Экспертный совет: Чем грозит дефолт Украине?
ПублікаціїМинистерство финансов отмечает прогресс в диалоге с частными инвесторами по поводу реструктуризации долга. А министр финансов Наталья Яресько надеется на успешное его завершение до решения Международного валютного фонда о выделении второго транша. Грозит ли Украине дефолт в случае провала переговоров и что после этого ждет нашу страну, МинПром узнал с помощью экспертов.
Старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь считает, что в целом основная проблема заключается в том, что пока кредиторы, во всяком случае, по утверждениям, которые выходят наружу, говорят о несогласии на любое сокращение основной суммы долга: "В то время как украинская сторона говорит о том, что если мы не сократим основную сумму долга, а только переложим долг на более поздний период, у нас будет опять возникать проблема невозможности его обслуживания в позднейший период. Соответственно, Украина стоит на том, что надо списать какую-то часть основной части долга".
При этом специалист отмечает, что дефолт, то есть отсутствие платежей по текущим суверенным обязательствам, не исключен. "Более того, надо учитывать, что он для Украины намного менее болезненный, чем для других стран в других условиях, потому что основная вещь, к которой приводит дефолт – это невозможность заимствований на частных внешних рынках. Но учитывая те условия, в которых Украина находится, она сейчас не может заимствовать на частных внешних рынках", – говорит А.Жолудь.
Он объясняет, что частные внешние рынки закрылись для нашей страны даже не в 2014 году, а в 2013: "Еще правительство Азарова, как мы помним, брало кредит у РФ на 3 млрд долл. в конце 2013 года. Это было связано именно с тем, что тогда для нас были закрыты внешние частные рынки капитала. Соответственно, даже если Украина объявит дефолт, это не грозит какой-то приостановкой притока частного капитала в Украину, потому что он и так не идет".
Вместе с тем эксперт считает, что каких-то серьезных экономических последствий от дефолта в Украине быть не должно. Очень важным вопросом, по его мнению, является то, кто будет считаться виновным в данном дефолте. "Потому что на сегодняшний день у нас с МВФ есть согласие, что мы в ближайшие четыре года должны реструктуризировать более 15 млрд наших госдолгов, в том числе в текущем году – более 5 млрд госдолга. Соответственно, есть вопрос: если мы не реструктуризируем, но сможем убедить МВФ, что нереструктуризация произошла по вине кредиторов, будет ли МВФ продолжать кредитовать Украину, если она объявит дефолт по части своих евробондов? Этот вопрос является достаточно критическим", – подчеркивает А.Жолудь.
По мнению президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, говорить по поводу прогресса в переговорах о реструктуризации долгов сложно. В любом случае, закон о моратории на выплату долгов кредиторы восприняли негативно. "В зарубежных СМИ этот закон переводили, как закон о дефолте. Если Минфин прекратит заниматься интригами и действительно начнет нормально вести переговоры с кредиторами, то можно всегда найти компромисс. Как известно из зарубежных СМИ, клуб кредиторов предложил Минфину Украины очень выгодные условия для реструктуризации. Там нет никакого списания долгов, но кредиторы согласились отсрочить погашение долга на 10 лет, и самое главное – согласились дать скидку по проценту", – акцентирует специалист.
Он говорит, что это дает положительный эффект для Минфина, так как придется меньше платить за внешние долги: "Такие условия стоит принимать. Но решение за Яценюком и Яресько. Может, у них другое мнение, и они специально ставят нереальные условия для кредиторов, чтобы сорвать переговоры и объявить дефолт?".
В то же время А.Охрименко добавляет, что в пресс-релизе МВФ очень четко записано, что фонд не даст больше кредитов Украине, если не будет реструктуризации внешних долгов: "А это означает, что без поддержки МВФ и вообще без нормальной работы валютного и финансового рынка Украина не сможет рассчитаться. Всего ЗВР Украины – около 9,6 млрд долл., а погасить в этому году нужно около 15 млрд долл. Денег нет".
Одновременно он обращает внимание на тот факт, что Украина уже год де-факто живет в условиях дефолта. Так что официальное его объявление вряд ли радикально повлияет на ситуацию в стране. По его словам, главная опасность дефолта – это потеря Украиной инвестиционного имиджа на долгие годы. После этого зарубежные инвесторы не захотят в течение 7-10 лет вообще обсуждать инвестиции в Украину. "А это значит, что все амбициозные проекты по привлечению зарубежных инвестиций, о которых любит говорить наша власть, будут провальными. Кроме того, после дефолта зарубежные банки обязаны будут закрыть лимит на Украину. А это значит, что украинские банки не смогут работать с зарубежными аккредитивами и получать кредиты даже от своих зарубежных мамок. Могут быть проблемы с платежными карточками, которые пускают украинские банки", – говорит эксперт.
Самое опасное, полагает А.Охрименко, что экономика будет рушиться. Это означает, что в течение ближайших десяти лет не будет ни работы, ни зарплаты для украинцев. Проблема работы и зарплаты будет очень остро стоять в Украине после дефолта. Безработица может вырасти до 40%.
Кроме этого, он подчеркивает: "Дефолт напугает курс гривны, и, скорее всего, будет резкий рост, но после этого может быть даже ревальвация. Ибо гривна уже фактически отыграла свою девальвацию раньше. Теперь уже это не так актуально. Но, думаю, инфляция после дефолта может быть и 100, и даже 200%".
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram