Неэкономический патриотизм
ПублікаціїНесмотря на ряд резких заявлений со стороны официальных лиц, Украина не стала спешить с выходом из СНГ. Впрочем, соответствующие законопроекты под номерами 0074 и 0074-1 лежат в Верховной Раде с марта. Вопрос их принятия находится в политической плоскости, но в то же время такой шаг может негативно отразиться на экономике Украины.
В конце мая Украина заявила о начале официальной процедуры выхода из СНГ. Причиной тому, по словам замминистра иностранных дел Украины Даниила Лубкивского, послужило отсутствие реакции данной организации на агрессию со стороны России. Фактически же Украина все-таки отправила своего представителя на недавнюю встречу глав правительств СНГ в Минске и пока не подавала официальной заявки на выход в оргкомитет Содружества.
Очевидно, что доминирующую роль в СНГ играет Россия, но, кроме нее, есть еще 9 государств-членов и наблюдателей, с которыми у Украины сложились пусть не идеальные, но более качественные отношения. К слову, Украина де-юре не является членом СНГ, так как не подписала устав этой организации, и на данный момент имеет статус государства-основателя и государства-наблюдателя Содружества. Это отображается также на обязательствах нашей страны – они не особо обременительны и в большинстве своем не относятся к политической сфере, а носят экономический, гуманитарный, культурный и правовой характер.
Недаром с момента создания этого регионального объединения Украина отдавала приоритет экономической составляющей сотрудничества, ведь в этой сфере наша страна получает наибольшую выгоду. Речь идет в первую очередь о Зоне свободной торговли, созданной в рамках СНГ в 2011 году. Договор о ЗСТ вступил в силу для Украины 20 сентября 2012 года после выполнения всех необходимых внутригосударственных процедур.
Главное преимущество ЗСТ заключается в возможности торговли между странами-участниками без таможенных пошлин или других эквивалентных платежей и без количественных ограничений (квот), за исключением отдельных, четко определенных товарных позиций. Это означает, что при импорте товара из стран-участников ЗСТ при условии подтверждения страны происхождения импортер (резидент страны-участника ЗСТ) не платит таможенную пошлину. То же самое относится и к экспорту товаров. Правда, в этом случае гораздо шире перечень исключений из товарной номенклатуры, по которым экспортная пошлина остается фиксированной.
В случае выхода Украины из СНГ аннулируется и ее участие в Зоне свободной торговли. Если по какой-то причине этого не произойдет автоматически, то не стоит сомневаться в том, что вопрос исключения Украины из ЗСТ будет решен Россией и ее сторонниками в короткие сроки. А это означает потерю всех преференций по экспортно-импортным таможенным пошлинам и возможное введение количественных ограничений во внешней торговле со странами СНГ.
Согласно данным Государственной службы статистики, за 2013 год общий объем импорта продукции со стран СНГ в Украину составил 27,93 млрд долл., что составляет 36,3% всего украинского импорта, включая энергоносители. Но, кроме нефти и газа, наша страна импортирует целый ряд других товаров с бывших советских республик. Это в первую очередь пищевая группа, молочные продукты, продукты из мяса и рыбы, алкогольные и безалкогольные напитки, а также продукция химической промышленности, текстиль, стеклянные изделия, не говоря уже о технике, оборудовании, запасных частях и многом другом. Ставки пошлины на эти группы товаров отличаются и составляют от 0% до 20%.
Объем импортных операций Украины со странами-участниками ЗТС, за вычетом импорта энергоносителей и товаров, которые подпадают под исключения, составил за 2013 год около 10,2 млрд долл. Даже если взять среднее значение базовых таможенных пошлин на уровне 5%, то потеря преференций по ним будет стоить украинским импортерам около 510 млн долл. в год на оплате таможенных пошлин и около 102 млн долл. на дополнительной оплате НДС. А это автоматически отобразится на стоимости товара для конечного покупателя.
Еще нагляднее ситуация выглядит для украинского экспорта. Ведь страны СНГ также будут иметь право отменить преференции по импортным пошлинам для украинских товаров, что сделает их неконкурентоспособными на просторах бывшего СССР. Дополнительным препятствием также может стать квотирование украинского импорта. А это уже совсем другие риски, учитывая экспортную ориентацию нашей экономики.
Правда, народные избранники не сильно утруждали себя анализом этих вопросов. В пояснительной записке к вышеупомянутым законопроектам в разделе "Финансово-экономическое обоснование" всего два абзаца, суть которых сводиться к тому, что их принятие не нуждается в дополнительных затратах с государственного бюджета. Более того, Украина сможет экономить на членских взносах около 2 млн долл. в год. Нужна ли нам такая экономия в такой и без того сложной экономической ситуации, как сегодня – вопрос риторический. Остается только наблюдать, какой патриотизм в результате победит – политический или экономический.
Дмитрий Лынник
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram