Затяжное падение

Публікації

Украинский авторынок находится в глубоком кризисе. Экономический кризис, вызванное им резкое падение доходов населения, а также усиление налогового давления привели к тому, что автопродажи в текущем году окажутся на уровне конца 1990 годов прошлого века. Что касается отечественного автопрома, его результаты также обещают стать весьма неутешительными.

По информации "Укравтопрома", в январе-феврале в Украине было продано и поставлено на учет в ГАИ 5,5 тыс. новых легковых автомобилей, что в 4,9 раза меньше, чем год назад. Стоит отметить, что суммарные автопродажи за первые два месяца текущего года оказались хуже, чем за один только декабрь 2014 года. Тогда в Украине было реализовано более 7,6 тыс. автомобилей.

К такому печальному результату привели сразу несколько факторов. Конечно, в первую очередь нельзя забывать о военном – для автомобильных импортеров и отечественных производителей де-факто потеряны Крым и территории в зоне АТО, которые до кризиса давали в совокупности более 20% рынка. Но основной причиной стало существенное снижение доходов населения. По данным Государственной службы статистики, в январе-феврале 2015 года реальная зарплата в Украине уменьшилась на 17,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем, это только "белая" зарплата, с учетом "конвертов" сокращение доходов стало гораздо более существенным.

Кроме того, обвалу автопродаж поспособствовали и налоговые инициативы властей. В конце прошлого года Верховная Рада ввела дополнительный 5-10% налог на импорт (автомобили облагаются пятипроцентным налогом). Также был введен налог на автомобили примиум-класса. Напомним, согласно этой норме, с 1 апреля владельцы автомобилей, которым не более 6 лет, будут платить в госбюджет 25 тыс. грн. ежегодно. Естественно, что ввоз данных автомашин в Украину резко снизился. Также был повышен и акцизный сбор.

Казалось бы, в теории подорожание иномарок – как из-за налоговых инициатив, так и из-за девальвации национальной валюты – должно способствовать улучшению ситуации в украинском автопроме. Однако эти факторы никак не помогают отечественным автопроизводителям.

"Девальвация гривны в 2014-2015 годах не дала должного ценового преимущества и не увеличила спрос на украинские автомобили, потому что параллельно с ослаблением гривны украинские покупатели были подвержены самому серьезному экономическому кризису с 2009 года. Как следствие кризиса, упала покупательская способность и покупательские настроения, в результате чего резко сократился спрос на все легковые автомобили, но в большей мере на бюджетные авто, на которых специализировались украинские автопроизводители", – поясняет старший аналитик ИГ "Арт Капитал" Алексей Андрейченко.

Стоит отметить, что снижение объемов производства в автопроме наблюдается еще с 2012 года. В том "футбольном" году из сборочных цехов выехали 76,281 тыс. автомобилей, что на 27,1% меньше, чем годом ранее. Во многом основной причиной спада стало введение с 1 сентября 2012 года утилизационного сбора в РФ – основном рынке сбыта автотранспортных средств. В следующем году правительство сделало попытку поддержать автопром, внедрив спецпошлины на импорт, а также утилизационный сбор. Тем не менее выпуск автомобилей сократился еще на 34%, до менее чем 45,8 тыс. 2014 год для украинского автопрома может считаться "черным" – спад на 43% и всего 28,751 выпущенных автомобилей.

А.Андрейченко отмечает, что в 2014 году затраты на единицу произведенной продукции выросли настолько, что собирать автомобили в Украине стало просто нецелесообразно. "Загрузка производственных мощностей в 2014 году упала до 7%, – подчеркивает эксперт. – Это не позволило украинским производителям воспользоваться большей локализацией производства и девальвацией гривны, чтобы получить ценовое превосходство. Отмена утилизационного сбора и снижение специальных пошлин в апреле 2014 года также сказалась на падении конкурентоспособности украинских авто по сравнению с импортом. Автопроизводители один за другим отреагировали на кризис сворачиванием производства".

Нынешний год автопроизводители встретили на минорной ноте. В частности, в январе в Украине было произведено всего 352 автомобиля – в 10 раз меньше, чем годом ранее, и на 30% меньше, чем в декабре. При этом сборкой легковых авто занимался только завод "Еврокар", из цехов которого вышло 224 авто. Большая часть автозаводов в Украине простаивает. На таком негативном фоне выигрышно смотрится только работающий в своей нише большегрузных автомобилей КрАЗ. В прошлом году завод увеличил производство на 49%, до 1388 единиц, правда, понес при этом убыток в 135 млн грн. (как объясняют на предприятии, из-за курсовой разницы). На этот год акционеры КрАЗа запланировали выпуск 1800 автомобилей.

На потерянном для украинских производителей российском рынке также наблюдается спад. В частности, General Motors 18 марта объявил об уходе с российского авторынка бренда Opel и подтвердил фактическое сворачивание бизнеса Chevrolet. А на днях совместное предприятие PSA Peugeot-Citroen и Mitsubishi Motors сообщили о намерении приостановить выпуск ряда своих моделей на заводе в Калуге. Тем не менее падение российского авторынка в текущем году будет смягчено за счет господдержки. Российские власти приняли решение потратить 10,7 млрд руб. (185 млн долл.) бюджетных ассигнований на закупку транспортных средств для госнужд. А в целом на поддержку автопрома планируется направить 25 млрд руб. (433 млн долл.), часть из которых будет направлена на программу льготного кредитования.

Украинским же производителям в этом году, вероятнее всего, придется рассчитывать только на собственные силы. Как отмечает А.Андрейченко, в госбюджете-2014 не заложены средства на помощь автопроизводителям. "Не получится улучшить условия для украинских автопроизводителей и за счет заградительных пошлин, так как с приходом новой власти в 2014 году был взят твердый курс на либерализацию торговых отношений. И отмена утилизационного сбора, снижение спецпошлин и подписание соглашения об ассоциации с ЕС – тому подтверждение, – считает он. – Вложение государственных средств в автопром является далеко не самой плохой инвестицией, учитывая экономический эффект как на автозаводы, так и смежные отрасли. Однако для реализации инвестиций необходимы средства, которыми Украина на данный момент не обладает".

Очевидно, что в 2015 году украинский автопром поставит очередной антирекорд. Старший аналитик ИГ "Арт Капитал" прогнозирует падение производства легковых автомобилей на 40%, до 15,5 тыс. в этом году. "Однако каждый дополнительный месяц простоя автомобилестроителей увеличивает шансы большего падения. Базовый сценарий построен на ожиданиях восстановления спроса во второй половине года и открытии новых экспортных направлений для автомобилей украинского производства", – резюмировал он.

Владимир Никитин

МинПром

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢