Непосильный груз

Публікації

Нынешняя власть, похоже, не в силах выполнить условия кредитной программы МВФ, несмотря на всю задекларированную ранее решимость. Фонд со своей стороны демонстрирует лояльность и понимание масштаба проблем, с которыми сталкивается официальный Киев. Но добрый полицейский в любой момент может превратиться в злого.

Валютный пасьянс

Первыми о необходимости пересмотра условий, на которых МВФ в апреле согласился кредитовать Украину, заговорили в Национальном банке Украины. Это произошло после того, как обменный курс в августе уверенно перевалил за отметку 13 грн./долл. и стал вплотную подбираться к 15 грн./долл. НБУ никак этому не препятствовал – не в последнюю очередь из-за обязательств перед Фондом отказаться от политики фиксированного курса. Однако довольно быстро всем стало понятно, что у пропасти нет дна, а население как конечный потребитель превращается в банкрота из-за критической зависимости украинской экономики от импорта газа и нефтепродуктов. Которые тянут за собой вверх тарифы ЖКХ и цены на продовольственные и промышленные товары.

Не случайно уже в августе розничные продажи бензина и дизтоплива на украинских автозаправочных станциях рухнули на 25%, по данным консалтинговой компании "А-95". Свернулась покупательская активность и в других секторах. Однако четкой границы валютного коридора определить не удалось. Если 27 августа премьер Арсений Яценюк заявлял, что национальная экономика не выдержит курс выше 12 грн./долл., то уже 23 сентября на совещании в НБУ с участием того же А.Яценюка было решено удерживать курс в пределах 12,95-13,3 грн./долл. И среднегодовой показатель 12,9 грн./долл. заложен в проект госбюджета-2015. Точно так же в августе-сентябре постепенно повышалась оценка экономически обоснованного обменного курса Кабинетом министров Украины.

Так, еще 2 июня министр финансов Александр Шлапак утверждал, что это – 10,5 грн./долл., и нет решительно никаких оснований для того, чтобы доллар стоил дороже, а гривна дешевле. Но вот уже 23 сентября он озвучивает иную цифру – 13,5 грн./долл. Вероятно, это связано с поправками на продолжающийся отток депозитных вкладов из банковской системы и на бегство капитала из страны в связи с политической нестабильностью. Любопытно, что при этом глава Нацбанка Валерия Гонтарева 22 сентября заявляет, что не намерена вводить запрет на досрочное снятие депозитов. Несмотря на то, что с начала года граждане от греха подальше уже забрали со счетов 104 млрд грн., или 30% от всего объема по банковской системе, как сообщила 23 сентября директор департамента кредитно-денежной политики НБУ Елена Щербакова.

Тем самым Нацбанк дает добро на дальнейшую утечку денег, которые идут главным образом на покупку валюты, еще выше поднимая цену доллара и опуская гривну. Не менее странным выглядит затягивание с принятием административных мер, препятствующих выводу капитала, который возможен только в инвалюте. Речь идет о введенном с 23 сентября запрете на выплату украинскими компаниями дивидендов в пользу учредителей-нерезидентов, как правило, зарегистрированных в налоговых оффшорах. Спрашивается, а кто мешал это сделать раньше, например, в июне, когда негативные процессы в финансовой сфере только-только набирали обороты?

Очевидно, что тогда не было бы нынешних проблем с удержанием курса, который спокойно оставался бы в пределах 10,5 грн./долл. – тех самых, озвученных А.Шлапаком. Теперь же для нормализации положения необходимо наращивать золотовалютные резервы. Отчасти с этим связана просьба Киева объединить третий и четвертый кредитные транши, в результате чего в декабре правительство и Нацбанк получат сразу 2,2 млрд долл. – гораздо больше, чем предполагалось ранее. На это МВФ согласился, однако других сигналов относительно предоставления НБУ более широких полномочий по регулированию курсовой политики из Вашингтона не поступило. Удастся ли убедить кредиторов в необходимости ужесточения правил на валютном рынке Украины, станет известно в ноябре после очередного визита миссии Фонда, которая на месте изучит возможность корректировки условий апрельской программы stand-by.

Космические аппетиты

Позднее о необходимости изменений в кредитный договор с МВФ, рассчитанный до апреля 2016 года, заговорили и в правительстве. Сначала этот тезис 23 сентября озвучил глава МИД Украины Павел Климкин, затем через два дня повторил премьер Арсений Яценюк во время визита в США. Как следует из заявлений, под пересмотром они понимают увеличение кредита – под предлогом необходимости денег на послевоенное обновление Донбасса. В связи с этим становится очевидно, что на самом деле правительство не очень-то и рассчитывает на так называемых международных доноров и отечественных олигархов, за счет которых на словах собиралось восстанавливать экономику донецкого региона.

На деле же все, как обычно, хотят свести к новым долгам государства. Логика Кабинета министров понятна: если Украина – банкрот (а отдать 17 млрд долл. через год с небольшим она способна только за счет новых займов), то какая, в конце концов, разница, сколько именно она должна? Однако Фонд пока что не горит желанием идти навстречу просьбам должника. По неофициальным данным, он уже обратил внимание украинских властей на грубое нарушение условий кредитной программы.

А именно – на ударную работу печатного станка Нацбанка, с помощью которого нынешняя власть платит бюджетникам зарплаты, а также пенсии и пособия. Понятно, что при таком подходе к наполнению госбюджета, а обеспечить его налоговыми поступлениями не получается, реальная инфляция в стране по итогам года будет раза в два выше, чем те 19%, которые были согласованы с МВФ.

И это становится серьезным препятствием для получения очередной порции денег из Вашингтона, запланированной на декабрь. Другое дело, что выполнить данную рекомендацию у правительства не получается. У него не осталось других инструментов, кроме новых выбросов необеспеченной гривны в финансовую систему. И дело не только в объективных трудностях в виде прекращения налоговых отчислений от донецких и луганских предприятий (большинство которых остановлено и имеют различную степень разрушений). И даже не в платежной дисциплине (точнее, ее отсутствии) отдельных финансово-промышленных групп.

Самое главное, что нынешняя власть не отказалась от воровства государственных денег. Наоборот, оно стало еще более масштабным. Разумеется, благодаря АТО. Так, Ирина Геращенко, глава комиссии Верховной Рады по проверке использования средств, выделенных из госбюджета и перечисленных украинцами в поддержку армии, в сентябре сообщила, что расходы на финансирование антитеррористической операции на Донбассе из госбюджета Украины в 2014 году составили свыше 63 млрд грн.

Напомним, Президент Украины Петр Порошенко ранее утверждал, что АТО обходится в 80 млн грн. в день, или 2,4 млрд грн. в месяц. Таким образом, до настоящего времени фактические расходы за все время военных действий составили около 12 млрд грн. Не верить данным главы государства нет оснований – точно так же, как и представителю провластной парламентской фракции И.Геращенко. В таком случае возникает вопрос: где остальные 51 млрд грн.? Помнится, будучи в оппозиции, депутат ВР от "Батькивщины" Остап Семерак, который благодаря Евромайдану сейчас перебрался в кресло министра Кабинета министров, заявлял, что при подготовке к Евро-2012 власть украла 25-30 млрд грн. Никаких расчетов он при этом не приводил. Но даже если взять эту цифру за точку отсчета, то 30 млрд грн. власть украла за 4 года, а тут 51 млрд грн. улетучился за неполных 6 месяцев.

Неудивительно, что после принятия закона об особом статусе отдельных районов Донбасса, позволяющего прекратить войну, на П.Порошенко обрушилась яростная критика со стороны "Батькивщины", "Народного фронта" и "Свободы", чьи представители сидят сейчас в Кабинете министров. И совершенно очевидно, что при таких космических аппетитах нынешней власти говорить об успешном выполнении программы МВФ не приходится. В связи с этим интересно, каким будет обменный курс в январе, если МВФ откажется от предоставления очередного кредита: 50 грн./долл. или больше?

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

10 Жовтня 2024

Термінові потреби України на відновлення становлять $5 млрд 

Acerinox зупиняє завод в Іспанії через низький попит та втрату клієнтів

В Україні прискорилось зростання споживчіх цін

Японський експорт металобрухту продовжує скорочуватись

Україна підписала меморандум про співпрацю з Японською організацією зовнішньої торгівлі

Вперше в історії джерела з нульовим рівнем викидів вуглецю склали понад 40% електроенергії, виробленої у світі

В Україні зростає споживання електроенергії

Верховна Рада прийняла законопроєкт щодо збільшення податків

Німеччина не бачить причин для занепокоєння через можливе зупинення транзиту газу через Україну

SAIL та BHP підписали угоду щодо скорочення викидів вуглецю

Світовий банк прогнозує уповільнення економіки Китаю у 2025 році

Білоруський завод постачав до України добрива з РФ і Білорусі через компанію в ОАЕ

Транзит російської нафти через Україну зріс на 37% у вересні

Бразилія збільшує експорт залізної руди

Транспортування електроенергії є однією з найбільших проблем для українських компаній

УЗ у вересні 2024 року перевезла на експорт 2,36 млн тонн залізної руди

ВСІ НОВИНИ ⇢