Центрэнерго: любо-дорого
ПублікаціїЭкс-глава Фонда госимущества Дмитрий Парфененко надеялся выручить от приватизации компании "Центрэнерго" 1 млрд долл. или около того. Его преемник Игорь Билоус намеревался дать старт торгам уже в июне, хотя вряд ли уже успеет. В тепловой генерации Украины "Центрэнерго" – последний актив, контролируемый государством. Но чтобы продать инвестору компанию в лучшем виде, там сейчас наводят недешевый марафет.
Образцовая продажа
ФГИ задумал получить в 2015 году 17 млрд грн. поступлений от продажи объектов государственной собственности. В списке на приватизацию у Фонда значится почти 400 объектов, но из них менее сотни имеют реальную ценность, а количество тех, что способны принести в нынешних условиях серьезные деньги, можно пересчитать по пальцам. "Центрэнерго", где государству принадлежит 78,3% акций, – один из таких. Возможно, самый подходящий на роль идеальной продажи. При удачном стечении обстоятельств за счет одного этого актива можно выполнить едва ли не весь годовой приватизационный план. Хотя эксперты считают ожидания ФГИ слишком завышенными. По оценкам Forbes, стоимость предложенного на продажу пакета – 2,4 млрд грн. В аналитическом департаменте инвесткомпании Eavex Capital капитализацию "Центрэнерго" оценили в 150 млн долл., а максимальную выручку от ее продажи в 500 млн долл. Но в любом случае не миллиард.
Но дело не только в наполнении бюджета. Правительству Арсения Яценюка очень нужен быстрый и наглядный экономический успех, чтобы доказать, что его кабинет недаром ест хлеб налогоплательщиков и западных доноров. Десять лет назад на реприватизации "Криворожстали" Юлия Тимошенко построила целую кампанию и изрядно добрала баллов к своему рейтингу. Для Яценюка похожим репутационным трамплином может послужить продажа "Центрэнерго". Это не идеальная "голубая фишка", но лучших в Украине сегодня не сыскать. К "Центрэнерго" все еще сохраняется интерес со стороны иностранных инвесторов, компания не увязла слишком глубоко в схемах, выстроенных старыми бизнес-элитами, а ее продукция всегда будет востребована на рынке. Ей даже удается приносить прибыль: в 2014 году – 70,6 млн грн., в 2013 – почти 0,5 млрд грн.
В состав "Центрэнерго" входят три ТЭС – Трипольская, Змиевская и Углегорская. Последняя – самая невезучая. Она находится в прифронтовой зоне, а зимой 2015 даже попала под обстрел. Двумя годами ранее, в 2013, значительную часть "Углегорки" уничтожил пожар, а как только она была восстановлена, начались бои на Донбассе. Но для "Центрэнерго" ценность Углегорской ТЭС в том, что она работает на углях газовой группы, а не на дефицитном в стране антраците. Общая генерирующая мощность "Центрэнерго" – 7575 Мвт, что составляет 15% от мощностей всей энергосистемы Украины. При этом от ее стабильной работы зависит энергообеспечение Киева, что автоматически возводит ее в число стратегических объектов для страны.
На данный момент компания располагает 23 энергоблоками, 18 из которых – угольные, 5 – газомазутные, но последние эксплуатировать крайне невыгодно. Частично поработав в первом квартале 2015 на газе, "Центрэнерго" получила 230 млн грн. убытков. Не исключено, что проблемы с топливом, особо обострившиеся во втором полугодии-2014, когда запас угля на складах компании сократился с более чем 1 млн тонн до 56 тыс. тонн, послужили решающим толчком к ее продаже и главным аргументом, по убеждению главы Минэнергоугля Владимира Демчишина, который долгое время противился приватизации "Центрэненрго". По задумке министра, эта госкомпания должна была играть роль противовеса частным игрокам на энергорынке, в том числе и в сфере ценообразования – как на энергетический уголь, так и на само электричество. Но под давлением премьера и МВФ Демчишин вынужден был отступить от прежней позиции и теперь уже представляет себя как сторонник приватизации, по крайней мере, публично. "Если правильно подготовиться к продаже, то можно провести соглашение, по доходам и публичности сопоставимое с продажей "Криворожстали" Arcelor Mittal, даже в сегодняшних условиях", – заявил недавно глава Минэнергоугля.
С французским шармом
На изменение позиции профильного министра могло повлиять и появление на горизонте реального западного покупателя, готового рискнуть и вложиться в украинскую энергогенерацию. Речь идет о французской группе GDF Suez, чьи интересы в Украине представляет компания "Энергетические ресурсы Украины". Ее глава Андрей Фаворов не единожды подтверждал готовность принять участие в открытых торгах по продаже "Центрэнерго". За последние полгода французы и их представители уже несколько раз встречались с руководством страны и отрасли. Стороны примерно сошлись в цене, которую готов заплатить покупатель, но все еще продолжают торг относительно условий сделки. Пожалуй, главное требование GDF Suez – повысить после продажи тарифы на отпускаемое компанией "Центрэнерго" электричество. При таком условии она обещает обеспечить загрузку тепловых блоков и регулярные поставки угля.
Антрацит на Трипольскую и Змиевскую ТЭС будущий хозяин может завозить либо по импорту, либо из Донбасса, в том числе и из оккупированных территорий. Иными словами, после приватизации "Центрэнерго" получит большую мобильность в поиске топливных ресурсов. Пока компания находится в госсобственности, ей нужно все время отмахиваться от обвинений – дескать, она сотрудничает с ДНР-ЛНР, закупает очень плохой уголь, или очень дорогой и т.п. Например, прошлогодний импорт угля из ЮАР оброс целым рядом криминальных дел. С частного собственника взятки гладки. Если тот не нарушает закон. Он сам строит свои схемы и не обязан их раскрывать.
GDF Suez – не первая иностранная компания, пытающаяся зайти на украинский рынок. Значительно раньше подобный опыт получила американская AES Corporation, купившая еще в начале 2000 годов контрольные пакеты акций "Киевоблэнерго" и "Ривнеоблэнерго". Янки не очень уютно чувствовали себя в украинском инвестклимате (на что регулярно жаловались). Тем не менее продержались тут с десяток лет, пока в 2013 очень вовремя и с неплохой выгодой ушли с рынка. Новым владельцем упомянутых компаний стала словацкая фирма VS Energy, за которой, особо и не прячась, стояли российские бизнесмены. Зато бывший вице-президент AES Дейл Перри теперь входит в число бенефициаров компании "Энергетические ресурсы Украины". И на его украинский опыт в GDF Suez очень рассчитывают.
Своих не чурайтесь
Но если правительство страны готово простелить французам красную дорожку к продаже "Центрэнерго", то это не означает, что их потенциальные конкуренты не попытаются поставить подножку. Желающие, скорее всего, найдутся. Да, российскому капиталу сегодня путь в украинскую приватизацию заказан, хотя бы формально. Но в условиях глобализации этот барьер вряд ли непреодолим. Уже присутствующие на энергорынке Украины Александр Бабаков из упомянутой VS Energy или Константин Григоришин из группы "Энергетический стандарт" всегда найдут компанию, готовую от их имени побороться за "Центрэнерго". Если только условия приватизационного конкурса не будут выписаны под конкретного покупателя. Но тогда уже под сомнение подпадает критерий транспарентности торгов.
На возможный интерес Григоришина к "Центрэнерго" указывает его активная лоббисткая деятельность по проталкиванию близких менеджеров на ответственные должности в госкомпаниях "Укрэнерго" и "Укринтерэнерго", технически обеспечивающих импорт-экспорт электричества. Кроме того, компании из пула Григоришина еще зимой заносили в Кабмин свои предложения по обеспечению "Центрэнерго" углем. Речь тогда шла о российском ресурсе.
Не исключено, что спутать карты властям на конкурсе попробует и Игорь Коломойский. Его сейчас выдавливают из "Укртранснафты" и "Укрнафты", поэтому он зол и заведен. Хотя на рынке отечественной электроэнергетики группа "Приват" пока играет незначительную роль. Она владеет лишь акциями нескольких облэнерго, и то, как правило, на пару с тем же Григоришиным. Несколько лет назад Коломойский пытался войти в тепловую генерацию, скупив акции "Днепроэнерго", но попытка не удалась. Почему бы не попробовать снова? На рынке говорят, что группа "Приват" интересовалась возможностью выкупа 10% акций "Центрэнерго", которые принадлежат Альфа-банку. Тот до сих пор вел себя как классический "спящий акционер". Поэтому на предложение о продаже вполне может согласиться. Тем более что после приватизации эта 10% доля может обесцениться.
Деньги – в топку
Но пока приватизационный процесс находится на раннем подготовительном этапе, государство активно накачивает "Центрэнерго" финансовыми ресурсами, чтобы увеличить ее инвестиционную привлекательность. В середине мая на Трипольской ТЭС был запущен в эксплуатацию модернизированный энергоблок №2, реконструкция которого обошлась более чем в 1 млрд грн. Работы здесь стартовали еще в 2013 году, но в 2015 интенсифицировались. В результате мощность блока была увеличена до 325 МВт, а ККД – до 34%. Срок службы второго энергоблока продолжен на 20 лет, а часть процессов (регулировка частоты, выбросы в атмосферу и т.п.) адаптирована к европейским стандартам. По словам замминистра энергетики и угля Александра Светелика, "Центрэнерго" получила фактически новый блок, причем построен он силами украинских машиностроителей и подрядчиков.
Выступая на торжествах по поводу запуска обновленного блока, Александр Светелик пообещал, что государство и в дальнейшем готово оказывать поддержку компании. В частности, Минэнергоугля намерено привлечь кредиты на 2 млн грн. для закупки угля для ТЭС. Примерно половина из этой суммы должна достаться "Центрэнерго". Между тем сама компания уже открыла в "Ощадбанке" возобновляемую кредитную линию на один год лимитом 364 млн грн. и овердрафт лимитом 50 млн грн. По-хорошему и займы, и капиталовложения должны быть учтены в стартовой цене 78,3% акций "Центрэнерго". Но это уже вопрос к будущему оценщику и консультанту по проведению приватизационного конкурса. В Минэнергоугля не исключают привлечения в помощь международной консалтинговой компании.
Кроме того, в повестке дня "Центрэнерго" уже давно стоит вопрос о реконструкции первого энергоблока Змиевской ТЭС с целью продления его ресурса также на 20 лет. Агрегат отработал уже 300 тыс. часов и давно требует рихтовки. Причем стоимость ремонтных работ на данном блоке ожидается даже выше, чем затребовал блок №2 Трипольской ТЭС. В Змиеве планируется не только увеличение продуктивности и мощности энергоблока, но и диапазона его маневренности, а также внедрение более энергоэффективной технологии сжигания антрацита. Также реконструкцией предусмотрена достаточно дорогая экологическая составная, направленная на радикальное уменьшение выбросов в атмосферу золы, серных и азотных соединений. По идее это бремя уже должно лечь на плечи нового хозяина "Центрэнерго". Задание государства – проследить, чтобы он им не пренебрег.
Ярослав Ярош
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram