Эпик ВИНК
ПублікаціїПремьер-министр Украины Арсений Яценюк решил реанимировать идею времен Леонида Кучмы о создании вертикально-интегрированной нефтяной компании (ВИНК). Однако немалую роль в грядущем формировании нового актива могут сыграть два фактора – "Приват" Игоря Коломойского и возможное сопротивление Европы нарушениям Третьего энергопакета.
Государство в лице премьер-министра Арсения Яценюка решило вспомнить "старые песни о главном" – реанимировать идею о создании в Украине нефтяной вертикально-интегрированной компании (ВИНК) на базе уже действующих активов "Укрнафты", "Укртатнафты" (Кременчугский НПЗ) и государственной "Укртранснафты". Об этом премьер сообщил 7 июля на коллегии Минэнерго.
"У нас в руках невероятный актив на десятки миллиардов долларов. "Укртранснафта" – государственная, "Укрнафта" – 51% государство, 49% – частный акционер. "Укртатнафта" – 43% государство и 57% частный акционер… Есть предложение министерству провести встречу с частными акционерами, и давайте вернемся к идее создания большой вертикально интегрированной нефтяной компании, Объединенной нефтяной компании Украины", – сказал Яценюк.
С подобной инициативой в феврале текущего года выступал и министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин. "Я верю в заключение обоюдовыгодной сделки. В перспективе государство с "Приватом" должны сформировать одну большую группу", – сказал министр. "Кроме "Укрнафты", Кременчугского НПЗ, туда могли бы войти другие активы: "Укртранснафта", перевалочные мощности в Херсоне или Одессе, может, даже сеть заправок", – отмечал он тогда. Но ключевой момент данной истории вовсе не позиция министра, а непосредственное сотрудничество с частным акционером в лице группы "Приват" Игоря Коломойского.
Неформальная интеграция
Предприятия нефтянки – вполне лакомая отрасль, последние годы вышедшая из убыточного состояния. Согласно обнародованной в системе раскрытия информации НКЦБФР финансовой отчетности, "Укрнафта" за 2014 год по МСФО получила 1,27 млрд грн. (в 6,6 раза больше в сравнении с предыдущим годом) чистой прибыли, чистый доход же составил 27,89 млрд грн., что на 32% превышает показатели 2013. "Укртатнафта", несмотря на все трудности в отечественной нефтепереработке и снижение ее объемов, смогла увеличить чистую прибыль на 37,8%, до 358 млн грн., а доход на 12,2% – до 20,6 млрд грн. А чистая прибыль "Укртранснафты" в 2014 году увеличилась в 2,6 раза, до 819,57 млн грн., тогда как чистый доход снизился на 21%, до 2,22 млрд грн. При условиях повышения тарифа на транспортировку нефти с 1 июля менеджмент транспортной компании прогнозирует рост прибыли компании в ближайшее полугодие.
Ключевой вопрос создания ВИНК – кто же получит основную выгоду от интегрирования. Длительное время вышеперечисленные активы управлялись менеджментом днепропетровского олигарха, фактически осуществив затею Яценюка в последние 10 лет. Бизнесмен собрал крупные пакеты акций нефтяных компаний страны, нефтетранспортной компанией руководил также человек, которого ассоциировали с Коломойским – Александр Лазорко. Весьма очевидной эта связь стала, когда власть предприняла попытку сменить менеджера на более лояльного – 19 марта при силовом захвате офиса "Укртранснафты" (УТН) выяснять отношения прибыл лично Игорь Валериевич. В итоге замена главы УТН состоялась только с третьего раза. Завершал же условную вертикальную интеграцию комплекс АЗС (всего около 1600 единиц).
Официально же компании, несмотря на концентрацию акций у "Привата", по-прежнему являются отдельными субъектами хозяйствования. Государство в разное время уже пыталось реализовать идею вертикального интегрирования нефтянки, но, как видим, не сильно преуспело в данном вопросе. Образование единой ВИНК еще во времена президентства Леонида Кучмы активно продвигал тогда министр топлива и энергетики Юрий Бойко. Не отказался он от этой идеи и в 2010, однако тогда процессу помешал конфликт между НАК "Нафтогаз Украины" и "Укрнафтой" в части продажи добытого нефтяной компанией газа государственному монополисту, чего требует норма закона о государственном бюджете. В "Укрнафте" считали предложенную госкомпанией цену заниженной и отказывались подписывать договор. В итоге, используя решения судов, "Укрнафта" продавала газ по более высокой цене промышленным предприятиям.
Ныне повод для отсутствия объединения компаний все тот же – финансовый. Уже 8 июля исполнительный директор "Нафтогаза" Андрей Пасишник заявил, что переговоры НАК с группой "Приват" о создании нефтяной вертикально-интегрированной компании, провести которые поручил премьер, могут иметь успех только после оплаты "Укрнафтой" долгов перед бюджетом и отзыва претензий к государству. А долг у компании накопился немалый. Поскольку "Укрнафта" не могла длительное время провести собрание акционеров, у нее накопилась довольно существенная сумма по дивидендам, которые полагаются госакционеру – 1,8 млрд грн. По оценкам депутата от фракции БПП Мустафы Найема, потери бюджета за весь период контроля Коломойского над данным активом составили 6 млрд грн.
"Нафтогаз" тоже должен
Вот только в долговой яме оказалась не только "Укрнафта". В конце марта 2015 года НАК "Нафтогаз Украины" признал задолженность перед "Укрнафтой" за потребленный населением газ общим объёмом около 10 млрд куб. м, оценив его в 3,75 млрд грн. – по цене отпуска газа бытовым потребителям, установленной Национальной комиссией по государственному регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭ). В структуре "Привата" же цену считают заниженной, поскольку в момент формирования долга (2006-2007 годы) цены комиссией не регулировались, а постановления НКРЭ об установлении цен на газ, добытый в 2008-2011, были отменены в судебном порядке. Конфликт во времена президентства Виктора Ющенко был формально заморожен – государство не претендовало на дивиденды, а "Укрнафта" не поднимала вопрос газового долга.
Но статус-кво был нарушен, и миноритарные акционеры нефтяной компании даже подали в суд, оценивая общий ущерб в 5 млрд долл. Юристы оценивали тогда этот процесс, как не слишком реальный, однако сейчас эксперты придерживаются мнения, что именно несогласованность взаиморасчетов НАК и "Укрнафты" может стать камнем преткновения в создании ВИНК. "Два мажоритарных акционера "Укрнафты" – государство в лице НАК "Нафтогаз Украины" и группа "Приват" – предъявили друг другу судебные претензии.
Государство не может отказаться от своих, поскольку они связаны с доходной частью бюджета, тогда как "Приват" тоже не собирается отзывать свой иск на 100 млрд грн. Хотя суть конфликта кроется даже не в этом, а в смене руководства компании, возможности принимать операционные решения", – отмечает руководитель аналитического отдела инвесткомпании "Арт Капитал" Игорь Путилин. Однако, по его мнению, в случае удачного решения корпоративного конфликта дела пойдут на лад, ведь и сам Игорь Коломойский 4 года назад позитивно высказывался в отношении идеи вертикальной интеграции нефтяного сектора.
Впрочем, среди помех для образования ВИНК эксперты видят и должностные конфликты, в частности, длительные попытки государства и "Привата" договориться о том, кто же будет возглавлять нефтянку. Но источник МинПрома, близкий к группе днепропетровского бизнесмена, отмечает, что на высшем уровне проблем возникнуть не должно, и обе стороны могут пойти на взаимные уступки ради дальнейшей выгоды.
Европейское сопротивление
Не столь страшны будущей вертикальной интеграции внутренние конфликты, сколько внешние, связанные с имплементацией европейских законодательных норм в украинском энергосекторе. В секретариате Европейского энергосообщества в данный момент на заявление Яценюка никоим образом не отреагировали. Но эксперты сектора отмечают, что создание ВИНК со включением в нее нефтетранспортного сектора, конечно, имеет ряд преимуществ и широко используется в мировой практике (к примеру, "Роснефть" является подобным образованием), но противоречит Третьему энергопакету, который внедряет украинское правительство.
Документ предусматривает разделение добывающей и транспортных отраслей, поскольку подобный механизм дает возможность сделать получение прибыли прозрачным. "Логика ЕС состоит в том, что, имея в руках контроль над добычей, транспортировкой и продажей энергоресурсов, собственник может влиять на цены для потребителей", – отмечает энергоэксперт Юрий Корольчук.
На рынке также придерживаются мнения, что проект ВИНК может остаться исключительно проектом именно из-за данного нюанса. "Если будут внедрены стандарты EITI, компания будет прозрачно вести отчетность по добыче и транспортировке, если пройдет современная модернизация НПЗ, то такая идея может сработать", – говорит эксперт Светлана Голикова. Однако в противном случае все усилия сделать деятельность нефтяной компании более прозрачной сойдут на нет.
Любомира Ремажевская
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram