Подробнее Запомнить город


Мировой автопром: конкуренты делят американский пирог

26.05.09
размер текста:

Одним из самых ощутимых последствий нынешнего финансово-экономического кризиса станет кардинальная смена центров мировой автоиндустрии. США, которые доминировали в данной отрасли на протяжении столетия, сегодня теряют не только рынки сбыта, но и корпоративный контроль над своими предприятиями. Уже в этом году большую часть активов американских корпораций будет распродано, а сами они из гигантов мировой автомобильной промышленности превратятся в региональных игроков.

Финансово-экономический кризис крайне неравномерно ударил по мировому автопрому. Наиболее пострадавшими оказались американские корпорации, которые до последнего времени являлись лидерами по количеству производимых и продаваемых автомобилей. Двое из «большей тройки» автопроизводителей США - Chrysler и General Motors де-факто являются банкротами. В начале мая Chrysler признал этот факт и официально, подав в суд соответствующую заявку.

Изначально правительство США намерено было самостоятельно решить проблему, влив в компанию дополнительную ликвидность. Однако проблемы американского автопрома уже давно вышли за рамки финансовых и переросли в технологическую отсталость в сравнении с конкурентами. В связи с этим возникает риск, что дополнительное финансирование позволило бы только отсрочить крах компании, но не решило бы ее системные проблемы.

Очевидно, что выход из кризиса для Chrysler невозможен без переориентации ресурсов на производство более экономичных машин. Однако, как оказалось, американские компании не обладают необходимыми технологиями, поэтому для реализации программ технологического развития, необходимо привлекать иностранного инвестора, имеющего соответственный опыт.

Главным претендентом на эту роль на данный момент называется итальянская компания Fiat, которая готова предоставить собственные разработки. За передачу технологий производства более экономичных машин итальянцы получат 20% акций новой корпорации. В будущем эта доля может достигнуть 35%.

Осознавая, что американский автопром находится в глубоком кризисе, Fiat решил оттяпать себе как можно большую часть активов. Помимо предприятий Chrysler итальянцы замахнулись на европейские заводы General Motors. Некогда крупнейший мировой автопроизводитель сегодня распродает свои предприятия для того, чтобы расплатиться по своим долгам. Наиболее привлекательной частью американского гиганта в ЕС является подразделение Opel, на долю которого приходится около 80% от общего объема годовых продаж GM. Кроме того, к владениям американцев относятся шведский Saab, британский Vauxhall и несколько других более мелких предприятий.

Формально решение по европейскому подразделению General Motors еще не принято. Помимо итальянцев поучаствовать в торгах намерена и российская группа ГАЗ в консорциуме со Сбербанком РФ и канадским производителем комплектующих Magna. Шансы россиян на победу невелики, поскольку собственник группы ГАЗ Олег Дерипаска сейчас и без того с трудом рассчитывается по долгам в других сферах своего бизнеса. Ко всему прочему, европейские регуляторы очень насторожено относятся к проникновению на свою территорию российского капитала, что является одним из определяющих факторов результативности сделки. Очевидно, что ЕС более заинтересован в объединении местного автопрома под руководством европейской компании.

Таким образом, Fiat имеет наиболее высокие шансы выступить таким объединяющим звеном, хотя для создания видимости конкуренции, некоторое время будет держаться определенная интрига. В случае успешной реализации проекта, итальянская компания может стать вторым после Toyota автопроизводителем в мире, и крупнейшим в ЕС, обойдя по объемам Renault/Nissan, и Volkswagen.

Что же касается General Motors, то компания объявила о радикальном плане реструктуризации своего бизнеса. Кроме своих европейских активов, она в ближайшем будущем также намерена продать свой контрольный пакет в третьем по величине автопроизводителе Южной Кореи «GM Daewoo», где американцам принадлежит 51%.

В конечном итоге, распродав большую часть своих активов, американская компания планирует развивать бизнес на территории США, сконцентрировавшись на четырех основных брендах: Chevrolet, Cadillac, Buick и GMC. От бренда Pontiac она собирается избавиться уже к концу 2010 года, а по Saturn и Hummer будет найдено решение не позже конца 2009 года. К слову, к концу 2010 года в США число дилеров компании сократится более чем на 2 600, или 42%. Компания также сократит 21 тыс. своих сотрудников, до 40 тыс., а количество заводов GM к концу 2010 года в США уменьшится с 47 до 34.

Из бывшей «большей тройки» американских автогигантов единственной уцелевшей компанией пока что остается Ford. Она изначально проводила более гибкую политику, что позволило ей встретить кризис более подготовленной, нежели остальные американские автопроизводители. Ford заранее избавился от ресурсоемких подразделений, производящих большие, дорогие и неэкономичные авто. В 2007 г. на фоне автомобильного бума, он продал Jaguar и Land Rover, не только избавив себя от убытков, но и выручив хорошие деньги.

Еще одним продуманным шагом стало активное развитие в 2004-2008 гг. производства малолитражных и энергоэффективных моделей, популярность которых возрастает по мере удорожания топлива и сокращения доходов населения. Однако, даже этой компании, чтобы выровнять финансовое положение придется продать часть своих предприятий. Наиболее вероятным претендентом, очевидно, будет Volvo, чрезмерно обремененная долгами и проигрывающая борьбу конкурентам. Кроме того, для оптимизации деятельности Ford намерен максимально сократить свои расходы на разработку новых моделей и унифицировать модельный ряд. Очевидно, это поможет решить тактические задачи компании, однако такая политика является залогом того, что рано или поздно она может оказаться в ситуации, в которой сейчас оказались ее американские конкуренты.

Таким образом, одним из последствий финансово-экономического кризиса станет крах американского автопрома, остававшегося до этого символом экономического могущества США, а бывший крупнейший мировой автопроизводитель General Motors не попадет даже в первую тройку компаний. При этом большая часть активов бывших автогигантов перейдет под контроль европейских инвесторов, которые имеют шанс стать новым центром мирового автомобилестроения, который будет противостоять экспансии низкокачественных, но дешевых китайских автомобилей.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
05.04.21, Василий Январев
В декабре 2020 года у Часовоярского огнеупорного комбината сменился собственник – им стал крупнейший в Украине производитель и экспортер глины группа компаний VESCO. О том, что даст компании эта покупка, влиянии коронакризиса на рынок глины, инвестициях в производство и планах на будущее, а также о том, как из глины, добываемой в разных карьерах, сделать продукт премиум-класса в интервью МинПрому рассказал генеральный директор VESCO Евгений Цымарман.
25.03.21, Ярослав Ярош
10 марта Европарламент большинством голосов поддержал резолюции о введении на всей территории ЕС механизма таможенной углеродной корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism). Выражаясь более понятно, речь идет о дополнительном налогообложении товаров, производство которых сопряжено с выбросами углеводорода в атмосферу. Ожидаемо новый налог сильнее всего ударит по импорту в ЕС из третьих стран. И Украина наряду с Китаем и Россией находится в самой высокой группе риска.
15.03.21, Ярослав Ярош
В декабре прошлого года Украина возбудила антидемпинговое расследование относительно проката из углеродистой стали с покрытием происхождением из Китая. Окончательные результаты расследования ожидаются под занавес 2021-го. Но украинские производители не хотят еще целый год терпеть убытки из-за китайского импорта. Поэтому настаивают не введении предварительных антидемпинговых пошлин уже весной.
11.03.21, Василий Январев
Несмотря на беспрецедентно жесткие условия Антимонопольного комитета "Метинвест" приобрел крупнейшего украинского производителя коксующегося угля, что значительно усилит вертикальную интеграцию холдинга. В свою очередь предприятия Покровской угольной группы получат необходимые инвестиции для развития добычи, которые станут гарантией стабильной работы на несколько десятков лет. Для региона же стабильная работа и развитие Покровского означают рост занятости и увеличение поступлений в местный бюджет.
02.03.21, Василий Январев
1 марта в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5175 о продлении пошлины на экспорт металлолома еще на 5 лет. Именно об этом просили металлурги украинских законодателей еще в середине февраля. Ведь, пошлина будет действовать еще полгода, а ее непролонгация грозит крайне тяжелыми последствиями для отечественной металлургии в частности и экономики в целом.
19.02.21, Ярослав Ярош
Такого конца ушедшего года не прогнозировал никто. На фоне пандемии и спада деловой активности ценовые индикаторы на основные виды металлургического сырья, в т. ч. полуфабрикаты обновили исторические максимумы – кто за 5, 6 лет, а кто и за 10. Украинские экспортеры вовремя сориентировались в ситуации и поймали дополнительную маржу. С трепетом надеясь, что и в 2021 г. удастся ковать железо, не отходя от кассы.
09.02.21, Ярослав Ярош
Новоизбранный президента США Джо Байден начал свою каденцию с того, что отменил десяток решений своего предшественника. Но это не означает, что под снос пойдет все, что соорудил Дональд Трамп. Стена на границе с Мексикой, возможно, и рухнет, на забор, который оградил Штаты от импорта стали и других товаров может устоять. Слишком много лоббистов его подпирает.
29.01.21, Дмитрий Наталуха
В понедельник президент США Джо Байден подписал указ, обязывающий Федеральное правительство покупать больше продукции американского производства. Этим указом фактически существенно расширяется сфера действия и нормы знаменитого закона "покупай американское"
23.12.20, Ярослав Ярош
Несмотря на пандемию, карантин и экономический спад, рынок нефтепродуктов в Украине продолжает расти. В текущем году, впервые за десять последних лет, объем потребления топлив превысит 11 млн тонн. Емкость этого рынка в денежном эквиваленте приближается к 1,5 млрд долл. И нефтетрейдеры лелеют надежды, что пик еще впереди.
15.12.20, Василий Январев
Направленный на развитие отечественного машиностроения закон о локализации готов ко второму чтению. Требования к локализации сделаны более мягкими и плавными, что, по мнению разработчиков документа, позитивно скажется на практической реализации заложенных норм. Экономический эффект детально просчитан и дело остается лишь за депутатами, которые будут рассматривать законопроект, возможно, уже на этой неделе.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!