Выживут не все
ПублікаціїВыход из мирового металлургического кризиса возможен только через отсеивание слабых, считает генеральный директор группы Метинвест Юрий Рыженков. Слабой может оказаться вся украинская металлургия. Причем удара можно ожидать как извне – в виде очередного падения цен на металлопродукцию, так и изнутри – в случае очередного роста тарифов и усиления фискальной нагрузки.
В первом полугодии текущего года главным негативным фактором, влияющим на работу отечественных металлургов, был вооруженный конфликт на Донбассе. Однако после стабилизации обстановки на фронте на первое место вышли низкие мировые цены на производимую продукцию. Как отмечает аналитик ГП "Укрпромвнешэкспертиза" (УПЭ) Олег Гнитецкий, с начала текущего года тонна длинного проката (заготовка, арматура, катанка) подешевела на 130-145 долл., а цены на плоский прокат снизились на 100-130 долл. Сегодня украинские производители продают квадратную заготовку по цене 265-275 долл./тонн (на условиях FOB, порты Черного моря), слябы продаются по 225-235 долл./тонн, а г/к рулон – по 255-275 долл./тонн.
"В целом текущие цены вышли на исходный уровень 2003 года, то есть на момент, после которого начался бурный рост в 2004 – первой половине 2008 года из-за китайского фактора роста цен на сырье и прокат в условиях дефицита и необходимости выхода на более высокие объемы производства. Кроме того, сказывалась и спекулятивная составляющая при разогреве рынка. Таким образом, текущий уровень уже достаточно низкий, а с учетом инфляции с 2003 по 2015 вообще ниже нормального уровня", – говорит О.Гнитецкий.
Эксперт напоминает, что устойчивый спад на рынке начался с сентября 2014 года. Но до нынешней осени цены были относительно приемлемыми. Как ранее писал МинПром, в мае текущего года Метинвест не мог запустить модернизированную доменную печь №4 на Азовстали из-за перебоев с поставками сырья, которые были вызваны слабой пропускной способностью железнодорожной ветки Камыш-Заря – Волноваха. Тогда же компания испытывала и серьезные логистические проблемы из-за взорванного в январе моста через реку Кальчик, который связывал мариупольские меткомбинаты с портом. Сегодня мост усилиями Метинвеста восстановлен, но заводы везут в порт меньше продукции.
Как рассказал Ю.Рыженков, Метинвест был вынужден остановить две домны в Мариуполе, фактически снизив производство на двух меткомбинатах на 2,6 млн тонн в годовом исчислении. На сегодняшний день Мариупольский меткомбинат им. Ильича загружен на 75%, а Азовсталь – всего на 60%. "Как только цена становится ниже переменных затрат, не имеет смысла производить дополнительную тонну", – сказал он.
Топ-менеджер отмечает, что сегодня компания старается не продавать продукцию в убыток. "Львиную долю продукции мы все-таки продаем выше переменных затрат. Но у нас действительно есть продукция, которую мы продаем по переменным затратам, а иногда даже чуть дешевле. Например, минимальная загрузка домны должна быть 1,5 тыс. тонн в сутки, и мы не можем производить 1,3 тыс. тонн – надо либо ноль, либо полторы. Поэтому попадаются убыточные замыкающие заказы, потому что остановить этот процесс мы не можем", – пояснил он.
"Продажи предприятиями большей части продукции выше переменных затрат означают, что они в лучшем случае покрывают постоянные затраты. Сегодня украинская металлургия действительно работает на грани рентабельности", – говорит аналитик инвесткомпании Concorde Capital Роман Тополюк.
Он отметил, что себестоимость производства слябов на российских Северстали и Новолипецком меткомбинате по итогам третьего квартала текущего года составляла 176 и 197 долл./тонн соответственно. "Себестоимость у Метинвеста немного выше в связи с дополнительными расходами на доставку сырья в обход традиционных маршрутов. Если учитывать еще логистические затраты на уровне 15-20 долл./тонн, получается, что на тонне сляба, которая сегодня стоит 233 долл./тонн, украинская компания зарабатывает совсем немного", – сказал эксперт, отметив, что немногим лучше для группы сегодня – ситуация с квадратной заготовкой и длинномерным прокатом.
Р.Тополюк отмечает, что на сегодняшний день для отечественных металлургов наиболее проблемным является ближневосточный рынок, где китайские производители вытесняют украинских за счет дешевого фрахта и низких цен. По расчетам эксперта, в случае снижения цены слябов до отметки в 200 долл./тонн заводы начнут останавливать выпуск продукции и переходить на внеочередные ремонты.
Улучшения ситуации с ценами на металл и железорудную продукцию в ближайшей перспективе ожидать не стоит. О.Гнитецкий отмечает, что со второй половины 2015 года китайские компании торгуют с отрицательной торговой маржой (убытки на тонне составляют 20-40 долл.). Тем не менее даже в этих условиях сокращение производства в Китае идет со скрипом, поскольку компании не ходят терять долю на рынке, местные власти не заинтересованы в сокращении рабочих мест и т.д. "К китайскому фактору добавилось сокращение потребления стали в 2015 году и в остальном мире, – отмечает О.Гнитецкий. – Если в 2014 году в мире без Китая потребление, по оценкам World Steel Association, выросло на 4,4%, то в 2015 году потребление в мире без Китая снизится на 0,5% (в мире, включая Китай, – почти на 2%)".
Спад металлопотребления в Китае в 2016 году (на 2%, по прогнозам WSA), а также низкие цены на сырье будут оказывать негативное влияние на стоимость проката, считает эксперт УПЭ. "В результате воздействия двух факторов, а именно понижающего из-за дисбаланса рынка вследствие избыточного предложения из Китая, и поддерживающего вследствие низкой рентабельности продаж, цены на прокат в 2016 году все же будут умеренно опускаться в первой половине года с последующей стабилизацией и подрастанием со второго полугодия", – прогнозирует он.
Гендиректор Метинвеста называет сложившуюся ситуацию на внешних рынках тяжелой, но пока не безнадежной. "Мы оказались в ситуации, когда вся индустрия работает с нулевой, если не с отрицательной рентабельностью. В результате мы вынуждены снижать производство. А это приводит к падению объемов перевозок и налоговых отчислений. Это замкнутый круг, который ведет к уничтожению металлургии – основы экономики Украины. Каждый день мы работаем над повышением собственной эффективности, но без комплексного подхода власти к проблемам отрасли мы не добьемся положительного результата", – сказал он.
Ю.Рыженков призвал украинское правительство посмотреть на существующую проблему комплексно. Он выразил уверенность, что сегодня невозможно спасти какую-то отрасль в отдельности, например, энергетику или Укрзализныцю. В частности, он обратил внимание на планы Мининфраструктуры по повышению тарифов на грузовые перевозки, за счет чего планируется модернизировать железную дорогу. "Для нас это означает, что мы еще дальше упадем в производстве, и большой вопрос, а нужна ли будет эта инфраструктура после того, как ее построят? Кто ею будет пользоваться?", – отмечает гендиректор.
Есть претензии у металлургов и к планирующейся в Украине налоговой реформе. Ю.Рыженков считает, что в первую очередь законодателям необходимо решить вопрос налогообложения прибыли: "Те самые нашумевшие авансовые платежи по налогу на прибыль. Сегодня предприятие, находясь в убытках, с трудом выживая, вынуждено делать предоплаты налога на прибыль из-за того, что два года назад оно было прибыльным. Это первый вопрос, который нужно решить. Если мы его не разрешим, то экономика у нас нормально работать не будет".
Также в налоговой реформе нужно решить вопросы администрирования и возмещения НДС. Сегодня в экономике складывается парадоксальная ситуация, когда растет поступление НДС, но в то же время растет и задолженность по его возмещению. Стоит также отметить, что ранее металлурги и металлоломщики предложили власти план по выводу ломосбора из тени. Речь идет об окончательном освобождении отрасли от начисления НДС и налога на доходы физических лиц за сданный лом. По мнению участников рынка, данные шаги помогли бы увеличить как ломосбор, так и платежи в государственный бюджет.
Еще один проблемный вопрос для производителей – рентные платежи на добычу железной руды. Сегодня Украина уступает по рентным ставкам только Индии, во всех остальных странах они ниже. "Индия – единственная страна в мире, где сегодня ожидается рост металлургии и они, наверное, могут себе это позволить. В Украине, которая потребляет меньше 20% произведенной стали, а еще меньше по руде, тяжело сказать, что это разумное решение. Мы проигрываем по ренте россиянам, казахам, шведам – всем, кто выходит на те же рынки, что и мы", – подчеркивает Ю.Рыженков.
По мнению гендиректора, выход из нынешнего кризиса в мировой металлургии лежит через отсеивание слабых. Стоит отметить, что этот процесс уже идет. Так, американская металлургическая корпорация US Steel останавливает работу меткомбината Granite City мощностью 2,5 млн тонн и сокращает производство на меткомбинате Fairfield. Тяжелый кризис переживает британская металлургия, где за последние два месяца было объявлено о ликвидации 5 тыс. рабочих мест в отрасли. Как известно, компания Tata Steel решила закрыть, а потом и продать меткомбинат Scunthorpe, мощностью 3,2 млн тонн. Причем главной причиной кризиса в британской металлургии называют не столько низкие цены на продукцию, сколько крайне высокие тарифы на электроэнергию.
Сегодня в мире насчитывается около 450 млн тонн избыточных сталеплавильных мощностей. Ранее руководитель исследования сырьевых товаров Macquarie Колин Гамильтон заявлял о необходимости сократить 275 млн тонн избыточных мощностей, что эквивалентно Японии и Западной Европе. И главное, чтобы в список избыточных мощностей не попали украинские.
Василий Январев
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram