Не было бы счастья
ПублікаціїАннексия Крыма и вооруженное противостояние в восточных областях Украины со всей остротой выявили слабость отечественной армии по организации и по оснащенности. Необходимость модернизации ВСУ может оживить работу украинского военно-промышленного комплекса за счет государственного заказа. Технологии и предприятия есть, все дело в том, где найти деньги.
На 1992 год украинские войска насчитывали 780 тыс. чел., включая 14 мотострелковых, 4 танковые, 3 артиллерийских дивизии, 8 артиллерийских бригад, 4 бригады специального назначения, 2 воздушно-десантных бригады, 9 бригад ПВО, 7 полков боевых вертолетов, 3 воздушных армии (около 1100 боевых самолетов) и отдельную армию ПВО. На вооружении этих сил находилось порядка 6500 танков, 7000 бронемашин (БТР, БМП, БМД и др.), 7200 артиллерийских систем, 900 вертолетов, 2500 единиц тактического ядерного оружия.
Впоследствии часть техники была утилизирована, часть – распродана, на основе многих воинских подразделений созданы так называемые базы хранения. На начало 2014 года ВС Украины (ВСУ) насчитывали 168 тыс. чел., в том числе 2 танковых бригады, 10 механизированных, 2 аэромобильных, 1 воздушно-десантную, 5 артиллерийских, 2 ракетные бригады, 1 аэромобильный полк и части поддержки. На их вооружении состоит более 700 боеспособных танков (еще свыше 1400 на хранении), примерно 2400 БМП различных типов, до 1400 БТР, другие бронемашины и техника, 160 боевых и 25 транспортных самолетов, более 70 боевых вертолетов.
Сухопутные усилия
В годы независимости происходило лишь частичное обновление парка вооружений, притом основные модернизационные разработки были ориентированы на экспорт. В числе известных новаций можно назвать танковые разработки завода им. Малышева (Харьков) – Т-84 и новейший "Оплот". Отечественная армия в 2009 заказала 10 "Оплотов" на общую сумму 295 млн грн., но затем с выполнением заказа возникли проблемы из-за недофинансирования. В целом последняя редакция госпрограммы развития армии предполагала закупку 50 танков "Оплот" до 2018 года. Остальные же новопостроенные танки в годы независимости экспортировались, включая крупнейший контракт с Пакистаном на 320 Т-80УД. Кроме того, завод им. Малышева освоил обновление советских танков Т-64 до модификации "Булат". К настоящему моменту для ВСУ обновлено 76 машин.
Кроме того, Николаевский ремонтно-механический завод занимался модернизацией БТР-70 до уровня БТР-70ДИ и до чисто украинского варианта – БТР-7. А Харьковским КБ машиностроения им. Морозова разработан небезызвестный БТР-4, после неудачного контракта с Ираком уже начавший поступать на вооружение национальных войск. Среди перспективных разработок можно назвать боевые машины пехоты БМПТ-64, БМП-55, ЮТМП-84. Также проводилась модернизация БРДМ-2 до уровня БРДМ-2ДИ "Хазар", плюс разработана новая бронемашина "Дозор-Б", лицензию на которую купила Польша.
Проводились и обновления реактивной артиллерии: для широко распространенной БМ-21 "Град" разработана модификация БМ-21У "Град-М" на шасси КрАЗ-260 с увеличенной дальностью стрельбы, принята на вооружение армии в 2000. Перспективные разработки в этом направлении – первая собственно отечественная система залпового огня (РСЗО) БМ-21К, сходная с ней КрАЗ-6322РА "Бастион-01" и развитие РСЗО 9К57 "Ураган" – КрАЗ-63221РА "Бастион-03".
Также Украина известна достижениями в области боеприпасов и систем наведения. Одним из показательных примеров является сопровождаемая предприятием "Топаз" (Донецк) усовершенствованная станция радиоэлектронной разведки "Кольчуга-М", вокруг возможных поставок которой в Ирак в 2002 году возник заметный международный скандал. На внутреннем вооружении стоит 19 таких станций. Также в стране есть неплохая база изготовления современных боеприпасов, один из лидеров здесь – ГАХК "Артем", специализирующийся на ракетах для бронетехники и авиации. Это единственный в СНГ изготовитель управляемых ракет средней дальности для самолетов типа МиГ-29, Су-27, Су-30. До украинского зимнего политического кризиса допускалось и создание профильного СП с Россией как производителем такой авиации. А столичное КБ "Луч" известно высокоточными противотанковыми комплексами "Стугна-П" и "Скиф" (совместный с Беларусью), в том числе устанавливаемыми на танки, БТР, вертолеты. Продукция КБ эксплуатируется в Украине, поставлялась в Европу и Израиль.
Деньги будут?
Что же до собственных самолетов, то наша страна не разрабатывает современных боевых моделей. Зато специализируется на транспортных, из которых можно выделить сверхтяжелые Ан-124 "Руслан" Ан-225 "Мрия", перспективный Ан-70. В то же время у отечественного авиапрома обширные мощности по ремонту военной авиации, которые способны обслуживать все типы самолетов и вертолетов производства бывшего СССР.
Ныне за рубежом на вооружении состоит более 300 транспортных лайнеров Ан-24, Ан-26 и Ан-32, свыше 1500 вертолетов Ми-8, Ми-24, Ка-25 (двигатели к которым изготовляет "Мотор-Сич"). Украинские авиаремонтники постоянно загружены заказами. Однако проводились работы и для внутренних нужд. Например, 14 из 36 эксплуатируемых штурмовиков Су-25 модернизировано до уровня Су-25М1, часть из 80 МиГ-29 – до МиГ-29МУ1, а некоторые из 38 Л-39 чехословацкого производства – до Л-39M1. Планы, существовавшие до зимнего политкризиса, предполагали к 2015 году модернизацию около 40 боевых самолетов и ремонт еще стольких же.
А в ВМФ Украины – 26 боевых кораблей и катеров, плюс ряд вспомогательных судов. Для этого рода войск несколько лет назад была подготовлена программа строительства на Черноморском судостроительном заводе корветов (сторожевые корабли по советской классификации) проекта 58250, разработанного николаевским Опытно-проектным центром кораблестроения. Головной корабль заложен в мае-2011, всего до 2021 года должно было быть создано 10 судов водоизмещением более 2500 тонн и общей стоимостью 16,1 млрд грн., информирует президент ассоциации "Укрсудпром" Виктор Лисицкий. Модель на 60% состоит из отечественных деталей, остальное обеспечивают государства Европы (Италия, Германия, Франция, Дания). Наряду с этим в 2012-2013 выполнен капремонт флотского флагмана – сторожевика "Гетьман Сагайдачный", большого десантного корабля (ДК) "Константин Ольшанский", среднего ДК "Кировоград", разведкорабля "Переяслав" и ракетного катера "Приднепровье". Добавим, в Феодосийской судостроительной компании "Море" был создан почти полный цикл производства военных судов, в том числе на подводных крыльях и воздушной подушке, быстроходных патрульных катеров. Однако сейчас Крым оккупирован РФ.
Так или иначе, до недавних политических событий даже модернизация имеющейся военной техники была совершенно недостаточной, констатирует специалист по экономической политике Виталий Кулик. Так, в 2013 весь военный бюджет страны составил 2,4 млрд долл. (около 19,2 млрд грн.), чего было по-прежнему мало для технического обновления и перевооружения, говорит аналитик. Госбюджет-2014 предусматривал сокращение затрат на ВС до 14 млрд грн., но после смены власти они расширены до 20 млрд. Кроме того, в мае выпущены военные казначейские обязательства на 1,1 млрд грн. А в идеале экономисты оценивают ежегодную потребность армии в техническом переоснащении в 300-500 млн долл.
Пока же на фоне аннексии Крыма и проблем, выявленных в ходе АТО, новые киевские власти обратились за военной помощью к Западу. Эксперты сходятся во мнении, что поддержка (кроме учений, обучения кадров и т.п.) будет предоставлена вспомогательными военными материалами и финансированием, а в будущем, возможно, отдельными технологиями и совместными модернизационными проектами. Так, в апреле США объявили о подготовке военно-технической помощи украинской стороне (в основном пограничникам) на сумму 20 млн долл., включая горюче-смазочные материалы, средства связи и предупреждения, современные бронежилеты. А в мае стало известно о подготовке в Конгрессе закона о военной поддержке Украины уже на 100 млн долл. (в том числе легкое вооружение, амуниция).
Наряду с этим ожидается, что Штаты оставят отечественным военным часть техники после международных учений Rapid Trident 14, которые перенесли с июля в связи с обстановкой в стране. Впрочем, полагает В.Кулик, впоследствии объемы поддержки могут быть намного больше и разноплановее, так как теперь в стране появится легитимный президент.
Оживление возможно
Эти средства как раз могут быть пущены на техническую модернизацию ВСУ, включая пополнение новыми машинами. "Укроборонпром" уже пообещал в сжатые сроки предоставить Нацгвардии 74 различных БТР (БТР-3Е, БТР-4, БТР-80, БТР-70ДИ), а Кабмин объявил о заказе еще 200 БТР-4 харьковским машиностроителям. Но если при поддержке Запада будет принято решение о расширении и кардинальном перевооружении ВСУ, то это может оказаться лишь частью новаций. Другим шагом может стать давно запланированная танковая модернизация, включая и новые "Оплоты", и обновление всего парка Т-64. А также внутреннее внедрение новинок в области артиллерии, связи, боеприпасов, которые (новинки) до последнего времени были в основном ориентированы на экспорт. При этом может начаться новый рост численности армии. На коренную смену подходов понадобится время, но при грамотной постановке задачи и достаточном финансировании уже в 2014 году украинский ВПК может заметно нарастить показатели.
В дальнейшем возможна и активизация обновленческих работ в ВВС, для этого есть и технологическая, и производственная база. Теоретически при достаточном внутреннем финансировании и внешней помощи Киев может начать самостоятельный выпуск Ан-70 и других перспективных моделей. Однако нужно учитывать, что даже начальный этап организации собственного производства того же Ан-70 стоил бы Украине 60-70 млн долл., в том числе чтобы заместить хотя бы часть российских компонентов, уточняет директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак. Пока что в проекте участвуют 135 российских и только 6 отечественных предприятий. Сопоставимая ситуация и по другим новейшим самолетам "Ан". "То же самое можно сказать и о других сферах нашего ВПК, который поставляет около 10% продукции в Россию и получает оттуда немало компонентов. Потери на данном направлении будет не так уж просто компенсировать", – отмечает В.Бадрак.
Наконец, может быть доведена до ума программа корветов. В.Лисицкий считает, что возможности для этого у украинского судопрома по-прежнему есть и вопрос только в деньгах. Министр Кабинета министров Остап Семерак сообщил о том, что украинский военно-морской флот обзаведётся четырьмя новыми корветами.
В 2013 году отечественный ВПК увеличил продажи продукции на 14%, до 14,7 млрд грн., за счет роста экспорта на 33%. Если сегодняшние события подстегнут внутренний спрос на вооружение и при этом удастся сохранить основные экспортные рынки, то уже в текущем году отраслевое производство может вырасти до 18-20 млрд грн. даже в ценах-2013. И в последующие годы рост способен стать постоянным. В.Кулик уверен, что сочетание госзаказа с сохранением рынков сбыта в дальнем зарубежье вполне способно компенсировать возможные потери на российском направлении. Тем более что далеко не факт, что Беларусь и Казахстан будут копировать вероятные санкции РФ против военно-промышленной кооперации с Киевом.
Примером же экспортных новинок могут быть планы создания в Польше совместного производства противотанковых ракетных комплексов "Барьер" разработки все того же КБ "Луч", а также модернизации многоцелевых вертолетов Ми-8, транспортно-боевых Ми-24, истребителей МиГ-29 и другой техники Войска Польского.
Максим Полевой
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram