Несжимаемый экспорт
ПублікаціїГлобальное перепроизводство стали заваливает мировой рынок избытком металла, и многие правительства пытаются защитить своих производителей от дешевого импорта. Однако принятие мер, в частности против китайской стали, приводит к переадресации этих поставок на другие рынки, производители которых вернут образовавшийся излишек металла в виде собственного экспорта стране, успешно защитившейся от китайцев. Поскольку проблема – из категории вечных, то ситуация становится абсурдной: защититься от нежелательного импорта можно только путем полного отказа от международной торговли.
Нерушимая традиция
Японские сталелитейные компании теряют свою традиционную невозмутимость: в апреле импорт на их рынок достиг девятилетнего максимума. По словам Рюичи Ямаситы (Ryuichi Yamashita), директора департамента чугуна и стали в министерстве торговли, если импорт сохранится на высоком уровне, на повестке дня появится вопрос об антидемпинговых пошлинах. Обычно японские компании воздерживаются от мер такого рода, поскольку сознают, что могут получить адекватный ответ, который причинит серьезный ущерб их собственному экспорту. Тем не менее сейчас они готовы рискнуть отношениями со своими традиционными торговыми партнерами – Южной Кореей и Китаем, поскольку те продают сталь в Японии дешевле, чем на собственных внутренних рынках.
Председатель Japan Iron and Steel Federation Хироси Томоно (Hiroshi Tomono) дипломатично отметил, что до серьезного ущерба японским производителям дело пока не дошло – сейчас строительный бум в стране поглощает большие объемы азиатской стали. Он объяснил, что решение о мерах по ограничению импорта будет принято, только если эти поставки сохранятся на высоком уровне и принесут серьезные убытки японским компаниям. Пока же Федерация исследует причины появления таких больших объемов иностранной стали, несмотря на ослабление Йены, которое должно было сделать ее более дорогой. В первом квартале текущего года объем импорта подскочил до самого высокого уровня после 1997, и апрель стал шестым месяцем подряд, в котором эти поставки превысили 400 тыс. тонн.
Большие объемы иностранных поставок создают дополнительные проблемы японским производителям, которые стремятся сохранить свои пробыли в условиях, когда финансовое стимулирование экономики завершилось, и подъем ВВП затормозился. Рост азиатского импорта привел к насыщению рынка и повышению уровня запасов. В результате капитализация Nippon Steel & Sumitomo Metal Corp. в первом квартале упала на 19%, а прирост прибылей в финансовом году (завершился 31 марта) уменьшился предположительно до 8,7% (усредненный прогноз 17 аналитиков, опрошенных Bloomberg). При этом ожидается, что у Kobe Steel, которая в прошедшем финансовом году сообщила о первой за три года прибыли, в году текущем эта прибыль сократится на 25%.
По статистике Japan Iron and Steel Federation, в апреле импорт из Южной Кореи увеличился на 18%, до 284 тыс. тонн, а китайские поставки утроились и составили 52 тыс. тонн. Эту тенденцию японцы считают опасной, хотя Томоно, который совмещает пост главы департамента в министерстве торговли с должностью вице-председателя Nippon Steel & Sumitomo, откровенно недоумевает: "Учитывая, какова маржа корейских и китайских экспортеров при нынешнем соотношении валютных курсов, трудно себе представить, что в Японию поступают такие большие объемы". Тем не менее факт налицо, и производители сейчас проводят консультации с правительством по вопросу ограничения импорта, в том числе путем введения антидемпинговых пошлин.
Правда, японские производители сейчас сами оказались объектами 25 торговых расследований в разных странах мира. В некоторых случаях антидемпинговые пошлины уже введены, в остальных – следствие еще не завершено. Сама же Япония еще не вводила тарифов на импорт, и эксперты считают маловероятным нарушение этой традиции. Старший аналитик SMBC Nikko Securities Кадзухиро Харада заявил: "Поскольку Япония – страна-экспортер, они не могут принимать меры против импорта. Ущерб для японской стороны будет больше, поскольку любая такая мера даст повод другим странам защитить свои рынки таким же способом". С другой стороны, аналитик Credit Suisse Securities Japan Синя Йамада считает, что, помимо антидемпинговых пошлин, возможных мер в распоряжении японских производителей не так и много – они могут либо снизить цены, чтобы сократить объемы импорта, либо сохранить их на прежнем уровне, теряя рыночную долю. Тем не менее в SMBC Nikko Securities говорят, что такие комментарии председателя Федерации должны послужить серьезным предупреждением заокеанским поставщикам.
Сейчас наибольшее беспокойство у японцев вызывает рост корейских поставок, которые в первом квартале составили 68% всего импорта. По данным Федерации, корейский импорт занял 9,7% японского рынка, в отличие от 7,4% в первом квартале прошлого года. Перепроизводство в Южной Корее сильно выросло в прошлом году, когда Hyundai Steel увеличила свои мощности на 50%, а ее крупнейший местный конкурент Posco построила свой первый зарубежный интегрированный завод в Индонезии. При этом качество корейской стали ощутимо повысилось, и компании резко увеличили ее экспорт в Японию и на Тайвань.
Ну, а избыток поставок из Китая будет расти. Производство стали в этой стране в марте поставило очередной рекорд, хотя прирост китайской экономики оказался наименьшим за последние полтора года.
Китайские страдальцы
В Baoshan Iron & Steel говорят, что следует ожидать нарастания масштабов перепроизводства в ближайшие два-три года, поскольку расширение сталелитейных мощностей продолжается. В отношении же спроса ситуация продолжит ухудшаться. По данным Lange Steel, во втором квартале рынок недвижимости продолжит падение, а золотой век крупномасштабного инфраструктурного строительства за счет правительственных стимулов уже завершен. Все эти факторы приведут к снижению спроса в потребляющих сталь отраслях, и прибыльность производителей останется низкой. Слабый спрос и рост запасов ухудшили поток наличности компаний. Усугубляют эту ситуацию безнадежные долги и более высокие ставки по кредитам.
По данным отраслевых аналитиков, у многих предприятий соотношение собственных и заемных средств превышает 70%, и банки требуют досрочной выплаты долгов скорее по политическим причинам, чем из-за недостатка наличности. В China Iron and Steel Association сообщили, что банки перевели сталелитейную промышленность в категорию отраслей с высоким риском, и предприятиям будет трудно получать кредиты. При этом банки собираются потребовать от сталелитейных компаний досрочной выплаты долгов на общую сумму не менее 140 млрд юаней (22,5 млрд долл.). Таким образом, финансовые риски сталелитейных компаний во втором квартале увеличатся, что создаст компаниям новые проблемы, помимо уже имеющихся безнадежных долгов. Из-за перепроизводства и непрерывных убытков многие заводы предпочитают продолжать выплавку металла, просто чтобы удержать банки от требования выплаты долгов.
По статистике CISA, в первом квартале годовой прирост объемов производства стали в Китае составил 2,37%, а совокупный выпуск 202,7 млн тонн. Однако в австралийском Bureau of Resources and Energy Economics (BREE) утверждают, что этот прирост составил 7%, и страна установила новый производственный рекорд, несмотря на закрытие ряда сталелитейных заводов. В обзоре BREE сказано: "Хотя недавно некоторые предприятия были остановлены в связи с сокращением доступа к кредитам, в Китае сохраняется значительное перепроизводство". Фактически с рынка вытесняются самые старые и наименее эффективные заводы, а наиболее эффективные предприятия продолжают работать, и перепроизводство сохраняется.
При этом экспорт решить проблему не поможет: заморские рынки тоже переполнены, а китайские сталелитейные компании традиционно обвиняют если не в демпинге, то в субсидированном экспорте. А чаще – и в том, и в другом. Даже японцы уже задумались о мерах по ограничению импорта, а в США и ЕС такие меры давно уже стали доброй традицией. Гендиректор Nucor Джон Ферриола на днях заявил: "Незаконные правительственные субсидии в Китае и других странах дают возможность сохранять производство многим неэффективным мощностям, а их деятельность приводит к демпингу на мировом рынке". По его мнению, это порождает две проблемы. "Первая из них – демпинг, то есть продажа стали по цене ниже себестоимости. Вторая – трудности в борьбе с первой, поскольку запрет на экспорт китайской стали в США перенаправит ее в другие регионы, производители которых будут вынуждены после этого продавать сталь в США по любой цене. Это – "ловушка 22", – считает Д.Ферриола.
Галина Резник
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram