След в небесах

Публікації

Запорожскому производителю двигателей "Мотор Сич" удается улучшать бизнес-показатели даже в сегодняшних условиях. Но дальнейшие перспективы завода связаны с дифференциацией экспорта и развитием внутреннего авиарынка.

В конце мая холдинг "Вертолеты России" в лице гендиректора Александра Михеева заявил, что украинский завод "Мотор Сич" вместе с Китаем и РФ может принять участие в разработке совместной модели тяжелого гражданского вертолета. По его словам, в проекте участвуют компания Avicopter (КНР) и российское КБ им. Миля, а запорожское предприятие поставит двигатель Д-136. Было уточнено, что поставщика двигателя будет выбирать Поднебесная.

Украина вскоре опровергла причастность к проекту: глава Госэкспортконтроля Юрий Терещенко объявил, что утверждения об этом – очередная попытка использовать СМИ для дискредитации субъектов хоздеятельности. Тем не менее источники МинПрома подтверждают, что соответствующие переговоры ведутся и контракт будет проходить как невоенный, тем более что предполагаемый вертолет действительно гражданский. При этом юридическим покупателем отечественных агрегатов будет именно китайская сторона. Напомним, осенью-2014 президент "Мотор Сичи" Вячеслав Богуслаев допускал создание профильных СП с россиянами, но тема развития не получила.

В этой связи федеральные эксперты признают, что в ближайшие годы российские авиастроители не смогут обойтись без украинских двигателей. Да, на публичном уровне вице-премьер России Дмитрий Рогозин отмечает, что РФ способна заместить двигатели из Украины собственными аналогами. Подразумевается перспективная модель ПД-12В на базе агрегата для нового пассажирского лайнера МС-21, однако разработка модели еще даже не начата. Глава аналитической службы "Авиапорт" (РФ) Олег Пантелеев отмечает, что заявленные параметры российского двигателя лучше, чем у запорожского, но первый неизбежно будет дороже, поэтому выбор варианта "Мотор Сичи" минимизирует проектные риски.

На рыночном фоне

Данная ситуация иллюстрирует значительный интерес к отечественным авиадвигателям на традиционном для них соседнем рынке. Однако запорожский завод также экспортирует свою продукцию в Китай, Вьетнам, Индию, ОАЭ, Алжир, Перу и др., и географическую дифференциацию планируется очень активно продолжать. Есть планы совместного выпуска вертолетов МСБ-2 собственной разработки (на основе устаревшего Ми-2) в Польше и в Беларуси, на Оршанском авиаремонтном заводе, 57% которого куплено в 2012 году.

В целом экспортные поставки – это 95% корпоративного сбыта, в 2014 портфель заказов составил более 950 млн долл. в денежном выражении. Как известно, компания является одним из ведущих производителей двигателей для самолетов и вертолетов, а также промышленных газотурбинных установок не только ранее в СССР, но и в мировом масштабе. К слову, в конце 2014 года госпредприятие "Ивченко-Прогресс" анонсировало совместный с авиаперевозчиком AVIC (КНР) проект по доводке и запуску в серию двигателей AИ-322 и АИ-322ф. Так что у Поднебесной действительно есть интерес к украинским авиаагрегатам, и не только производства "Мотор Сичи". А в РФ последняя имеет опыт сотрудничества с такими перевозчиками, как "ЮТэйр", "Волга-Днепр", "Россия", "ПАНХ", "Ангара" и др., – капитальный и средний ремонт, продление ресурса двигателей различных типов и модификаций.

Неудивительно, что в 2014 году завод нарастил чистую прибыль на 18,3%, почти до 1,6 млрд грн., вопреки крайне сложной ситуации в стране. И в І квартале этого года (относительно января-марта-2014) чистая прибыль снова выросла – в 2,12 раза, превысив 1 млрд грн. Да, в значительной степени это связано с девальвацией гривны, но сам факт, безусловно, позитивен для компании. Отталкиваясь от этого, по результатам года она намерена увеличить производство на 6%. И если в 2013 в производственное развитие было инвестировано 925,8 млн грн. собственных средств, то в текущем году предполагается 1100,6 млн грн.

Вместе с тем на деятельность предприятия продолжают влиять ряд негативных факторов. Во-первых, это усложнение работы с российскими заказчиками, что уже привело к частичной потере позиций на федеральном рынке, а он раньше занимал 30% в сбытовой структуре "Мотор Сичи". Наши собеседники на заводе сетуют, что часть клиентов переориентировались на внутрироссийских подрядчиков (в том числе на авиаремонтные заводы), хотя запорожская компания по-прежнему способна предложить более выгодные условия. Также известно, что в 2011 году с "Вертолетами России" был подписан 5-летний контракт на 1,5 млрд долл., по которому ежегодно должны поставлять до 270 двигателей для вертолетов Ка-31, Ка-32, Ми-17, Ми-8 МТВ, Ми-24, Ми-28. Сейчас этот контракт фактически заморожен ввиду запрета на военно-техническое сотрудничество с северо-восточными соседями.

Кроме того, предприятие, как и многие другие в Украине, столкнулось с проблемой невозврата экспортного НДС, хотя ранее получала возмещение достаточно стабильно: в 2013 году получено 536 млн грн., в 2014 – около 600 млн грн., в І квартале сего года – 190 млн.

И в любом случае глобальный рынок авиадвигателей остается высококонкурентным, говорят на "Мотор Сичи". Так, запорожским машиностроителям противостоят такие мощные игроки, как General Electriс (США), Pratt&Whitney (Канада), Snecma/Turbomeca (Франция). Во всех этих странах НИОКР и внедрение передовых технологий двигателестроения частично (до 50%) финансируется госбюджетом. Это дополнительно усложняет задачу, так как в отечественных условиях подобной поддержки практически нет. Также мировые рыночные лидеры расходуют значительные средства на формирование и поддержание сетей послепродажного обслуживания продукции, поддержания летной годности в течение всего жизненного цикла воздушного судна, на предоставление финансовых услуг (страхование, лизинг и т.д.). Все это позволяет формировать максимально выгодное предложение, с которым трудно конкурировать мене крупным участникам рынка, тем более в украинской ситуации глубокого экономического кризиса.

Не только экспорт

В такой обстановке "Мотор Сич" активно работает над товарной номенклатурой. В 2014 году продолжалось освоение серийного выпуска целого ряда новых авиаизделий, в числе которых модели АИ-450М, ТВ3-117ВМА-СБМ1В, комплекты ДСЕ для ремоторизации вертолета Ми-2МСБ. Наряду с этим шла предпроизводственная доводка двигателей Д-18Т серии 3М, МС-500-01, АИ-450м2 и др. Готовятся новые агрегаты для Ан-140, Ан-2-100, для ремоторизации учебно-тренировочных самолетов L-39, для форсажных модификаций китайских учебно-боевых L-15, для новых и модернизированных вертолетов.

Отдельно аналитики выделяют разработанный заводом газогенератор двигателя VI поколения МС-700, на базе которого в дальнейшем будут создаваться турбовальные и турбовинтовые двигатели мощностью до 1400 л.с., а также семейство новых двухконтурных двигателей. Кроме того, стоит отметить малоразмерные двигатели МС-400, МС-400П, МС-450, МС-100 для беспилотных летательных аппаратов, которые востребованы для военных нужд. Наконец, компания может предложить газотурбинные приводы и комплектные электростанции, в том числе теплоэнергетические комплексы с парогазовым или когенерационным циклом, а это позволяет развивать деятельность в секторе ТЭК.

В 2015 году продолжатся работы по таким перспективным двигателям, как МС-14, МС-500В, МС-700, по новым газотурбинным электростанциям. Особым масштабным проектом является развертывание собственного вертолетного производства, нацеленного на ремоторизацию и общую модернизацию вертолетов Ми-8 и Ми-2 для гражданских и армейских потребностей, на изготовление различных комплектующих для военных и гражданских вертолетов.

В этой связи добавим, что предприятие заинтересовано не только в экспорте, но и во внутреннем рынке, который остается крайне слабым. Здесь все зависит от перспектив отечественного самолето- и вертолетостроения, включая модернизацию имеющегося парка. При этом в новых рыночно-экономических условиях, включая ассоциацию с Евросоюзом, "Мотор Сич" уже сталкивается с конкуренцией со стороны иностранных корпораций, заинтересованных в украинском рынке. Так, в мае генконструктор ГП "Антонов" Дмитрий Кива подтвердил автору, что некоторые покупатели готовы приобретать лайнеры "Ан" только с зарубежными двигателями, поэтому рассматриваются варианты сотрудничества с Pratt&Whitney и Rolls-Royce (Британия). Тем не менее аналитики сходятся во мнении, что в обозримой перспективе завод сможет демонстрировать неплохие показатели за счет экспорта, которые дополнительно улучшатся в случае оживления внутреннего авиарынка.

Максим Полевой

МинПром

Новини

10 Жовтня 2024

Термінові потреби України на відновлення становлять $5 млрд 

Acerinox зупиняє завод в Іспанії через низький попит та втрату клієнтів

В Україні прискорилось зростання споживчіх цін

Японський експорт металобрухту продовжує скорочуватись

Україна підписала меморандум про співпрацю з Японською організацією зовнішньої торгівлі

Вперше в історії джерела з нульовим рівнем викидів вуглецю склали понад 40% електроенергії, виробленої у світі

В Україні зростає споживання електроенергії

Верховна Рада прийняла законопроєкт щодо збільшення податків

Німеччина не бачить причин для занепокоєння через можливе зупинення транзиту газу через Україну

SAIL та BHP підписали угоду щодо скорочення викидів вуглецю

Світовий банк прогнозує уповільнення економіки Китаю у 2025 році

Білоруський завод постачав до України добрива з РФ і Білорусі через компанію в ОАЕ

Транзит російської нафти через Україну зріс на 37% у вересні

Бразилія збільшує експорт залізної руди

Транспортування електроенергії є однією з найбільших проблем для українських компаній

УЗ у вересні 2024 року перевезла на експорт 2,36 млн тонн залізної руди

ВСІ НОВИНИ ⇢