Подробнее Запомнить город


Автобусостроению некуда падать

29.05.09
размер текста:

Выпуск автобусов в Украине почти полностью прекратился. Так, крупнейший производитель, корпорация «Богдан», сообщила о снижении в I квартале объемов на 89,45% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Всего в январе-марте на Черкасском и Луцком автозаводах было изготовлено 98 автобусов «Богдан». Напомним, что в прошлом году, несмотря на кризисный IV квартал, корпорация изготовила 3775 автобусов, что на 16,12% больше, чем в 2007 году. Причем в октябре-декабре 2008 года продажи автобусов в целом по рынку сократились на 30-35%, опять же в сравнении с аналогичным периодом 2007 года. Таким образом, динамика падения в нынешнем году нарастала по мере углубления негативных явлений в экономике.

В связи с критичной ситуацией владельцу «Богдана» Петру Порошенко в январе-феврале этого года пришлось продать 3,85% акций ОАО «Автомобильный завод «Богдан» (Луцкий автозавод) британской инвесткомпании NLV Private Equity&Investments Ltd за 13,3 млн долл. Которые были направлены на поддержание ликвидности предприятия. Кроме того, для снижения расходов «Богдан» пошел на сокращение 3 тыс. своих работников. Впрочем, несмотря на финансовые трудности, в 2009 году на ЛуАЗе завершится реализация инвестпрограммы общей стоимостью свыше 100 млн долл., позволяющая выпускать на заводе 9 тыс. автобусов и троллейбусов в год. «Это тот случай, когда достроить дешевле, чем «заморозить» проект – учитывая высокую степень его готовности» - говорят в корпорации. А вот от ранее объявленных планов по началу строительства в Нижегородской области (Российская Федерация) автозавода «Богдану» пришлось временно отказаться. Ожидалось, что практическая реализация проекта начнется во второй половине 2009 года. Завод рассчитан на выпуск 6 тыс. автобусов и 120 тыс. автомобилей в год.

Корпорация «Эталон», в состав которой входят Черниговский и Бориспольский и Галицкий (г.Львов) автобусные заводы, также пытается смотреть в будущее и продолжает работать над созданием низкопольных автобусов вместимостью 88 и 102 пассажира. Работы предполагается завершить в текущем году во Львовском институте автобусостроения «Эталон». Планируется, что новые автобусы на базе китайских аналогов будут соответствовать стандартам «евро-3» по выхлопам двигателей. Однако пока у «Эталона» нет реальных заказчиков на новые модели. И есть большие проблемы со сбытом существующих.

Поэтому производство не остановлено, однако находится на уровне убыточности. Так, в конце прошлого года президент «Эталона» Владимир Бутко сообщил, что точкой безубыточности для корпорации является производство не менее 150 автобусов в месяц на Бориспольском и Черниговском автозаводах. Между тем всего в январе-марте на этих предприятиях было изготовлено немногим больше 100 автобусов, то есть около 40 единиц в месяц.

В I квартале «Эталон» выиграл два тендера на поставку в рамках госпрограммы «Школьный автобус». Это позволяет предположить, что, по крайней мере, до конца первого полугодия производство в Чернигове и Борисполе сохранится в нынешнем объеме. Вместе с тем следует отметить, что «Школьный автобус» из бюджета даже в благополучные годы финансировался по остаточному принципу. Например, в докризисном 2008 году это госпрограмма была профинансирована лишь на 51% от предусмотренного объема. Понятно, что в нынешних условиях рассчитывать на госзаказ украинским автобусникам, увы, не приходится.

То же самое можно сказать и о муниципалитетах, в последние годы активно закупавших автобусы для своих коммунальных предприятий. Сейчас им не до обновления подвижного состава – лишь бы выплатить зарплату и рассчитаться за энергоносители. Что же касается частных автоперевозчиков, то здесь все тоже выглядит печально. Главным образом из-за отсутствия банковского кредитования либо непомерно высоких процентов. Между тем большинство автобусов ранее покупалось именно в кредит. А продажи на условиях лизинга, которые в конце прошлого года многие эксперты рассматривали как альтернативу банковскому кредитованию, на деле такой альтернативой не стали. Об этом свидетельствуют итоги производства автобусов в I квартале. Как отмечают в «LAZ-лизинг», причина в том, что лизинговый продукт на самом деле содержит значительную долю банковского кредита. Однако, в отличие от банков, лизинговые компании не имеют возможностей по рефинансированию со стороны центробанка.

Львовский ЛАЗ в январе-марте наиболее часто попадал в поле зрения СМИ. Главным образом благодаря массовым акциям протеста его работников, требующих выплаты задолженности по зарплате. В итоге дело дошло до вмешательства прокуратуры. Хотя, казалось бы, среди основных участников рынка это предприятие находится в наиболее выгодных условиях – имея контракт с Ираном на поставку в 2009 г. 300 новых автобусов.

Вместе с тем в нынешних условиях автоперевозчики остаются едва ли не единственным направлением бизнеса, чьи доходы в условиях кризиса фактически не снизились. При значительном, на 20-30%, падении объема грузоперевозок, пассажирские автоперевозки не только не уменьшились, но и наоборот, возросли. Данные Минтранссвязи за I квартал свидетельствуют о переориентации внутреннего пассажиропотока с авиационного и железнодорожного транспорта на автомобильный. Также следует отметить, что автоперевозчики, в отличие от металлургов, энергетиков и машиностроителей, не знают поблеем с неплатежами за предоставленные услуги. И, что особенно важно, имеют дело с наличным оборотом. Потому наблюдаемое падение спроса на новые автобусы скорее имеет субъективную природу, объясняемую снижением уровня делового оптимизма. Лучшим «лекарством» в такой ситуации стало бы возобновление банковского кредитования корпоративного сектора экономики. Минфин прогнозирует, что оно начнется в октябре-ноябре нынешнего года.



... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
05.04.21, Василий Январев
В декабре 2020 года у Часовоярского огнеупорного комбината сменился собственник – им стал крупнейший в Украине производитель и экспортер глины группа компаний VESCO. О том, что даст компании эта покупка, влиянии коронакризиса на рынок глины, инвестициях в производство и планах на будущее, а также о том, как из глины, добываемой в разных карьерах, сделать продукт премиум-класса в интервью МинПрому рассказал генеральный директор VESCO Евгений Цымарман.
25.03.21, Ярослав Ярош
10 марта Европарламент большинством голосов поддержал резолюции о введении на всей территории ЕС механизма таможенной углеродной корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism). Выражаясь более понятно, речь идет о дополнительном налогообложении товаров, производство которых сопряжено с выбросами углеводорода в атмосферу. Ожидаемо новый налог сильнее всего ударит по импорту в ЕС из третьих стран. И Украина наряду с Китаем и Россией находится в самой высокой группе риска.
15.03.21, Ярослав Ярош
В декабре прошлого года Украина возбудила антидемпинговое расследование относительно проката из углеродистой стали с покрытием происхождением из Китая. Окончательные результаты расследования ожидаются под занавес 2021-го. Но украинские производители не хотят еще целый год терпеть убытки из-за китайского импорта. Поэтому настаивают не введении предварительных антидемпинговых пошлин уже весной.
11.03.21, Василий Январев
Несмотря на беспрецедентно жесткие условия Антимонопольного комитета "Метинвест" приобрел крупнейшего украинского производителя коксующегося угля, что значительно усилит вертикальную интеграцию холдинга. В свою очередь предприятия Покровской угольной группы получат необходимые инвестиции для развития добычи, которые станут гарантией стабильной работы на несколько десятков лет. Для региона же стабильная работа и развитие Покровского означают рост занятости и увеличение поступлений в местный бюджет.
02.03.21, Василий Январев
1 марта в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5175 о продлении пошлины на экспорт металлолома еще на 5 лет. Именно об этом просили металлурги украинских законодателей еще в середине февраля. Ведь, пошлина будет действовать еще полгода, а ее непролонгация грозит крайне тяжелыми последствиями для отечественной металлургии в частности и экономики в целом.
19.02.21, Ярослав Ярош
Такого конца ушедшего года не прогнозировал никто. На фоне пандемии и спада деловой активности ценовые индикаторы на основные виды металлургического сырья, в т. ч. полуфабрикаты обновили исторические максимумы – кто за 5, 6 лет, а кто и за 10. Украинские экспортеры вовремя сориентировались в ситуации и поймали дополнительную маржу. С трепетом надеясь, что и в 2021 г. удастся ковать железо, не отходя от кассы.
09.02.21, Ярослав Ярош
Новоизбранный президента США Джо Байден начал свою каденцию с того, что отменил десяток решений своего предшественника. Но это не означает, что под снос пойдет все, что соорудил Дональд Трамп. Стена на границе с Мексикой, возможно, и рухнет, на забор, который оградил Штаты от импорта стали и других товаров может устоять. Слишком много лоббистов его подпирает.
29.01.21, Дмитрий Наталуха
В понедельник президент США Джо Байден подписал указ, обязывающий Федеральное правительство покупать больше продукции американского производства. Этим указом фактически существенно расширяется сфера действия и нормы знаменитого закона "покупай американское"
23.12.20, Ярослав Ярош
Несмотря на пандемию, карантин и экономический спад, рынок нефтепродуктов в Украине продолжает расти. В текущем году, впервые за десять последних лет, объем потребления топлив превысит 11 млн тонн. Емкость этого рынка в денежном эквиваленте приближается к 1,5 млрд долл. И нефтетрейдеры лелеют надежды, что пик еще впереди.
15.12.20, Василий Январев
Направленный на развитие отечественного машиностроения закон о локализации готов ко второму чтению. Требования к локализации сделаны более мягкими и плавными, что, по мнению разработчиков документа, позитивно скажется на практической реализации заложенных норм. Экономический эффект детально просчитан и дело остается лишь за депутатами, которые будут рассматривать законопроект, возможно, уже на этой неделе.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!