Подробнее Запомнить город


В общей колее

12.06.09
размер текста:

Россия и Евросоюз построят новый железнодорожный коридор, который свяжет восток и запад.

Международный проект объединит несколько стран: Россию, Украину, Беларусь, Словакию и Австрию. Договор о реализации проекта представители железнодорожных ведомств стран-участниц подписали 29 мая в Сочи. Встреча прошла в рамках IV Международного железнодорожного бизнес-форума.

Протяженность нового железнодорожного полотна составит 575 км. Его проложат от границ Украины до Вены, столицы Австрии. Планируется, что в Австрии и Словакии будут построены распределительные центры, где груз с вагонов будет перегружаться на автомобильный транспорт и следовать далее в пункт назначения.

По предварительным оценкам, стоимость возведения такого железнодорожного пути в Европу оценивается в 3-4 млрд долл. Инвестиции будут разделены между непосредственными участниками проекта, однако доля вклада каждой из сторон пока не определена. Для подготовки технико-экономического обоснования (ТЭО) участники собираются создать совместное предприятие (СП), которое со временем может получить полномочия по строительству самой дороги. Предполагается, что в уставный капитал СП стороны внесут по 1,5 млн евро. На эти средства будет разработано ТЭО проекта. Подготовительная работа будет завершена в течение текущего года. СП будет привлекать частных инвесторов для финансирования строительства на условиях долевого участия.

Кроме того, к этому времени участники проекта должны определиться, насколько экономически целесообразно продлевать широкую колею именно до Вены, а также сопоставить альтернативные маршруты, в частности через Венгрию также до Вены.

Новая железная дорога соединит железнодорожные системы Центральной Европы с регионами Транссибирской магистрали и привлечет грузопоток на маршрут Азия – Россия – Центральная Европа. До сих пор железнодорожное сообщение между Европой и Азией было усложнено тем, что у стран двух регионов – разная ширина колеи. Во всех государствах СНГ, Балтии, Финляндии и Монголии ее размер равен 1520 миллиметров, тогда как европейский стандарт – 1435 миллиметров.

Сейчас составы, отправляющиеся из России в Европу, на украинской и белорусской границах меняют колеса. Это дополнительное время и финансовые затраты. Перевозки по новой ж/д магистрали, шириной 1520 мм, станут быстрее, дешевле и будут более конкурентоспособны в сравнении с автомобильным транспортом. Именно автомобили были главным наземным транспортом, который перевозил грузы в Европу. Продлить колею широкого стандарта выгоднее, чем прокладывать европейскую «железку», ведь таким образом ЕС будет иметь единое сообщение с Дальним Востоком, Китаем и Центральной Азией.

Проект был одобрен на самом высоком уровне. «В Словакии проект получил политическую поддержку, официальное разрешение на создание совместного предприятия было дано и нашим правительством, а именно министром транспорта и премьер-министром страны»,- сказал во время подписания договора о реализации проекта директор государственной компании «Железные дороги Словацкой республики» Стефан Глинка.

Железнодорожный «Шелковый путь»

Реализация совместного проекта для Украины и России имеет и важный политический подтекст. Это тот случай, когда экономические выгоды и здравый смысл возобладали.

«Транспортный коридор - это та конструкция, где полностью сбалансированы интересы не только железных дорог, но и экономик тех стран, которые они обслуживают, – заявил в Сочи президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. Поэтому никаких политических разногласий при его обсуждении не было. Остался только вопрос: кто будет владеть новым коридором? Мы считаем, что те, кто инвестирует в эту железную дорогу, должны ею и владеть, отвечать за ее функционирование и эффективность возврата средств. Если этот консорциум четырех стран состоится, то он будет инвестировать в развитие этой дороги, и эти государства будут получать доходы в виде налогов, увеличения числа рабочих мест, в виде развития экономик».

Для Украины участие в этом проекте – это, прежде всего, увеличение транзита через свою территорию. По словам генерального директора «Укрзализныци» Михаила Костюка, ожидается, что после запуска проекта в строй объемы ж/д перевозок увеличатся в 4-5 раз. В 2008 году объем транзитных грузов по железной дороге составил 80 млн тонн. В связи с экономическим кризисом и сокращением производства в большинстве стран мира, грузовые перевозки сократятся на 30-40%. В пресс-службе «Укрзализныци» заявили, что увеличение транзита на железной дороге благодаря созданию единой колеи, будет обеспечено за счет переориентации части грузовладельцев с морских маршрутов на железную дорогу. Несмотря на то, что морское сообщение грузовладельцам обходится дешевле, по железной дороге окажется быстрее.

Новый «Шелковый путь» может снова возродиться. Именно товары из Китая, через Россию по новой железной дороге планируют поставлять в Центральную Европу. Помимо прибыли, которую в перспективе получат страны - участницы, у этого проекта есть еще одна важная составляющая - экологическая. Железнодорожный транспорт - один из самых экологически чистых видов передвижения. Возведение нового коридора разгрузит пропускные пограничные пункты от многокилометровых автомобильных очередей, а, следовательно, сократит выброс выхлопных газов в атмосферу.

Пробовали. Не получилось.

Нельзя не упомянуть о людях, скептически относящихся в данному проекту. Еще в Советском Союзе предпринимались попытки соединить железнодорожное сообщение с Европой и построить колею единого стандарта. Однако вскоре от этой идеи отказались, так как покрыть всю Европу невозможно и все равно придется менять колеса или в Австрии или Словакии. Бывший министр транспорта уже независимой Украины Георгий Кирпа вынашивал идею оборудования вагонов поездов специальными задвижными системами колес, которые за несколько минут перестраивались бы на нужную колею. Кирпа даже писал на эту тему диссертацию, но довести до конца начатое дело не успел.

Проблема унификации железнодорожного полотна сегодня — одна из главных в мировой транспортной системе. Но пока переходить на единый стандарт никто не спешит. Так как единовременно заменить много тысяч железных километров — слишком дорого. Ведь даже внутри Европы одновременно существуют разные стандарты колеи. В некоторых странах успешно сосуществуют и «стандартные европейские», и «ирландские», и «метровые» варианты. Эта проблема отчасти решается с помощью строительства высокоскоростных магистралей: у них колея везде одного размера. Для стран СНГ запуск сверхскоростных магистралей пока не недоступен, поэтому проект единого полотна с Европой выглядит единственной альтернативой.



... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
05.04.21, Василий Январев
В декабре 2020 года у Часовоярского огнеупорного комбината сменился собственник – им стал крупнейший в Украине производитель и экспортер глины группа компаний VESCO. О том, что даст компании эта покупка, влиянии коронакризиса на рынок глины, инвестициях в производство и планах на будущее, а также о том, как из глины, добываемой в разных карьерах, сделать продукт премиум-класса в интервью МинПрому рассказал генеральный директор VESCO Евгений Цымарман.
25.03.21, Ярослав Ярош
10 марта Европарламент большинством голосов поддержал резолюции о введении на всей территории ЕС механизма таможенной углеродной корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism). Выражаясь более понятно, речь идет о дополнительном налогообложении товаров, производство которых сопряжено с выбросами углеводорода в атмосферу. Ожидаемо новый налог сильнее всего ударит по импорту в ЕС из третьих стран. И Украина наряду с Китаем и Россией находится в самой высокой группе риска.
15.03.21, Ярослав Ярош
В декабре прошлого года Украина возбудила антидемпинговое расследование относительно проката из углеродистой стали с покрытием происхождением из Китая. Окончательные результаты расследования ожидаются под занавес 2021-го. Но украинские производители не хотят еще целый год терпеть убытки из-за китайского импорта. Поэтому настаивают не введении предварительных антидемпинговых пошлин уже весной.
11.03.21, Василий Январев
Несмотря на беспрецедентно жесткие условия Антимонопольного комитета "Метинвест" приобрел крупнейшего украинского производителя коксующегося угля, что значительно усилит вертикальную интеграцию холдинга. В свою очередь предприятия Покровской угольной группы получат необходимые инвестиции для развития добычи, которые станут гарантией стабильной работы на несколько десятков лет. Для региона же стабильная работа и развитие Покровского означают рост занятости и увеличение поступлений в местный бюджет.
02.03.21, Василий Январев
1 марта в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5175 о продлении пошлины на экспорт металлолома еще на 5 лет. Именно об этом просили металлурги украинских законодателей еще в середине февраля. Ведь, пошлина будет действовать еще полгода, а ее непролонгация грозит крайне тяжелыми последствиями для отечественной металлургии в частности и экономики в целом.
19.02.21, Ярослав Ярош
Такого конца ушедшего года не прогнозировал никто. На фоне пандемии и спада деловой активности ценовые индикаторы на основные виды металлургического сырья, в т. ч. полуфабрикаты обновили исторические максимумы – кто за 5, 6 лет, а кто и за 10. Украинские экспортеры вовремя сориентировались в ситуации и поймали дополнительную маржу. С трепетом надеясь, что и в 2021 г. удастся ковать железо, не отходя от кассы.
09.02.21, Ярослав Ярош
Новоизбранный президента США Джо Байден начал свою каденцию с того, что отменил десяток решений своего предшественника. Но это не означает, что под снос пойдет все, что соорудил Дональд Трамп. Стена на границе с Мексикой, возможно, и рухнет, на забор, который оградил Штаты от импорта стали и других товаров может устоять. Слишком много лоббистов его подпирает.
29.01.21, Дмитрий Наталуха
В понедельник президент США Джо Байден подписал указ, обязывающий Федеральное правительство покупать больше продукции американского производства. Этим указом фактически существенно расширяется сфера действия и нормы знаменитого закона "покупай американское"
23.12.20, Ярослав Ярош
Несмотря на пандемию, карантин и экономический спад, рынок нефтепродуктов в Украине продолжает расти. В текущем году, впервые за десять последних лет, объем потребления топлив превысит 11 млн тонн. Емкость этого рынка в денежном эквиваленте приближается к 1,5 млрд долл. И нефтетрейдеры лелеют надежды, что пик еще впереди.
15.12.20, Василий Январев
Направленный на развитие отечественного машиностроения закон о локализации готов ко второму чтению. Требования к локализации сделаны более мягкими и плавными, что, по мнению разработчиков документа, позитивно скажется на практической реализации заложенных норм. Экономический эффект детально просчитан и дело остается лишь за депутатами, которые будут рассматривать законопроект, возможно, уже на этой неделе.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!