Экспертный совет: Когда Порошенко начнет выполнять обещания?
ПублікаціїПрезидент Украины Петр Порошенко в период избирательной кампании в апреле-мае 2014 не скупился на обещания: продать кондитерский бизнес, закончить конфликт на Донбассе за две недели, защитить гривну от спекулянтов, поднять престиж военной службы и т.д. Однако за 8 месяцев из выполненного в активе главы государства значится только одно: ни в коем случае не продавать свой информационный рупор – "5 канал". Остальные 16 пунктов так и остались на бумаге. Почему украинские политики легко разбрасываются обещаниями, которые потом не выполняют, почему не несут за это ответственности и будет ли в будущем по-другому, МинПром узнал с помощью экспертов.
Директор института стратегических исследований "Новая Украина" Андрей Ермолаев напоминает, что успех П.Порошенко на внеочередных президентских выборах был связан с возникшим конфликтом в обществе и угрозой еще более масштабного конфликта. "В этих условиях его победа в первом туре стала не результатом наличия продуманной программы действий, а результатом того, что люди увидели в нем некую компромиссную фигуру, способную принести мир и предотвратить дальнейшую эскалацию. Но вопрос, насколько он готов решать вызовы, стоящие перед украинским обществом, в качестве национального лидера, так и остается без ответа", – отметил эксперт.
По его мнению, П.Порошенко как политик точно угадывает запросы общества и торопится дать на них набор ответов в виде обещаний, не решая их по существу. "И тогда мы наблюдаем со стороны Президента попытки перенесения ответственности, затягивания с решением вопросов, когда создается впечатление, что он не знает, как реагировать. Уже не раз мы были свидетелями ситуации, когда Президент признавал ошибочность своих предыдущих тезисов, обещаний. Но это хорошо 1-2 раза, а когда это происходит постоянно, то возникает вопрос, насколько он готов реализовывать обещания, а не просто говорить о них", – подчеркнул А.Ермолаев.
По его мнению, отчасти это связано с тем, что у П.Порошенко до сих пор отсутствует дееспособная политическая команда, которую заменяет набор соратников, друзей и попутчиков. А.Ермолаев напомнил, что сейчас у власти есть 4 документа, которые можно рассматривать как программные: программа действий правительства Арсения Яценюка, коалиционное соглашение, стратегия реформ П.Порошенко "2020", а также его ежегодное послание. Ни один из них не является реальной программой действий, подчеркнул эксперт.
"К сожалению, приходится констатировать, что Президент не стал центром новой украинской политики. Для примера можно взять разработанную в его ведомстве новую стратегию национальной безопасности, которая на порядок слабее предыдущей и во многом стала более декларативной, хотя ничего не мешало усилить и улучшить ее отдельные разделы. То есть когда мы говорим об обещаниях Президента, то они ориентированы на произведение эффекта на окружающих, но не на результат", – отметил эксперт. Вместе с тем он выразил мнение, что П.Порошенко все еще сохраняет шансы стать национальным лидером.
"Это зависит от того, сможет ли он возглавить общенациональный диалог, видеть не себя на каком-то посту через несколько лет, а каким будет общество через несколько лет, поставить это на первое место. Ведь запрос на новое общество не решается одной директивой по языку и новым учебником по истории. Это и есть тест на национального лидера для П.Порошенко. И думаю, для него все решится не просто в 2015 году, а в ближайшее время", – спрогнозировал А.Ермолаев.
Глава подкомитета по депутатской этике регламентного комитета Верховной Рады Михаил Папиев полагает, что решением данного вопроса является принятие его законопроекта о политической ответственности, который позволит юридически закрепить ответственность политиков за невыполнение предвыборных обещаний. "Все политсилы что-то обещают и потом не выполняют, такое было и раньше. Поэтому есть необходимость в принятии закона, предусматривающего запрет в будущем занимать какие-то должности в случае невыполнения политиком обещаний", – отметил он.
М.Папиев также напомнил, что П.Порошенко обещал через две недели после своего избрания закончить войну на Донбассе. "И надо понимать, что когда люди его выбирали, они голосовали именно за то, чтобы как можно быстрее закончилась война на Донбассе. А что мы видим сейчас? В стране объявлена очередная, четвертая по счету, волна воинской мобилизации. Это не отвечает запросам общества. Президент должен дать четкий ответ по этому поводу, почему он принимает решения для продолжения войны. Нельзя постоянно обманывать людей, которые за тебя голосовали", – подчеркнул глава подкомитета ВР.
Экс-заместитель главы Администрации Президента Андрей Сенченко выразил уверенность, что сейчас у общества достаточно рычагов для того, чтобы добиваться от политиков выполнения обещаний. "Общество просто должно привыкнуть, что необходимо спрашивать с политиков, тогда у них появится ответственность", – подчеркнул он. По мнению А.Сенченко, избиратели, общество, готовы в определенной степени простить политику популизм и невыполнение части обещаний, но при условии эффективности его действий в целом.
"Конечно, могут быть ошибки у политика, но они должны перекрываться его эффективной работой. А то, что мы наблюдаем у Президента сейчас – необъяснимая кадровая политика, систематические провалы. Это недопустимо", – резюмировал он.
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram