В обход доллара
ПублікаціїУкраина запустила с Китаем валютный своп, а с Беларусью – торговлю в гривнах. Это позволит поддержать рыночные позиции национальной валюты, но лишь частично. Определенные позитивные эффекты ожидаются и в товарообороте с данными странами.
В конце января Нацбанк объявил об активации достигнутых в 2011 году договоренностей с Китаем о своп-линии между валютами двух стран в размере 15 млрд юаней (около 2,44 млрд долл.). Это означает, что в рамках указанной суммы стороны смогут вести взаимные расчеты в национальных денежных единицах. По словам главы НБУ Валерии Гонтаревой, это ослабляет спрос на основную валюту внешнеторговых операций – доллар США, тем самым смягчая риски на валютном рынке. "Это, в свою очередь, будет способствовать стабилизации гривны, оздоровлению общей ситуации в экономике и оживлению инвестиций", – считает она.
Обмен с китайцами
Финансисты согласны, что подобная схема полезна, тем более в современных экономических условиях. Валютные свопы достаточно широко используются в мировой практике различными странами, включая западные, и могут существенно влиять на обменные курсы валют. Центробанки сторон получают в рамках сделки и в обход рынка необходимую валюту и затем выдают в ней кредиты своим национальным банкам, а те, в свою очередь, предприятиям, непосредственно участвующим в торговле.
Российский экономист, профессор Валентин Катасонов уточняет, что одна только КНР имеет своповые договоры с несколькими десятками государств на общую сумму в 400 млрд долл. Одно из крупнейших соглашений на 56,35 млрд долл. – с Евросоюзом. А буквально перед Новым годом начало действовать аналогичное соглашение и с Россией – на 150 млрд юаней (25 млрд долл.). При этом Пекин использует свопы для продвижения юаня в качестве глобальной резервной валюты, и это дает результаты. Если в начале 2012 года юань занимал 1,9% в расчетах международной торговли, то к концу 2013 – уже 8,7%, и тенденция сохраняется.
Понятно, что у Киева нет таких грандиозных задач, но и он получит от соглашения не только лишь прямую финансовую выгоду, полагает исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. Украина жизненно заинтересована в развитии экспорта в Поднебесную, а своп позволяет упростить расчеты между компаниями двух стран. За 11 месяцев прошлого года общий объем торговли между ними составил 7,3 млрд долл. (в том числе 4,9 млрд долл. импорта), и действующий своп покрывает значительную долю этого объема. "А, значит, есть куда развиваться, ведь даже Беларусь имела с китайцами подобный договор на более чем 3 млрд долл. Можно использовать китайские экспансионистские устремления в своих интересах, оптимизируя экспортные и импортные поставки. Например, в 2014 отечественный рудный экспорт в Китай сохранился почти на прежнем уровне, в то же время резко выросли показатели по зерновым. При этом цены по контрактам при свопе считаются через доллар, и Украина не теряет денег. Такие механизмы пригодны и для совместных инвестпроектов", – отмечает О.Устенко.
Добавим, после кризиса-2008 в мире ослабло доверие к доллару США как расчетной единице, появились риски его резкого разового обесценивания, сильных колебаний курса, а также введения Вашингтоном различных валютных ограничений. По словам В.Катасонова, для снижения этих рисков некоторые юрисдикции, в частности страны БРИКС, с началом глобального кризиса начали во внешней торговле максимально переходить на резидентные валюты торговых партнеров.
С другой стороны, своп касается лишь официальных торговых операций, тогда как не секрет, что немалая часть товаров из КНР поступает контрабандой. Это дополнительно сокращает эффективность таких соглашений для Украины, поскольку теневые импортеры все равно закупают доллары для расчетов с контрагентами. Кроме того, сегодня валютный рынок слишком разбалансирован, а Нацбанк применяет лишь частичные и непоследовательные меры по его регулированию, сетует президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Поэтому своп с Пекином окажет лишь незначительную поддержку гривне.
Беларусь переходит на гривны
Но запуск соглашения с Поднебесной стал не единственным подобным событием начала года. С Минском заключена договоренность о расчетах в гривне по долгосрочным контрактам (кроме поставок нефтепродуктов). Посол Беларуси в Украине Валентин Величко напрямую связывает это с недостатком традиционной валюты у обеих стран и констатирует: "Торговля за гривны позитивно сказывается на цене конечной продукции и способствует закреплению Беларуси на украинском рынке". Действительно, в 2014 году товарооборот с северными соседями оставался активным, и если отечественный экспорт за 11 месяцев упал на 15,9%, до 1,5 млрд долл., то белорусский импорт, напротив, вырос на 12,6%, до 3,7 млрд долл. Среди прочего, рост отмечен по главной статье странового импорта, то есть по нефтепродуктам (на 36,4%, до 3 млрд долл.), что связано с девальвацией гривны.
Таким образом, больше от перехода на гривну выиграет Минск, говорит А.Охрименко, так как продает в нашей стране в разы больше продукции, чем идет в обратном направлении. Наряду с этим товары в гривне будут обходиться белорусам дешевле. Это сейчас особенно важно, так как они понесли внешнеторговые потери после обвала рубля РФ из-за рублевых расчетов за экспорт в Россию. Но и украинские операторы получают существенное валютное облегчение в размере стоимости экспорта, тем более что контракты будут номинироваться в гривне, без зависимости от курсовых колебаний. В результате обе стороны получают больше механизмов для взаимных расчетов, а гривна – рыночную поддержку ввиду повышенного спроса на нее. "Переход на гривневые взаиморасчеты, несомненно, оживит экономические контакты, и не только двусторонние. Упрощение поставок на наш рынок способно приоткрыть Минску двери и в ЕС, с которым у нас ассоциация и в перспективе – свободная торговля. Это возможно через создание СП под украинской юрисдикцией, уставный фонд которых можно формировать в гривне. Европу может интересовать белорусское продовольствие и некоторые промтовары, а вот различные машины, широко представленные на отечественном рынке, туда вряд ли попадут", – отмечает глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак.
Итак, международно-валютные новации Киева способны произвести положительный эффект, но он будет ограниченным, особенно для гривны. Интересно, что в 2011-2012 годах НБУ вел переговоры о валютном свопе и с Москвой, но события последующих лет не позволили достичь соглашения. "Если бы вместо конфликта была нормальная торговля, такой своп с россиянами стал бы дополнительным стимулом. Ведь даже в минувшем году Россия оставалась важным торговым контрагентом, на которого в денежном выражении пришлось 18,7% товарного экспорта Украины и 23,9% импорта. То есть – почти четверть. Это показатели в условиях острого политического противостояния, а потенциал нормального взаимовыгодного сотрудничества в разы больше. Но это невозможно в условиях войны на Донбассе", – резюмирует А.Охрименко.
Максим Полевой
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram