Шелковые сны

Публікації

Китай запускает трансконтинентальный проект "Нового шелкового пути", поучаствовать в котором может и Украина. Но для этого желательна политическая стабилизация и прекращение войны.

Китай готов инвестировать в развитие украинской инфраструктуры в рамках своего транспортного мегапроекта "Новый шелковый путь". Об этом посол КНР в Украине Чжан Сиюнь заявил на встрече с министром инфраструктуры Андреем Пивоварским. Проект был презентован несколько лет назад и предполагает создание единой системы инфраструктурных и торговых путей в Евразии, которая объединит восточную и западную часть континента, то есть Европу и Азию вплоть до Дальнего Востока. Полная стоимость проекта оценивается в 40 млрд долл., которые будут вкладываться через специальный фонд. В этой же связи создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.

Планов громадье

Новая транспортная сеть предусматривает два компонента – сухопутный и морской – при главенстве железных дорог. Морской маршрут более-менее определен и проходит от Поднебесной через Индонезию, порты Индии, Красное и Средиземное моря до Италии, и затем грузы сушей следуют в Европу. А вот сухопутные приоритеты буквально в последний год сменились: если раньше первенство отдавалось северному коридору, проходящему через Россию и отчасти через нашу территорию (транзитом с востока на запад), то теперь основным китайцы называют центральный коридор. Или – "Экономический пояс шелкового пути", хотя для его полноценной реализации надо построить некоторые значимые объекты.

Данный железнодорожный маршрут будет проходить от китайской Уйгурии через Киргизию и далее Среднюю Азию в Иран, Турцию, Болгарию, Румынию и затем в Украину, которая четко отмечена на новых картах проекта. Предполагается, что оканчиваться маршрут будет все-таки в Москве. Поэтому эксперты говорят, что, с одной стороны, Пекин хочет диверсифицировать риски и не слишком сильно привязывать проект к РФ, с другой – "Новый путь" задуман также и как средство влияния на Россию, в ресурсах которой заинтересован Китай. То же самое относится и к Средней Азии, и к остальным участникам проекта, включая нашу страну.

Отметим, новый маршрут предлагается проложить южнее действующей ж/д ветки, идущей в Казахстан через станции Дружба (Достык) и Уч-Арал (Ушарал). Здесь нужно построить магистраль "Кашгар – Ош (Киргизия) – Андижан (Узбекистан)" длиной порядка 270 км, в горах, на высоте до 4 тыс. м над уровнем моря. У железнодорожников КНР уже есть опыт высокогорного строительства в Тибете, где высота действующей Цинхай-Тибетской железной дороги доходит до 5 тыс. м и выше. При этом Поднебесная намерена финансировать работы в обмен на концессию трех киргизских месторождений полезных ископаемых: Жетим-Тоо – одна из крупнейших в мире перспективных железорудных залежей с прогнозными запасами в миллиарды тонн, Сандык – алюминиевое месторождение, Терек-Сай – золотосодержащее сурьмяное.

Но все это не означает забытья для трансроссийского коридора, тем более что он уже активно действует. Так, в 2011 году в КНР начали курсировать контейнерные поезда из Германии и Литвы, а в 2013 Deutsche Bahn запустила еще один поезд в Северный Китай. Перевозка железной дорогой позволяет меньше зависеть от рынка морских перевозок и почти вдвое сократить время доставки грузов (до 14-15 суток). Китайцы заинтересованы подключить к данному маршруту и Беларусь, имеющую удобный ж/д выход в Европу: буквально в июне открыта грузовая линия от порта Инкоу (пров. Ляонин, Северо-Восточный Китай) до ст. Центролит (Гомельская область, Беларусь). Впрочем, аналитики отмечают, что для дальнейшего развития северного коридора необходима масштабная модернизация ж/д полотна в Казахстане и особенно в России. Это увеличит пропускную способность и убыстрит движение поездов.

Украинское звено

Киев тоже заинтересован привлечь зарубежные капиталовложения в национальные железные дороги. По экспертным оценкам, для их модернизации нужно около 13 млрд долл., и это только на период до 2020 года. Изношен и подвижный состав (на 75-80%), и инфраструктура (на 70%). Новых грузовых вагонов требуется более 100 тыс. штук на 3 млрд долл., грузовых локомотивов – свыше 2000 штук на 6 млрд долл. Пожалуй, действительно только Пекин сегодня может выделить такие средства на обновление железных дорог далекой страны, притом он должен быть существенно в этом заинтересован. В случае "Шелкового пути" приоритетным является развитие магистралей, идущих в Румынию, в том числе через Молдову. То есть через Черновцы и Могилев-Подольский, которые сегодня достаточно изношенны.

Усилить заинтересованность КНР может развитие взаимной торговли, включая экспорт. Пока что отечественные производители способны продавать в Поднебесную прежде всего сырье и полуфабрикаты – аграрные, металлургические, химические. Так, в 2014 году 60,1% стоимостного экспорта в Китай составили различные руды, 13,8% – зерновые, еще 13,6% – жиры и масла. При этом общий объем поставок почти не изменился, упав всего на 0,6%, до 2,7 млрд долл. В обратном же направлении поступают самые разные промтовары. Президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой убежден: китайцы по-прежнему заинтересованы в украинском рынке, как и в других рынках региона, и новый сухопутный грузовой маршрут будет выгоден обеим сторонам. Тем более что рано или поздно экономический кризис в нашей стране должен закончиться, и спрос на китайские товары снова вырастет (в 2014 его легальная часть снизилась на 27,3%, до 5,4 млрд долл.).

Правда, некоторые специалисты указывают на негативный опыт Пекина в сотрудничестве с Киевом, который год назад фактически прервал выполнение контракта на поставки зерновых и закупки продукции в КНР, под которые она выделила 3 млрд долл. На это В.Лановой возражает: "Нет особых сомнений, что Поднебесная сохраняет заинтересованность в Украине, это понятно по общей тональности различных переговоров, по заявлениям о готовности к новым кредитам (3,6 млрд долл. на газозамещение и еще столько же на модернизацию угледобычи), по запускаемым двусторонним валютным свопам и т.д. Китай не первый год проводит на мировой арене неспешную, продуманную, не слишком афишируемую экономическую экспансию, которая затем позволяет влиять и на политику государств. Китайские внешние инвестиции приближаются к 500 млрд долл. и к 2020 году преодолеют данный рубеж. При этом никакие страны не выделяются как "вражеские". Наоборот, продолжает экономист, китайцы стараются проникнуть на все рынки и во все столицы, которые могут их хоть как-то интересовать. Таков же подход и к Украине.

Конечно, реализации означенных перспектив мешает война на Донбассе и общая политическая нестабильность в стране. Делая значительную ставку на развивающиеся страны, Пекин привык работать и с авторитарными, и с военными режимами, на многое закрывая глаза. Но в терзаемой политическим и экономическим кризисом стране вменяемая реализация инфраструктурных проектов попросту невозможна. И это нужно учитывать нынешним властям, если они действительно заинтересованы в привлечении иностранных инвестиций в целом и из КНР в частности.

Максим Полевой

МинПром

Новини

26 Липня 2024

Найскладніший період літа вже позаду, але невідомо що буде взимку – Укренерго

В Міненерго кажуть, що працюють над покращенням ситуації зі світлом

США скоротили імпорт прокату на 23%

Рада не відмовляється від ідеї підвищення ПДВ

POSCO знизила виплавку сталі

Кількість працюючих індустриальних парків може збільшись до 20

Залізниці України та Польщі домовились розвивати сполучення

Євросоюз надасть Україні ще 68 великих генераторів

Польща допомогла – в Україні скорочені обсяги обмеження світла

ЄС виділив Україні перший транш у 1,5 млрд євро із заморожених активів РФ

Усть-Дунайськ перетворять на хаб з імпорту добрив 

ЄС може запустити розслідування щодо продаж г/к рулону за квотою “інших країн”

В Росії різко уповільнилося промислове виробництво 

ОККО формує парк вагонів-цистерн

EUROFER: У 2024 році видиме споживання сталі в ЄС повинно відновитися

США знайшли 2 млрд дол на військову допомогу Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢