Спираль регресса

Публікації

Прогнозы по рынку железной руды не страдают оптимизмом: ожидается, что в ближайшие недели цены упадут до 30-40 долл./тонн. Не предвидится особых улучшений и в будущем. Хотя избыток поставок, который продолжает быстро увеличиваться, со временем, вероятно, замедлит темпы роста, проблемы со стороны спроса сохранятся надолго. Главный потребитель руды – Китай – сокращает потребление стали, уменьшается и ее производство. А экономические тенденции в этой стране не вызывают энтузиазма ни в краткосрочном плане, ни в долгосрочной перспективе.

Танцы над пропастью

Как и ожидалось, подъем на рынке железной руды оказался недолгим. Тем не менее за это время крупнейшие поставщики успели изменить свои планы относительно торможения роста поставок. Сейчас они продолжают увеличивать объемы, чтобы скомпенсировать падение цен сокращением затрат за счет экономии на масштабах. Июньские продажи австралийской руды, проходящей через крупнейший в мире экспортный терминал Port Hedland, достигли нового рекорда: перевалка грузов BHP Billiton и Fortescue Metals Group подскочила на 14%, до 38,4 млн тонн. У Бразилии, крупнейшего экспортера после Австралии, июньский экспорт увеличился до 32 млн тонн от 29,55 млн тонн в 2014 году. И эта тенденция получит дальнейшее развитие.

В квартальном обзоре австралийского Министерства промышленности и науки говорится, что годовой прирост продаж австралийской руды составит 4,3% в текущем году, а в 2016 они увеличатся на 10%, до 824 млн тонн. Помимо расширений, запланированных Rio, BHP и Fortescue, на рынке появятся новые мощности Roy Hill, которые миллиардер Джина Райнхарт собирается ввести в эксплуатацию уже в сентябре текущего года. После вывода Roy Hill на проектную мощность предприятие будет выпускать 55 млн тонн руды в год. Владелица проекта объявила в апреле, что цены не вечно будут низкими, но это, скорее, хорошая мина при плохой игре. В конце концов Райнхарт сумела проникнуть в труднодоступный сектор железной руды, фактически в последний момент вскочив на подножку отходящего поезда, и ей хочется верить в свою счастливую звезду вопреки всем прогнозам. Впрочем, возможно, удача будет сопутствовать этому решительному юниору. В министерском обзоре сказано: "Вряд ли период низких цен значительно ухудшит позиции крупнейших производителей Пилбары, включая Roy Hill. Ожидается, что эти производители продолжат повышать производительность и сокращать затраты".

По оценкам австралийских экспертов, объем мировой торговли железной рудой составит 1,37 млрд тонн в текущем году и 1,42 млрд тонн – в 2016. За этот же период бразильский экспорт увеличится от 390 до 412 млн тонн, а общая доля морских поставок Австралии и Бразилии вырастет от 83% в текущем году до 87% в 2016.

Понятно, что в условиях резкого торможения китайского спроса рост поставок окажет сильнейшее давление на цены. В этой ситуации Министерство пересмотрело свой мартовский ценовый прогноз в сторону понижения. Теперь австралийские эксперты полагают, что в текущем году средняя цена составит 54 долл./тонн, а в 2016 – 52 долл. вместо предсказанных в марте 60 и 57 долл./тонн соответственно. Однако эти цифры представляются не слишком реалистичными. Скорее, оправдается прогноз Айвена Шпаковски из гонконгского филиала Citigroup, который предсказывает падение цен до 40 долл./тонн, или аналитиков Capital Economics, назвавших цифру 30 долл. И улучшений не предвидится.

По мнению Каролины Бэйн, известного лондонского сырьевого экономиста, избыток руды резко проявится в ближайшем полугодии. Высокие объемы поставок из Австралии и Бразилии подтолкнут рынок к дальнейшему падению, даже если стимулирование расходов в Китае поддержит спрос на сталь. По прогнозу этого эксперта, в конце года цена на руду составит 45 долл./тонн. Бэйн отмечает и психологический фактор: "Во втором полугодии, когда участники рынка осознают, что кажущийся дефицит во втором квартале был временным явлением, спад будет обвальным. Будет новый скачок инвесторского неприятия железной руды, и цены наверняка упадут ниже 40 долл./тонн".

По словам Бэйн, некоторые затратные месторождения, которые остановили добычу из-за падения цен перед апрельским подъемом, использовали возможность возобновить производство, указав в качестве примера четвертого из крупнейших австралийских поставщиков – Atlas Iron. Управляющий директор Atlas Дэвид Фланаган сообщил в интервью Bloomberg Television, что цены на руду будут волатильными, и скачки, по его оценкам, будут составлять вплоть до 15 долл. И при падении цен до 40 долл./тонн компания опять прекратит добычу, но более высокий уровень даст возможность ее возобновить.

По оценкам UBS Group, мировой избыток железной руды увеличится от 34 млн тонн в текущем году до 151 млн тонн в 2018. При этом по прогнозу австралийских экспертов объемы производства стали в Китае будут сокращаться не только в текущем, но и в следующем году. Это связано со спадом потребления в жилищном строительстве и с ростом затрат из-за низкой загрузки мощностей и ужесточения экологических стандартов. А экономические тенденции не способствуют оптимизму в отношении будущего подъема.

Поднебесный кризис

Китай попал в порочный круг: чрезмерный долг, перепроизводство и отсутствие новых источников роста. Частично этот круг был создан взрывообразным расширением кредитования, которое было следствием глобального финансового кризиса 2008 года. В паническом стремлении восстановить подъем правительство открыло свободный доступ к банковским займам, а в результате компании и местные власти ударились в кредитный загул, который за пять лет почти удвоил совокупный китайский долг. В 2008 году отношение долга к ВВП составляло около 150%, а на сегодняшний день, по последним оценкам McKinsey, этот показатель вырос до 282%, то есть оказался самым высоким среди развивающихся стран.

Помимо раздувания крупнейшего в мировой истории пузыря на рынке недвижимости, за счет этого мощного нарастания долга получила финансирование масса ненужных проектов, направленных на создание ненужной инфраструктуры и избытка сталелитейных, автомобильных и цементных мощностей. Теперь же пришло время расплаты. Многие безрассудные заемщики, особенно компании-застройщики, местные правительства и государственные предприятия, не способны выплатить свои долги, поскольку пустили на ветер исходные инвестиции, вложив их в неприбыльные проекты. Тем временем китайская традиционная модель роста с инвестициями в качестве главного драйвера ввергла экономику в нисходящую спираль – страна перегружена долгами и перепроизводством. Слабое внутреннее потребление просто не генерирует спроса, необходимого для поглощения продукции добавившихся производственных мощностей, созданных неумеренными инвестициями.

В принципе китайские власти давно осознали опасность такого дисбаланса между инвестициями и потреблением. Тем не менее до сих пор не было предпринято никаких эффективных шагов для исправления ситуации. До тех пор, пока низкое внутреннее потребление (по разным оценкам, в настоящее время оно составляет 40-50% ВВП) будет продолжать ограничивать спрос, подъем китайской экономики не ускорится. Оптимисты полагают, что правительство может стимулировать рост снижением процентных ставок и расширением доступа к кредитам. И действительно, начиная с ноября прошлого года, Центробанк уже четыре раза снижал процентные ставки, кроме того, были смягчены требования к резервированию капитала. При этом в текущем году ожидается дальнейшее снижение ставок.

Тем не менее на сегодняшний день снижение индекса покупательной способности в сталелитейной промышленности Китая продолжается уже более года, и в июне этот показатель достиг 7,5-летнего минимума – 37,4%. Количество новых заказов сократилось до 27,9 пунктов от майских 37,4, при этом показатель ниже 50 пунктов указывает на спад. И понятно, что дальнейшая игра на процентных ставках не окажет реального эффекта, поскольку главная проблема китайской экономики заключается в недостатке спроса, а не ликвидности.

Хотя аналитики Barclays Capital приветствуют последнее, июньское, снижение ставок и требований к резервированию капитала, их утверждение, что это решение поможет успокоить настроения на рынке и окажет поддержку экономическому росту во второй половине 2015 года трудно воспринимать всерьез. Любое повышение ликвидности будет просто перетекать к заемщикам с чрезмерными долгами, так что они получат возможность обслуживать эти долги. Однако эти дополнительные деньги не пойдут на финансирование новых, плодотворных проектов. При этом многолетние призывы к изменению модели развития пока не привели к реальным шагам в этом направлении. Поэтому не стоит рассчитывать и на рост внутреннего потребления. Отсюда следует, что ускорения китайского подъема не стоит ожидать до тех пор, пока не восстановятся экономики Европы и США, поскольку экономика Китая остро зависит от экспорта в эти регионы. А ждать этого придется весьма и весьма долго.

Галина Резник

МинПром

Новини

17 Вересня 2024

ФДМУ продовжив прийом заявок на участь в аукціоні з приватизації Білгород-Дністровського

Україна може розпочати експорт біометану в Європу

Туреччина збільшила імпорт залізної руди на 58%

Китай за 8 місяців 2024 року експортував в Україну товарів на $8,9 млрд

Україна відвантажила до Болгарії, Туреччини та Єгипту 1,31 млн тонн напівфабрикатів

Тарифи на залізничні перевезення  руди та зерна мають бути різними – ФРТУ

Укрзалізниця хоче збільшити тарифи на перевезення будівельних матеріалів на 52%

Верховна Рада прийняла закон про підвищення податків

Більшість бізнесу очікує зростання – ЄБА

Економічне бронювання не вирішить проблему з дефіцитом кадрів – Риженков

Німеччина додатково виділяє Україні 100 млн євро для проходження зими

Британська металургія закликає пришвидшити впровадження аналога CBAM

Металургія Індії потребує $280 млрд інвестицій для декарбонізації

Нафтогаз розраховує пройти зиму за рахунок українського газу

ЄС готується надати Україні 40 млрд євро кредиту до кінця року без участі США

Імпорт холоднокатаних рулонів у США зріс на 60,2%

ВСІ НОВИНИ ⇢