Нет украинской техники для украинской нивы

Публікації

Современное сельское хозяйство непредставимо без современных и эффективных средств механизации. В старые времена советская Украина была одним из признанных лидеров в области сельскохозяйственного машиностроения. Однако сейчас, почти четверть века спустя, на украинские поля и нивы выходит в основном импортная техника. Есть ли возможность это изменить?

Вне колеи

Сегодня, когда украинская промышленность все сильнее деградирует, сельское хозяйство все больше превращается в базовую отрасль экономики страны и один из основных источников валютных поступлений. По данным Госкомстата Украины, за первые 8 месяцев текущего года на зерновые и масличные культуры пришлось 17,5% национального экспорта, причем объем поставок возрос более чем на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, превысив 6,6 млрд долл., несмотря на падение мировых цен на зерно и подсолнечник.

Однако развитому сельскому хозяйству необходим обширный парк техники. По данным Минагропрома, в прошлом году на сезонные полевые работы выходило более 240 тыс. единиц посевных и почвообрабатывающих машин и немногим менее 200 тыс. тракторов. В 2013 году украинские аграрии приобрели почти 15 тыс. единиц различной сельскохозяйственной техники на сумму более 6 млрд грн., причем эти затраты признавались совершенно недостаточными с учетом высокой степени износа парка, в котором большую долю составляют машины еще советской эпохи либо подержанное импортное оборудование. Как утверждал летом прошлого года аналитик Руслан Швец, объем украинского рынка сельхозтехники при условии ее своевременного и качественного обновления может достигать более 3 млрд долл. в год!

Естественно, немаловажно, в чьи карманы в конечном итоге пойдут эти миллиарды долларов и гривен. В прежние времена Украина обладала высокоразвитым сельскохозяйственным машиностроением. В частности, на ее территории находился один из крупнейших производителей такой техники в бывшем Союзе – Харьковский тракторный завод (ХТЗ) мощностью порядка 70 тыс. тракторов в год. Ему ненамного уступал Херсонский машиностроительный завод, где ежегодно выпускались тысячи единиц сложной и дорогостоящей техники для уборки таких культур, как кукуруза и подсолнечник. Еще одним крупным изготовителем тракторов был днепропетровский "Южмаш".

На момент объявления независимости Украины стране не хватало лишь собственного производства зерноуборочных комбайнов, но и этот недостаток был быстро преодолен. В 1995 году в Херсоне был начат опытный выпуск новой модели "Славутич", созданной конструкторами из КБ "Южное".

Увы, все это сложное и совершенное хозяйство не выдержало испытания кризисом 1990 и начала 2000 годов. Если в России и Беларуси власти решились на протекционистские меры с целью поддержки национальных производителей, то украинский рынок был всецело отдан импорту. А отечественная продукция в условиях развала 1990 годов оказалась неконкурентоспособной по сравнению с даже б/у техникой ведущих мировых брендов – американских John Deere и Case, германской Claas, нидерландской New Holland.

Конечно, посильная помощь украинским компаниям осуществлялась через "Украгролизинг", закупавший отечественную технику для поставки ее аграриям. Но его доля на национальном рынке никогда не превышала 2-4% вследствие хронически скромного государственного финансирования.

В итоге, как сообщает Госкомстат, за первые 8 месяцев 2014 года в Украине было произведено всего лишь 3016 тракторов, что, правда, на 2,9% превышает показатели аналогичного периода годичной давности. Однако собственно украинскими из них можно считать меньше половины, в основном продукцию ХТЗ, который в прошлом году выпустил порядка 1,6 тыс. машин с уровнем локализации до 60%. Значительная часть производства тракторов в Украине представлена "отверточной сборкой" из импортных машинокомплектов.

Об украинских зерноуборочных комбайнах Госкомстат уже давно стыдливо не сообщает. Известно, что в 2012 году их на Херсонском машиностроительном заводе собрали аж 59 штук (почти в 7 раз меньше, чем годом ранее), из них четыре – по заказу "Украгролизинга". Более-менее благополучно обстоят дела только с производством некоторых видов прицепного оборудования – жаток, сеялок, плугов, дисковых борон, которые выпускаются на Херсонском машиностроительном и на кировоградском заводе "Червона Зирка". Как, в частности, сообщает отечественная статистика, в январе-августе в Украине было изготовлено 1417 отвальных плугов (спад на 13,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) и 1328 борон (рост на 12,2%). Причем в секторе бороновальной техники доля украинской продукции на внутреннем рынке превышает 50%.

Впрочем, во всех остальных нишах в Украине доминирует импорт, а затраты на закупку сельхозтехники в масштабах государства представляют собой весьма заметную величину. Так, в 2013 году импорт этой продукции (правда, включая различные мотоблоки и газонокосилки) составил более 1,2 млрд долл. В частности, украинские компании приобрели за рубежом более 27 тыс. тракторов на общую сумму порядка 540 млн долл. и 1571 зерноуборочный комбайн на 183,7 млн долл. Для сравнения, экспортировано в прошлом году было около 1400 украинских тракторов, преимущественно в Россию, Египет, Иорданию и Кубу.

Кризис и девальвация гривны, естественно, оказали самое разрушительное воздействие на импорт сельхозтехники. Уже по итогам первого полугодия текущего года он сократился на 42,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем закупки тракторов упали на 47,4%, а зерноуборочных комбайнов – более чем вдвое. Очевидно, что по итогам всего года результат будет еще хуже.

Тут бы подсуетиться национальным производителям сельхозтехники – когда еще у них появится возможность отвоевать некоторые позиции на внутреннем рынке?! Но для этого таких производителей надо сначала иметь…

Партнеры познаются в кризисе

Следует отметить, что в последние годы сменявшие друг друга правительства проявляли заметную озабоченность по поводу высокой доли импорта на национальном рынке сельскохозяйственной техники и даже пытались принять по этому поводу определенные меры. Однако результаты пока выглядят достаточно скромными.

Еще несколько лет тому назад украинские эксперты и государственные чиновники пришли к неутешительному выводу: свою школу сельхозмашиностроения Украина во многом утратила. Поэтому производство современной техники имеет смысл создавать только в партнерстве с ведущими зарубежными компаниями. Собственно, основные усилия последних лет по возрождению отрасли как раз и были направлены на поиск и привлечение потенциальных зарубежных инвесторов.

В 2013 году в рамках канувшей в лету программы по активизации экономики предусматривалось предоставление госгарантий на общую сумму 5 млрд грн. под проекты по освоению производства сельхозтехники в Украине. Таких проектов было анонсировано три, хотя два из них так и остались на уровне деклараций. Это – налаживание выпуска китайских тракторов на "Южмаше" и сборка на украинских мощностях белорусских комбайнов завода "Гомсельмаш".

Однако третий проект был всё-таки доведен до конца. Германская компания Claas не только подписала соглашение о совместном производстве с Херсонским машиностроительным заводом, но в августе 2013 года действительно наладила на нем выпуск моделей зерноуборочных комбайнов "Скиф-Тукано-440". На тот момент это были почти точные реплики немецкой модели, собранные из немецких комплектующих, однако было заявлено, что в перспективе уровень локализации будет увеличиваться и к 2016-2017 году дойдет до более 40%. Тем не менее херсонско-немецкие комбайны считались украинскими, а, значит, могли распространяться через систему "Украгролизинга".

В конце декабря 2013 года прежний Кабмин успел утвердить Государственную программу технической поддержки ВПК, в рамках которой планировалось в течение 2014-2015 годов выпустить 23 тыс. тракторов, 2,8 тыс. комбайнов, 7 тыс. комбинированных почвообрабатывающих посевных комплексов и другую технику. На эти цели предполагалось выделить 800 млн грн. из бюджета и привлечь до 55 млрд грн. частных инвестиций. Естественно, все эти грандиозные планы остались только на бумаге.

Правда, в данном случае смена власти в стране не привела к кардинальной смене политики. Новый министр аграрной политики и продовольствия Игорь Швайка еще в середине марта заявил, что считает одной из стратегических задач Министерства создание в Украине производственных мощностей иностранных компаний по изготовлению сельскохозяйственной техники. Конечно, на первом этапе это была бы не более чем сборка из доставленных из-за рубежа деталей, но в перспективе она могла бы перерасти в нечто большее.

За последние месяцы в правительстве велось обсуждение перспективных проектов в данной области. В частности, в июле о возможности налаживания выпуска в Украине китайских тракторов заявлялось в ходе визита в Киев вице-президента компании China Civil Engineering Construction (CCEC) Ян Цзинь. Правда, этот проект мог быть реализован только в рамках китайского кредита на 3 млрд долл. под закупку украинского зерна, договор о котором был заключен еще в декабре 2012 года, затем оказавшегося в подвешенном состоянии.

Позднее о намерении наладить производство иностранной сельхозтехники в Украине говорил премьер-министр Арсений Яценюк. По его словам, власти ведут переговоры с несколькими зарубежными компаниями. Правда, глава правительства не предоставил никакой конкретной информации, а в дальнейшем этой темы больше не касался.

Зато в начале сентября внезапно получил продолжение прошлогодний белорусский проект. Как заявил Владислав Губин, генеральный директор Харьковского тракторного завода, в настоящее время относящегося к российской группе ГАЗ, ведутся переговоры с заводом "Гомсельмаш" о создании в Харькове совместного производства зерноуборочных комбайнов.

Начать серийный выпуск, по словам Губина, можно уже будет в 2015 году, а мощность линии может составить до 500 машин в год, что соответствует порядка 30% украинского рынка по состоянию на 2013 год. Правда, в прошлом году из Беларуси в Украину было поставлено только 48 комбайнов, так как основные покупатели этой техники – крупные агрохолдинги – отдают предпочтение известным европейским и американским моделям. Поэтому, как считает Владислав Губин, правительство могло бы оказать поддержку национальному производителю, ограничив импорт б/у комбайнов.

Ранее о том, что с целью стимулирования собственного производства сельхозтехники Украина может на несколько лет ввести высокие пошлины на импорт, говорил и Игорь Швайка. Однако очень сомнительно, что нынешнее киевское правительство, которое никогда не было замечено в попытках поддержки национальной промышленности, когда-либо пойдет на такой шаг, чреватый конфликтами с США и европейскими странами.

Поэтому, судя по всему, производство большинства видов сельхозтехники в Украине и дальше будет осуществляться в очень скромных масштабах. При этом объем рынка резко сузится из-за того, что девальвация гривны сделает иностранную продукцию слишком дорогостоящей, а украинской будет слишком мало и по высокой цене, так как для ее изготовления используются импортные комплектующие. Вследствие этого процесс обновления парка техники в агросекторе Украины еще более замедлится, и через несколько лет, если к тому времени ничего не изменится, приведет к снижению урожайности.

Впрочем, может, все обернется и по-другому. Ведь эволюция в украинском сельском хозяйстве движется в сторону концентрации, создания все более крупных агрогигантов, которые будут выращивать сельхозкультуры на экспорт и оплачивать закупки современной иностранной техники за счет своих валютных доходов. Правда, в таком случае собственно украинскими в национальном сельском хозяйстве останутся только земля и труд.

Виктор Тарнавский

МинПром

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢