Ставка на металл

Публікації

Несмотря на общий кризис в стране и боевые действия на Донбассе, компания "Азовмаш" продолжает активно работать, привлекая внутренние и экспортные контракты. И если на рынке вагонов ситуация остается сложной, то продажи металлургического оборудования холдинг может снова нарастить.

В конце августа холдинг "Азовмаш" заключил сразу два контракта на поставку засыпных аппаратов для домен обоих основных метпредприятий ИСД – Алчевского МК (АМК) и Днепровского МК им. Дзержинского (ДМКД). Для первого будет изготовлен агрегат диаметром 5 м и массой 43,3 тонн, для второго – диаметром 4,8 м на 38,75 тонн.

Кроме того, в мариупольской компании сообщают, что несколько ранее входящее в нее ПАО "Азовобщемаш" отправило засыпной аппарат диаметром 5 м на МК "Азовсталь", а сейчас изготавливает для этого МК бесконусное загрузочное устройство (будет применено при капремонте ДП № 4). С металлургами Украины, России и дальнего зарубежья активно ведется дальнейшая предконтрактная работа по поставке засыпных аппаратов.

Вопреки обстоятельствам

Работает "Азовмаш" и по другим контрактам, несмотря на сложную ситуацию в регионе и стране. Так, заканчивается изготовление опорного кольца конвертера емкостью 350 тонн для кислородно-конвертерного цеха "Азовстали", которая ранее получила корпус данного конвертера. Изготавливается опорное кольцо конвертера емкостью 160 тонн для Мариупольского МК им. Ильича, корпус 350-тонного конвертера для группы "Северсталь" (РФ). Наряду с этим в 2014 году "Азовмаш" отгружал готовую продукцию российскому Новолипецкому МК, в Венгрию, Индию, Алжир.

Вопреки трудностям на рынке ж/д вагонов, продолжается и разработка новых моделей подвижного состава. В частности, весной ММК им. Ильича начал подконтрольную эксплуатацию полувагонов новой модели 12-1905 с грузоподъемностью 75,5 тонн и объемом кузова 90 куб. м на инновационных тележках модели 18-1711 с осевой нагрузкой 25 тонн. Изделия созданы Головным специализированным КБ вагоностроения им. В.М. Бубнова, входящим в "Азовмаш".

А летом рынку была представлена новая ж/д цистерна для сжиженных углеводородных газов модели 15-1780-05 с улучшенными технико-экономическими параметрами и грузоподъемностью 55 тонн. Ранее в 2013 приазовские машиностроители начали серийный выпуск нового типа цистерн для химических грузов, новых моделей крытого вагона с теплоизоляцией, вагона-термоса, хопперов различного назначения. "При сегодняшней неблагоприятной конъюнктуре вагонного рынка только создание подвижного состава повышенной грузоподъемности позволяет вести эффективную маркетинговую работу. При этом мощная база технического переоснащения дает возможность быстро перестраиваться на серийное изготовление новых типов грузовых вагонов", – отмечает гендиректор ПАО "Азовмаш" Игорь Карапейчик.

Посильные перспективы

Экономисты подтверждают: многопрофильность номенклатуры и вертикальная интеграция (включая металлургию, вагонное литье) входят в число принципиальных конкурентных преимуществ холдинга. Известно, что, кроме металлургического оборудования и вагонов, он производит подъемно-транспортную, в том числе различные краны, горнорудную, топливозаправочную технику и др. Кроме того, в числе плюсов отраслевой аналитик Владимир Пиковский называет расположение в портовом районе, территориальную близость к зарубежным рынкам сбыта, долгосрочные деловые отношения с крупными потребителями. Неудивительно, что почти 90% продукции предприятия идет на экспорт, а само оно оценивается независимыми источниками в 700-800 млн долл. даже в условиях системного кризиса в стране. Рентабельность в 2013, согласно корпоративной отчетности, составила 5%.

Последняя цифра актуальна в свете возможной приватизации компании: в августе Фонд госимущества включил контрольный пакет (50%+1 акцию) ПАО "Азовмаш" в приватизационный список на этот год. Специалисты полагают, что стремление Кабмина почти любой ценой получить деньги для дефицитного госбюджета и кризисной экономики может привести к продаже госдоли в холдинге по сниженной цене. Эксперт по экономической политике Виталий Кулик допускает реализацию госпакета за 50-70 млн грн., что в десятки раз меньше реальной рыночной капитализации.

С этим допущением согласны и другие экономисты: президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко не исключает поспешных теневых схем при разгосударствлении этого и других привлекательных активов (например, Одесского припортового завода, оставшихся госакций облэнерго, а в будущем – подразделений НАК "Нафтогаз Украины", "Укрзализныци"). И добавляет, что получить контроль над крупным и эффективным машиностроительным холдингом были бы заинтересованы многие игроки мирового уровня. "Не хотелось бы, чтобы это означало передел собственности по результатам смены власти в стране. А такие поползновения сегодня есть. Они способны навредить не только отдельным предприятиям, но и целым отраслям, всей экономике", – говорит аналитик.

Пока же "Азовмаш" продолжает работать в нынешней критической обстановке. В.Кулик отмечает: в ближайшей перспективе на деятельность компании будут влиять такие позитивные факторы, как восстановление глобального металлопроизводства (в 2014 ожидается рост на 3,1%, в 2015 – еще на 3,3%) и возможная в следующем году относительная нормализация отношений Киева с Москвой.

Если же последнего не произойдет, то под угрозу ставится ключевой сбытовой вектор холдинга, и это было бы крайне нежелательно. В 2013 из-за политико-торговых конфликтов с россиянами его продажи вагонов уже упали на 32%, до 10471 штук (в стоимостном выражении – на 38%, до 5536,6 млн грн.). А итоги-2014 в сложившейся обстановке даже трудно себе представить. В то же время прошлогоднее сокращение реализации подвижного состава удалось отчасти компенсировать ростом продаж металлургического оборудования на 28,8%, до 418,3 млн грн. Предприятие продолжает активно действовать на данном рынке и может снова увеличить доход с него вопреки всем неблагоприятным обстоятельствам. Особенно если не помешают военные действия и новое ухудшение общей ситуации в стране.

Максим Полевой

МинПром

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢