Изнанка компромисса

Публікації

В Украине наконец-то запустили обещанную почти год назад схему налогового компромисса: легализовать недоплаченные средства можно за 5% от их суммы. Эксперты предостерегают, что этот механизм может стать средством дополнительного давления на бизнес.

Во второй половине января вступил в силу закон о так называемом налоговом компромиссе (№63-VIII от 25.12.2014), предусматривающий добровольное уточнение плательщиками недоплаченных ранее налоговых обязательств по налогу на прибыль и НДС. Подать заявку на подобную процедуру можно в течение 90 календарных дней со дня вступления закона в силу. "Недоимки" могут быть доплачены государству по ставке 5%, решение о таковой возможности принимается налоговиками в 70 календарных дней со следующего дня после подачи уточняющего расчета.

Иными словами, речь идет о варианте амнистии капиталов, которую обсуждают уже далеко не первый год. Так, еще в 2005 году известный крупный бизнесмен Виктор Пинчук довольно заметно высказался по теме, заявив: "Не верьте тем из нас, кто будет утверждать, что они создали свой бизнес по-пионерски безгрешно. Были бы первые капиталы безупречны – не нужна была бы амнистия. А она нужна не только крупному бизнесу, но и всей стране. Мы многое делали неправильно". К идее возвращались не раз. Например, весной-2010 она появилась в риторике Кабмина Николая Азарова, сформированного после тогдашних президентских выборов. А в 2012 секретарь СНБО Андрей Клюев предложил взимать те самые 5%, но не просто с налоговых недоимок, а в целом с амнистируемых капиталов: "По этому пути шли многие страны. Нужно внимательно и очень взвешенно посчитать, как именно это сделать".

После смены власти в 2014 году новый Кабмин вскоре актуализировал идею, но уже лишь на уровне налогового компромисса. Финансисты напоминают, что тогда предлагалось взимать за "прощение" целых 15% и сделать легализацию недоплат обязательной для крупного бизнеса, поэтому данная версия провалилась. По словам президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, начиная с весны-2014 в условиях быстро ухудшающейся экономической ситуации власти стали лихорадочно искать новые источники бюджетных поступлений, сплошь и рядом перегибая палку. "Чего стоит один только принятый тогда Верховной Радой антикризисный пакет, повысивший налоги и урезавший расходы. Жадность центра особенно проявилась в планке 15% с амнистируемых сумм. Понятно, что идея погибла в зародыше", – говорит он.

Спустя почти год правительство решило умерить аппетиты и снова сократило стоимость легализации до 5%, а также отказалось от ее обязательности для нарушителей. Мотивации понятны: в новом году, по некоторым оценкам, дефицит госбюджета может достигнуть почти 200 млрд грн. (в 2013 самые острые критики оценили его в 60-70 млрд грн.). Глава Государственной фискальной службы Игорь Билоус недавно заверил МинПром, что законопроект о налоговом компромиссе возник в ответ на запросы реального бизнеса: "Бизнес хочет перевернуть некую страницу в своей деятельности и начать работать прозрачно, тем более что это открывает возможности выхода на европейские рынки в свете ассоциации с ЕС. Убежден, этим инструментом воспользуется много компаний".

Интересно, что после подачи плательщиком заявки на амнистию ГФС вправе в течение 10 рабочих дней принять решение о проверке заявителя для подтверждения рассматриваемой суммы. Кроме того, принять участие в компромиссе предприятие может, даже если у него уже проходит документальная налоговая проверка или составлен акт по ее результатам, то есть можно легализовать некие суммы уже в ходе карательных мероприятий ГФС. "После достижения фискального компромисса бизнес, среди прочего, получит возможность проходить полноценный аудит и привлекать финансирование для развития своей работы", – акцентирует И.Билоус. Добавим, закон делает особый акцент на процедуре примирения сторон при налоговой амнистии в рамках административного судопроизводства.

А.Охрименко обращает внимание, что закон рассчитан только на 90 дней, а это может означать, что по истечении данного периода налоговики максимально ужесточат давление на бизнес с целью покрытия растущего госбюджетного дефицита в условиях общего спада экономики. По словам эксперта, фискальный пресс поступательно усиливался в 2014 году, но в дальнейшем может снова вырасти, тем более что бюджетная консолидация (включая повышение доходов и секвестр расходов госбюджета) – это одно из ключевых требований МВФ для продолжения сотрудничества с Украиной. Наши собеседники допускают, что уже в 2015 жесткость и частота налоговых проверок могут выйти на уровень, знакомый отечественным предпринимателям по временам Леонида Кучмы. Равно как и при проведении самой амнистии вполне возможны злоупотребления налоговиков.

И все же аналитики склонны считать фискальный компромисс позитивом для бизнес-среды, хоть это и не полномасштабная амнистия капитала. Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко говорит, что бизнес постарается использовать новый закон для снижения регуляторной нагрузки, а эффективность этого будет зависеть от конкретных случаев. Так, допускается, что выгодами механизма воспользуется часть конвертационных центров, против которых контрольные органы в последний год ведут активную борьбу. Напоминают специалисты и о позитивном опыте зарубежных налоговых амнистий: скажем, в Италии по такой схеме в 2009 году было дополнительно задекларировано около 95 млрд евро, а госбюджет получил 4 млрд евро новых поступлений, отмечает директор департамента международного налогового планирования юрфирмы ICF Наталья Ульянова. А в США амнистии проводятся регулярно, в том числе с одновременным усилением ответственности за дальнейшую неуплату налогов (чего де-факто можно ожидать и у нас). В 2009 очередная легализация доходов принесла казне Штатов примерно 1 млрд долл.

В то же время в России в 2008-2009 годах эффект для бюджета оказался намного скромнее – 100 млн долл. в пересчете. Экономисты уточняют, что для успеха мероприятия важен уровень фискальной культуры и доверия бизнеса к профильным органам, а в нашей стране его трудно назвать высоким. Поэтому, продолжает Н.Ульянова, в украинском случае результат может быть негативным, как это было в Грузии в 2004 году. Тогда Тбилиси пообещал физическим и юридическим лицам простить налоговые долги всего лишь за уплату 1% от суммы незаявленных доходов или стоимости имущества. Гарантией стало уничтожение предшествующей налоговой документации. Однако за год было зафиксировано всего 8 участников.

Понятно, что в Украине их будет больше, резюмируют финансисты. Понятно, что это будет связано не только с преимуществами проекта, но и с боязнью дальнейшего ужесточения фискального давления. С другой стороны, вполне вероятно, что новым инструментом воспользуются компании, связанные с действующей властью – конечно, не из-за боязни налоговых претензий, а ввиду возможности легализовать капитал. С учетом всех этих факторов возможный объем амнистированных средств оценивается экспертами в несколько десятков миллиардов гривен. А эффект для госбюджета при легализации, к примеру, 10 млрд грн. составит только 500 млн грн.

Максим Полевой

МинПром

Новини

3 Травня 2024

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

Ferrexpo скоротила викиди вуглецю на 32%

Тарифи на електроенергію швидко та суттєво зростуть – НБУ

Нафтогаз запропонував Туреччині зберігати газ в українських підземних сховищах

ВСІ НОВИНИ ⇢