Антикризисный капут

Публікації

Политэкономия

Факт принятия Верховной радой "противообвального" пакета пролонгирует большую иллюзию маленького экономического чуда, но не спасает от кризиса и его последствий.

Спасательный круг превратился в заколдованный: Верховная рада всю пленарную неделю пыталась принять антикризисный пакет. Каждый день начинался с радужных надежд и завершался обвалом. В Хеллоуин собрать из восьми один компромиссный и принять его все-таки удалось. Путь к кредиту МВФ открыт. Можно расслабиться и вздохнуть спокойно: экономика спасена. В том числе и от собственного оздоровления, поскольку экстренные меры практически не охватили промышленный базис. Это значит, что металлургии, угледобыче и прочим стратегическим отраслям придется выживать самостоятельно. Причем, вполне вероятно, в условиях жесточайшего прессинга с трех сторон: рынка, власти и социума.

Грипп и пневмония

Нынешний осенний кризис начался весной, но имел латентное течение. Именно тогда симптомы ухудшения внешней конъюнктуры, осложненные обострением отношений с Россией, куда уходила значительная часть украинского металлопроката (трубы, кабели, листы), совпали с резким креном экономической политики правительства в сторону популярных социальных мер. Ревальвация гривны вымыла из экспортной выручки значительные средства, в результате чего пришлось сокращать и расходы на модернизацию.

В США лихорадило ипотечный рынок, и сопоставив некоторые процессы там и здесь, вполне можно было не только предсказать кризис (тем более эксперты вопияли об этом со всех доступных инфоплощадок), но и предпринять некоторые меры для промышленной стабилизации. Хотя бы несколько визитов к стратегическим и тактическим партнерам, договоренности о сотрудничестве и контакты на поставки под них – и укрпром получил бы как минимум передышку. Но предкризисные явления протекали полускрыто, как вялотекущее воспаление легких.

Зато лихорадка в банковском секторе осенью вызвала панику на валютном рынке и ажиотаж в во властных верхах. Оба масштабных процесса протекали относительно изолированно. Банковский кризис имеет свои конкретные внутренние причины (перегретый кредитный рынок, "инвестиционный пузырь" и т. п.), но спасать бросились в первую очередь именно его, опять же уделив промышленному блоку минимум внимания.

Такой подход оправдан, если рецессия зарождается финансовым сектором и лишь впоследствии "валит" остальные отрасли. Именно по такой схеме действовали США, приняв (тоже не с первой попытки) чуть ли не скандальный "План Полсона". У нас ситуация несколько иная, а меры примерно те же. Все равно, что лечить грипп и не обращать ровно никакого внимания на затяжную пневмонию.

Фундамент под крышу

Несомненной победой президент и правительство считают норму о создании стабилизационного фонда. Одна из самых обсуждаемых мер вызвала острые споры из-за источников наполнения в условиях кризиса ликвидности и, в принципе, существенного "обмеления" денежных потоков. В окончательном варианте закона в качестве такового фигурируют поступления от приватизации, но исключительно внеплановые деньги. Второй, надо полагать дублирующий, ресурс – целевое размещение государственных ценных бумаг. Полученные средства поступают в "ручное" управление правительства, а оно их распределяет по нескольким зафиксированным направлениям, в основном на кредиты под проекты, имеющие общегосударственное значение, и на рефинансирование банков.

Идея целесообразная, но запоздалая. В соседней России подобный фонд придумали несколько лет назад, туда сбрасывали "бешеные нефтедоллары" на черный день, и все равно "загашника" не хватает на латание кризисных дыр. У нас хватились строить фундамент тогда, когда поехала крыша. Сейчас в Украине лишних денег просто нет, поэтому стабфонд будет наполняться туго и со скрипом, а аккумулированные средства, если их немедленно не расходовать, будут обесцениваться под действием инфляции. Впрочем, если удастся наполнить.

С ходу заинтересовывает норма о размещении ценных бумаг. Во-первых, каких? Скорее всего, это будут облигации. Но весной и летом ценные бумаги Украины резко пошли на снижение, их доходная ставка почти вдвое отставала от тогдашней рыночной, поэтому инвесторы переориентировались на другие ресурсы. Единственный фактор, который мог бы удержать покупателя (и капиталовкладчика) – стабильность, прежде всего политическая, поскольку лишь в этом случае инвесторы согласны терять в доходности ради надежности. Но разразившийся политкризис привел к тому, что в экспертных кругах всерьез обсуждают уже и не вероятность, а дату дефолта. Поэтому ресурс выглядит малонадежным. Остается еще одна зацепка – ОВГЗ, которая, впрочем, если и сработает, то слабо, учитывая уровень доверия населения к власти (по данным соцопросов, от 7 до 20% в зависимости от объекта).

Значит, остается приватизация. Доля госсобственности в структуре объектов хозяйствования колеблется на критической, по мнению главы ФГИУ, отметке в 23%. Если государство резко продаст большое количество предприятий, оно утратит или ослабит рычаги воздействия на экономические процессы. Судя по всему, под раздачу попадут как раз промышленные объекты. Вряд ли за них удастся получить реальную цену, поскольку рейтинги международных агентств служат внятными "маячками" для инвесторов. Кроме того, отечественные промпроизводители могут оказаться в заведомо невыгодном положении перед иностранными собственниками, ориентированными на свои бизнес-интересы, тогда как украинские все-таки согласовывают свои с государственными.

Впрочем, только в том случае, если эти объекты заинтересуют покупателей из-за рубежа. При нынешней низкой ликвидности украинские объекты с технически устаревшими фондами проигрывают своим иностранным аналогам. Значит, либо они будут уходить по номиналу, и в этом случае государство недополучит значительные суммы, либо взвинчивание цен приведет к непрозрачности конкурсов.

Держите карман шире

Любопытны и векторы расходования. На первый взгляд, они прописаны достаточно четко, и пунктик о поддержке (удешевлении кредитования) производств, повышающих занятость населения, промышленники могли бы только приветствовать, но… по каким критериям будет определяться значение конкретного завода или фабрики на рынке труда, в законе не указано. Значит, решать будет правительство.

Опять же туманными представляются методы, которыми Кабмин будет "развивать спрос" на товары украинских производителей. На первый план при покупке вновь вернулся ценовой фактор, следовательно, у правительства не слишком много вариантов: провести рекламную кампанию, открыть границы импорту и усилить конкуренцию, что заставит производителей сбить цены, закрыть внутренний рынок. Скорее всего, Кабмин применит все три метода, возможно, изобретет четвертый и слегка стимулирует спрос. Когда речь идет об иголках-булавках, в это еще можно поверить.

А вот продукция тяжпрома имеет специфического потребителя, который, в свою очередь, зависит от цепочки процессов, происходящих в промышленности. Снижение мировых цен на металл придавило объемы продажи сырья на внутреннем рынке (зато увеличился импорт дешевого), сейчас заводы вынуждены сокращать рабочие дни, отправлять рабочих в отпуска и ломать головы над вопросом, что делать дальше. Поддержать тяжпром реально лишь на госуровне, например помочь с привлечением финансирования на модернизацию, которую есть смысл провести в максимально сжатые сроки, активизировать рынки сбыта. Ведь на сегодня очевидно, что забота Кабмина о той же металлургии – замораживание тарифов на железнодорожные перевозки – временная и теряющая эффективность мера.

Этим, собственно, "промышленные" меры исчерпываются.

Сельская идиллия

Прочие статьи касаются преимущественно банков и сельхозпредприятий. АПК получает облегченный режим налогообложения, банки – деньги, правда, в обмен на усиление позиций государства в финансовом секторе. Ряд льгот перепал лесной и рыбной промышленности. О базисе – больше почти ни пунктика.

Зато сельскому хозяйству посвящено более половины статей. "Пакеты преференций" для АПК могут стать четким сигналом для инвесторов, куда направлять капиталы. Исходя из антикризисного пакета, сельское хозяйство усиливает статус стратегической отрасли, более того, получает формальный статус ведущей стратегической отрасли в структуре экономики Украины.

Если добавить, что некоторые промышленники уже сделали пробные "вбросы", то картина вырисовывается однозначная. Мировая конъюнктура благоприятствует аграрной ориентации власти, средств для модернизации хозяйств требуется на порядок меньше, рабочая сила – дешевая, а отдача (пока) обещает быть солидной. Первые признаки аграрного фавора налицо: за 9 месяцев 2008 года объемы производства сельскохозяйственной продукции выросли на 20%.

Но через пару лет ситуация на внешних рынках может кардинально поменяться. Мировой кризис обострил проблему голода, и сейчас даже экономически благополучные страны расширяют посевные площади и серьезно занимаются развитием АПК. Значит, конкуренция неизбежно усилится, а Украина с ее фуражной пшеницей может оказаться в аутсайдерах. Между тем момент для развития промышленной базы будет безнадежно упущен.

Коктейль по-банковски

На украинские банки предполагается надеть достаточно жесткую узду. Усиление прав государственного управляющего в случае банкротства банка, выкуп государством пакета акций такого финансового учреждения и другие нормы – все это позволяет говорить о возвращении времен строгого монетаризма и начала эры государственного капитализма. С одной стороны, крупные промкорпорации имеют свои банки, и если возникают проблемы на предприятии, они отражаются и на состоянии банка, в игру вступает государство и усиливает свое влияние на отрасль в целом. С другой, стабильность банковской системы в целом важна для промышленности, поскольку проблемы в этом секторе неизбежно отразятся на курсах валют, значит, и на отпускных ценах на металл.

Однако в целом оздоровление банковского сектора благоприятно скажется на промышленности. Другое дело, что оно вряд ли возможно без оздоровления самой промышленности, наполнявшей госбюджет (20-30%) и, соответственно, финансовый сектор реальными деньгами.

В "банковском подпакете" любопытна социальная составляющая. Большие надежды возлагаются на граждан-вкладчиков, которым гарантируется выплата компенсаций. Их уровень – и это одна из немногих позиций, однозначно одобренная представителями всех политсил, – возрастает до 150 тыс. грн. Средний депозит по Украине – около 100 тыс. грн. Казалось бы, защита среднего класса, исправно пополнявшего закрома украинских банков. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что пресловутый средний класс (настоящий, а не те, кто причисляет себя к этой категории) либо отдавал предпочтение кредитам перед депозитами, либо складировал деньги в больших суммах, нежели 150 тыс. грн. Это значит, что они и оплатят кризис.

Кроме того, выплаты компенсаций осуществляются с оттяжкой во времени, значит, вклад подвергнется инфляционному сжатию, что само по себе – потери. Вернет ли рост компенсаций доверие вкладчиков к отечественным банкам, сказать сложно, но страсти немного успокоит.

Продолжение пакета

Не успело судьбоносное голосование стать достоянием истории, как пропрезидентская НУ-НС заявила о подготовке "социального антикризисного пакета". Эта идея, озвученная сразу же после первого антикризисного, свидетельствует о том, что сами герои недели осознают: меры по борьбе с рецессией явно недостаточны.

Тем более профсоюзы выказали претензии: с ними никто не консультировался. Увольнения и вынужденные отпуска стали первыми проявлениями экономического упадка не только в финансовом секторе (особенно для сотрудников иностранных представительств) , но – особенно остро – в промышленности. Около 20 тысяч трудящихся на промышленных предприятиях уже либо в вынужденных отпусках, либо за бортом, либо работают неполную неделю. Практика задержки зарплаты возвращается как раз в ГМК.

Если не предпринять срочных мер, пока что отдельные эпизоды станут системными и существенно омрачат перспективы отечественной промышленности как на внутреннем, так и на мировом рынках. Вряд ли промышленные круги смирятся с этим, тем более глубокая рецессия промышленности ставит под угрозу целостность государства. Скандал с Подкарпатской Русью – первая ласточка.

***
Антикризисный пакет оставляет правительству широкое поле для "ручного" регулирования, поскольку не является даже "рамочным". Кабмин "выстрелил" постановлением о минимальных ценах на алкоголь. Это значит, что фактическое преодоление последствий кризиса отдано на откуп команде Юлии Тимошенко, которая еще месяц назад в упор не видела кризиса и не желала такового признавать.

Мы будем следить за действиями власти на антикризисной ниве. Первые шаги Кабмина покажут, какой стратегии он отдаст предпочтение.

Новини

19 Грудня 2023

Туреччина скорочує імпорт нержавіючої сталі

Держприкордонслужба повідомляє про рекордні черги вантажівок на кордонах

Нацбанк підрахував збитки експортерів від блокади кордону

З аеропорту Бориспіль вилетів пасажирський літак

Наступний рік для економіки України буде складнішим – Reuters

ЄС планує виявляти незаконну перевалку російської нафти

ЄС скоротив імпорт українських напівфабрикатів на 11,6%

Споживчі ціни в єврозоні у листопаді збільшилися на 2,4% 

Україна втратила понад 1 млрд євро внаслідок блокади кордону з Польщею

Болгарія заборонила експорт палива з російської нафти

Саудівська Аравія планує різке збільшення виробництва сталі

Новим коридором у Чорному морі пройшли вже понад 300 суден

Метінвест готовий виробляти більше військової продукції за умови державної підтримки

Уряд Великої Британії з 2027 року запровадить свій СВАМ

ЄБРР збільшив капітал на 4 млрд євро для підтримки України

ЄС у жовтні збільшив імпорт залізної руди з України на 9%

ВСІ НОВИНИ ⇢