Индийские танцы

Публікації

Новое правительство Индии анонсировало новую политику, которую собирается проводить в отношении сталелитейной промышленности. Власти обещают обеспечить производителям сырьевую безопасность, помочь в решении проблем логистики, приобретении земли для будущих заводов и экологических согласований проектов, а также – создать стимулы для мощного повышения спроса. Правда, сейчас из-за роста цен на сырье индийская продукция теряет конкурентоспособность, а обещанное "покращення" не улучшает сегодняшних прибылей.

Веселый саммит

Чиновники объявили, что новый сценарий развития отрасли предусматривает увеличение национальных мощностей до 300 млн тонн к 2025 году от нынешних 81,2 млн тонн. На саммите Confederation of Indian Industry (CII) новый министр сталелитейной промышленности Вишну Део Саи сообщил о грядущей правительственной поддержке отрасли, которой отводится важная роль в планах увеличить долю промышленного производства в ВВП от 16 до 25%.

Предполагается учредить специальный орган для надзора и проведения исследований в сталелитейном секторе. Кроме того, обсуждается возможность создания восточного коридора, который мог бы решить ряд проблем производителей в сфере логистики, в том числе фрахта. А чтобы стимулировать реализацию новых проектов, правительство собирается совместно с властями штатов создать компании специального назначения (SPV), в задачи которых войдет сопровождение сделок по купле-продаже сырья и согласований проектов. После выполнения этой миссии SPV будут распроданы с аукциона.

Правда, производители пока не проявляют особого восторга по поводу блестящих перспектив. Глава государственной компании SAIL и председатель Национального комитета CII по стали Чандра Шекхар Верма пожаловался на трудности отрасли, связанные с недоступностью сырья, высокими затратами на логистику, отсутствием квалифицированных человеческих ресурсов и низкими расходами на научно-технологические исследования. А Навин Джиндал, председатель Jindal Steel & Power, отметил, что для обычных людей сталь – слишком дорогой материал, поэтому потребление на душу населения не растет. Для снижения затрат и, соответственно, цены, необходимо увеличивать выпуск, а для этого пока нет условий в аспекте спроса. В свою очередь, исполнительный вице-председатель Essar Steel Фирдоуз Вандревала указал, что отрасли необходимо сместиться в нижнюю часть кривой затрат, иначе она не будет внушать доверие инвесторам. Однако для этого три источника прибылей – сталь, железная руда и коксующийся уголь – должны быть интегрированы в общий фонд. Этими словами Вандревала затронул самый больной для отрасли вопрос. Несмотря на резкий спад мировых цен на сталелитейное сырье, в Индии цены растут.

Против течения

Хотя в стране находятся обильные месторождения железной руды, для местных потребителей она сейчас почти недоступна. Запреты на ее добычу, связанные с загрязнением окружающей среды и расширением незаконного промысла, нарушили всю систему снабжения индийских сталелитейных компаний. За последние три года производство руды сократилось от 218 до 144 млн тонн, и ожидается, что в 2014 оно уменьшится в лучшем случае до 100 млн тонн. Добыча в Гоа и Карнатаке пока не возобновилась, а в Одише она ведется только на четырех месторождениях. В условиях дефицита в размере около 40 млн тонн добывающие компании все время повышают цены: в конце сентября высококачественную руду (65% Fe) они продавали по 7,1 тыс. рупий/тонн (142 долл.), к этому добавляются затраты на логистику – 1,5 тыс. рупий (30 долл.). У государственной компании NMDC цены ниже: она продает кусковую руду по 4,6 тыс. рупий, а мелочи – по 3,16 тыс. рупий. Однако и NMDC не снижает цены, когда на международных рынках они уходят в пике. Таким образом, местная руда обходится индийским компаниям по 92-172 долл./тонн, когда международный уровень упал ниже 80 долл. Поэтому большинство крупных компаний вынуждено импортировать железную руду.

Трудная ситуация сложилась и в угольном секторе. В мае пришло к власти новое правительство, и новая метла сразу занялась уборкой. Предвыборная кампания Индийской национальной партии (ИНП) строилась на лозунгах борьбы с коррупцией, в причастности к которой обвиняли правящую элиту – представителей клана Ганди (партия Индийский национальный конгресс). При этом впервые за 30 лет правительство не будет коалиционным – ИНП получила в парламенте абсолютное большинство. И, соответственно, свободу действий. Важно, что ИНП проповедует националистическую идеологию, и, похоже, новая власть настроена весьма радикально. Одним из первых действий победителей стал пересмотр лицензий на разработку недр, выданных с 1993 по 2010 год, когда в стране начался аукционный период. В частности, серьезный удар был нанесен по угольной отрасли.

В августе Верховный суд признал незаконными 214 из 218 лицензий, выданных на разработку угольных массивов энергетическим, сталелитейным и цементным предприятиям, поскольку они были предоставлены не на тендерной основе. При этом компании, у которых отзывают лицензии, должны будут заплатить штраф в размере 4,85 долл. за каждую тонну угля, добытую с 1993 года. Правда, правительство направило суду просьбу пересмотреть решение об отзыве 42 лицензий из 46, по которым уже начата добыча или проведены все необходимые для пуска работы. Эти массивы переданы государственной компании Coal India, которая будет вести там добычу до их продажи, а произведенный уголь – распределять через e-аукционы.

Это решение нанесло серьезный удар по сталелитейным и энергетическим компаниям, у которых отозвали лицензии. Помимо назначенных им штрафов (около 560 млн долл.), их затраты резко увеличились: покупать уголь на е-аукционах приходится по 45-55 долл./тонн, тогда как при каптивной добыче он обходился порядка 14-16 долл. Все же этот уголь оказывается дешевле импорта (75-80 долл.), который многим приходится закупать. Правда, с 1 апреля 2015 года все работающие шахты правительство продаст с аукционов, и компании, которые их приобретут, смогут сразу начать добычу.

Не менее важна и проблема низкого спроса. В текущем финансовом году индийские сталелитейные компании дважды повышали цены на сталь, несмотря на сильное сопротивление покупателей. Несмотря на декларации правительства по поводу развития инфраструктуры, реальных подвижек в этой сфере пока нет. Соответственно, нет и существенного восстановления спроса. В прошедшем финансовом году потребление стали увеличилось всего на 0,6%, до 74 млн тонн. Главным образом замедленный рост обусловлен слабым подъемом экономики, который вверг в депрессию рынки в главных потребляющих секторах – строительстве (60% национального спроса) и автомобильной промышленности (15%).

Тем не менее некоторые производители проявляют оптимизм. Так, председатель SAIL Чандра Верма говорит, что правительственное стимулирование промышленного производства и инфраструктурного развития изменит эту неблагоприятную ситуацию. Он усмотрел явные признаки перемен и в проекте бюджета, представленного правительством, где предлагается открыть больше секторов для прямых иностранных инвестиций, и где намечены конкретные планы ускорения роста инвестиций в промышленность. Кроме того, Верма связывает определенные надежды с планами правительства в отношении строительства умных городов, портов и электростанций, а также удвоения протяженности системы трубопроводов. Источниками нового спроса на сталь могут стать и проекты метро в городах второй категории, стимулирование жилищного строительства и восстановление специальных экономических зон.

Правда, надо учитывать, что это говорилось на годовом собрании акционеров, поэтому вполне может оказаться еще одной сказкой для инвесторов. В конце концов, Верма должен сознавать, что для осуществления таких планов необходимы большие деньги. А после изъятия лицензий, выданных за 30 лет, иностранные инвесторы вряд ли решатся вкладывать капиталы с таким риском. Когда власть поменяется в очередной раз, могут произойти и другие перемены.

Непобедимый импорт

В сентябре трудности индийских производителей резко разрослись: цены на импортную сталь упали на 20% из-за дешевых поставок из Китая. Горячекатаные рулоны в Китае продаются по 503 долл./тонн, транспортные расходы на доставку в Индию составляют 17 долл., и продукция этих экспортеров пользуется успехом на рынке, где цена держится на уровне 567 долл. из-за высоких затрат на руду. Именно из-за этих затрат сталь в Индии дороже, чем на спотовых рынках в Китае и большинстве стран СНГ: арматура стоит 583 долл./тонн, в отличие от 433 долл. в Китае и 538 долл. – в СНГ. С учетом доставки китайская длинномерная продукция в Индии стоит примерно на 60 долл. дешевле местной, и институциональные потребители уже активно импортируют арматуру.

По статистике министерства стали, за апрель-август импорт увеличился на 23%. Главным образом выросли поставки из Японии, Китая и Южной Кореи, с которыми у Индии заключены соглашения о свободной торговле (FTA). Годовой прирост импорта из Японии за эти пять месяцев составил 64%, из Кореи – 28%. В целом же около 70% всего импорта поступает через FTA.

В этой ситуации сталелитейные компании обращаются за помощью к правительству: они просят срочно пересмотреть FTA, оценить их влияние на ключевые сектора экономики и ущерб, который они могут причинить в долгосрочном плане. Сейчас стальное лобби добивается изъятия стали из перечня товаров, охваченных FTA, ограничить импорт из Японии и Южной Кореи, а также ввести антидемпинговые пошлины против китайской стали. Пожалуй, реакция на эти просьбы покажет уровень действительной заинтересованности нового правительства в национальной сталелитейной промышленности. И, разумеется, скорость этой реакции.

Галина Резник

МинПром

Новини

10 Жовтня 2024

В Україні прискорилось зростання споживчіх цін

Японський експорт металобрухту продовжує скорочуватись

Україна підписала меморандум про співпрацю з Японською організацією зовнішньої торгівлі

Вперше в історії джерела з нульовим рівнем викидів вуглецю склали понад 40% електроенергії, виробленої у світі

В Україні зростає споживання електроенергії

Верховна Рада прийняла законопроєкт щодо збільшення податків

Німеччина не бачить причин для занепокоєння через можливе зупинення транзиту газу через Україну

SAIL та BHP підписали угоду щодо скорочення викидів вуглецю

Світовий банк прогнозує уповільнення економіки Китаю у 2025 році

Білоруський завод постачав до України добрива з РФ і Білорусі через компанію в ОАЕ

Транзит російської нафти через Україну зріс на 37% у вересні

Бразилія збільшує експорт залізної руди

Транспортування електроенергії є однією з найбільших проблем для українських компаній

УЗ у вересні 2024 року перевезла на експорт 2,36 млн тонн залізної руди

Енергоатом підготував до роботи в зимовий період всі 9 енергоблоків

Україна здатна пройти зиму без відключень світла – Галущенко

ВСІ НОВИНИ ⇢