалось провоцирование России на полное прекращение транзита через Украину, а там, как ожидалось, должна была подключиться тяжелая артиллерия в виде Европейской комиссии. В отличие от января 2009 года, перекрытие поставок не должно было привести к тяжелым последствиям для Европы, так что можно было рассчитывать на то, что первым сдастся "Газпром".

Однако заключение китайского контракта можно рассматривать как демонстрацию того, что Европа больше не является единственным экспортным рынком для российской газовой монополии. Единый западный фронт против России если не прорван в Китае, то заметно ослабел. Аванс от CNPC даст российской стороне возможность продержаться гораздо дольше в случае прекращения транзитных поставок через Украину. При этом длительное противостояние с Россией отнюдь не в интересах Евросоюза.

Американский газ поступит в Европу не ранее 2016 года, причем, согласно имеющимся контрактам, в основном в Великобританию, которая от российского газа зависит мало. Разработка сланцевых месторождений в Европе даст видимый эффект в лучшем случае не раньше середины следующего десятилетия. Таким образом, заместить российский газ в Европе можно будет далеко не сразу и не в полной мере. Между тем, если в ближайшие несколько месяцев не будут заполнены украинские газохранилища, осенью и зимой либо Украина, либо европейские страны будут испытывать нехватку газа.

Не исключено, что эти расклады имеют отношение к тому, что в последние дни позиция Европейской комиссии несколько изменилась. И уже еврокомиссар Гюнтер Эттингер, ранее постоянно высказывавший свою поддержку Киеву, порекомендовал украинским властям заплатить России 2 млрд долл. по прежним газовым долгам и принять меры по постепенному возврату оставшейся суммы в размере около 1,5 млрд долл. Правда, пока что украинская сторона отказалась платить, потребовав снижения цен на газ до уровня первого квартала текущего года – 268,5 долл./тыс. куб. м. Но ситуация может меняться быстро.

Проблема здесь заключается в том, что Украина, судя по всему, просто не в состоянии платить больше. Даже промежуточная цена на уровне 370-385 долл./тыс. куб. м, которую считает оптимальной Г.Эттингер, является непосильной для нынешней украинской экономики. Девальвация гривны практически полностью обнулила эффект повышения цен на газ для населения с 1 мая: в долларовом эквиваленте тарифы лишь незначительно изменились по сравнению с прошлым годом. Стоимость газа для промышленности и бюджетников и так достигла 400 долл./тыс. куб. м без НДС, доплат и расходов на транспортировку. При этом бизнес уже жалуется на дороговизну энергоносителей. Таким образом, убытки "Нафтогаза Украины" по-прежнему остаются серьезной проблемой для экономики, а оплата месячных счетов за газ представляет собой немалую трудность.

Наконец, вызывает большую озабоченность состояние финансов украинского государства. Война, курс на разрыв экономических связей с Россией, непродуманная и губительная для целых отраслей национальной промышленности евроинтеграция – все это приводит к резкому падению доходов бюджета, росту бюджетного дефицита и дальнейшему сокращению валютных резервов. И лишние 100 долл./тыс. куб. м могут оказаться той последней соломинкой, которая переломит спину верблюда.

Безусловно, в газовом противостоянии в Украине еще ничего не решено. Но очень своевременно заключив контракт с китайцами, российская сторона сделала сильный ход, может, пока не слишком ослабив позиции Украины и Еврокомиссии, но укрепив свой тыл.

Виктор Тарнавский

МинПром

Новини

10 Жовтня 2024

ДМЗ за підсумками вересня виробив 1,98 тис. тонн прокату

Глобальні викиди CO2 від енергетики досягнуть піку цього року

Термінові потреби України на відновлення становлять $5 млрд 

Acerinox зупиняє завод в Іспанії через низький попит та втрату клієнтів

В Україні прискорилось зростання споживчіх цін

Японський експорт металобрухту продовжує скорочуватись

Україна підписала меморандум про співпрацю з Японською організацією зовнішньої торгівлі

Вперше в історії джерела з нульовим рівнем викидів вуглецю склали понад 40% електроенергії, виробленої у світі

В Україні зростає споживання електроенергії

Верховна Рада прийняла законопроєкт щодо збільшення податків

Німеччина не бачить причин для занепокоєння через можливе зупинення транзиту газу через Україну

SAIL та BHP підписали угоду щодо скорочення викидів вуглецю

Світовий банк прогнозує уповільнення економіки Китаю у 2025 році

Білоруський завод постачав до України добрива з РФ і Білорусі через компанію в ОАЕ

Транзит російської нафти через Україну зріс на 37% у вересні

Бразилія збільшує експорт залізної руди

ВСІ НОВИНИ ⇢