Турецкий гамбит

Публікації

Президент РФ Владимир Путин пообещал российским депутатам, что одними только помидорами за сбитый Су-24 Турция не отделается. Условием отказа от торговых санкций Кремль видит лишь признание Анкары, что та совершила преступное нападение на российский Су-24. Поскольку условие невыполнимо, то товарооборот между двумя странами будет и дальше сокращаться, охватывая все новые сегменты. По ходу дела оголяющиеся рынки в Турции будут занимать свежие трейдеры, в том числе из Украины.

Санкционная пружина

Первая волна торговых санкций, которыми Москва попыталась наказать правительство Реджепа Эрдогана, коснулась самых чувствительных для Турции точек – импорта овощей, фруктов и строительных услуг, а также ограничений на отдых россиян на турецких курортах. Прямого запрета на поставки товар и инвестиции в Турцию Россия пока не вводила. Но в будущем и такое не исключается.

О возможности ответных санкций заявил Эрдоган. Об ужесточении существующих – Путин. В этом стороны единодушны. Хотя чиновники рангом пониже высказываются относительно разрыва отношений в более мягкой манере. "Мы не бросим наш экспорт. Турция разрабатывает ответные меры на санкции. В случае необходимости мы сделаем ответные шаги. Но я надеюсь, что этого не понадобится", – высказался по этому поводу турецкий премьер-министр Ахмет Давутоглу.

По словам его коллеги, вице-премьера Мехмета Шимшека, при самом худшем сценарии Турция потеряет от разрыва отношений с РФ около 9 млрд долл., то есть порядка 0,3-0,4% ВВП. Но, скорее всего, тотального обнуления экономических отношений между странами не произойдет. Более вероятно, что россияне с турками будут вести гибридную торговую войну, не прибегая к прямому эмбарго, но по максимуму используя Госпотребнадзор, ветеринарную, фитосанитарную и подобные службы для ограничения доступа турецких товаров. Впрочем, и в Турции могут более пристально подойти к экологическим требованиям к российским танкерам, пересекающим Босфор.

В случае симметричного ответа со стороны Анкары РФ потеряет ничуть ни меньше миллиардов. Сейчас Россия отправляет на турецкие рынки в 5 раз больше товаров, чем завозит оттуда. Так, за первую половину 2015 она купила турецкой продукции лишь на 2,1 млрд долл., а продала на 10,5 млрд долл. Соотношение аналогичных цифр за 2014 год – 6,6 млрд долл. против 24,8 млрд долл. Так что, благодаря санкциям, Анкара имеет хороший шанс выровнять двусторонний торговый баланс.

Иссякшие потоки

Около двух третей российского экспорта в Турцию – это энергоносители: газ, нефть, нефтепродукты. Отказаться от их закупки наиболее тяжело. К тому же в преддверии зимы. Хотя близость ближневосточного и среднеазиатского нефтегазовых очагов даже эту зависимость опускает ниже критического уровня. Тут больше инфраструктурный вопрос. Да, труба из России уже проложена, тогда как надежной трубопроводной коммуникации с Ираном и Туркменистаном у Турции нет. Но в условиях напряженных отношений с Москвой турки резонно предпочтут инвестировать средства в это направление, а не в совместные с россиянами проекты – тот же "Турецкий поток" (в него, напомним, не так давно трансформировался неудавшийся "Южный поток"). "Газпром" уже закупил трубы для нужд данного "потока" почти на 2 млрд долл. Часть из них уже закопана в землю, часть годится только для подводной транспортировки. Теперь всему этому предстоит лежать мертвым грузом. Пожалуй, долго.

Энергетическое эмбарго против Турции – слишком невыгодный размен для российского газконцерна. Если Путин устроит туркам одну холодную зиму, то к весне "Газпром" потеряет второго по величине покупателя голубого топлива навсегда. В 2014 Турция закупила 27,4 млрд куб. м российского газа (больше – только Германия). Reuters, ссылаясь на свои источники, утверждает, что вскоре Кремль вслух объявит о прекращении сотрудничества в рамках "Турецкого потока" (или хотя бы возьмет паузу), но по уже заключенным контрактам поставки газа будут продолжаться в штатном режиме.

Примерно половина закупаемого Турцией российского газа отправляется заказчику напрямик через Черное море по системе "Голубой поток", другая половина – по суше, через Украину и Балканы. Ранее "Газпром" планировал постепенно сокращать транспортировку по второму пути в пользу первого. Сейчас придется давать обратный ход и крепче привязывается к украинскому транзиту. В последние годы по маршруту "Шебелинка – Кривой Рог – Днепропетровск – Измаил" прокачивается по 18-20 млрд куб. м природного газа ежегодно. В условиях нынешней конфронтации с Турцией этот проторенный маршрут остается для России приоритетным при экспорте газа на юг Европы. Чтоб сохранить, по крайней мере, существующие контракты. О глобальной перетасовке газовых маршрутов уже и речи быть не может. А Киеву выпал еще один козырь на будущих переговорах с "Газпромом" о закупке топлива.

Стальная замена

Еще на 3 млрд долл., согласно статистическим данным 2014 года, российский экспорт в Турцию состоит из поставок металлов и металлургического сырья. Эта статья охватывает руду, лом и полуфабрикат для металлургического завода ММК Metalurji в Искандеруне, в который российская "Магнитка" инвестировала около 2 млрд долл. на протяжении 5 последних лет. Сейчас, правда, горячие цеха здесь не работают. Завод занимается тем, что наносит оцинковку и полимерное покрытие на стальной рулон, приходящий из России. Получив такую добавленную стоимость, продукт расходится по всему "восточному базару". Пока нет оснований утверждать, что Виктор Рашников может потерять этот турецкий актив, но и вероятность того, что в ближайшей перспективе он заработает по полному циклу, крайне низкая. В нынешнем режиме работы предел мечтаний ММК Metalurji вовсе ограничивается 200-300 тыс. тонн проката с покрытием в год. В следующем году, как прогнозируют турецкие металлотрейдеры, предприятие вообще может остановиться. И, возможно, это лишь предтеча грядущих утрат.

2015 год в целом был очень успешным для российских стальных экспортеров в Турции. За три первых квартала они продали здесь 4,26 млн тонн проката и труб. Это почти на треть больше, чем за такой же прошлогодний период. И это рекордный показатель за последние 10 лет. Но 2016 начинается с черной полосы. Общее охлаждение российско-турецких отношений рано или поздно приведет к частным провалам. Уже в начале следующего года Турция должна огласить решение относительно введения импортных санкций относительно холодного проката из РФ. "Присутствие на этом рынке нельзя потерять, после завершения действия возможных пошлин возвращаться будет некуда — объемы уже займут компании из других стран", – сетует один из менеджеров Новолипецкого металлургического комбината Марина Иванова.

Турецкое расследование по холодному прокату началось еще в доконфронтационный период, но последние обстоятельства могут серьезно повлиять на размер пошлины для российских экспортеров. Украина, правда, тоже фигурирует в этом расследовании. Но сегодня имеет гораздо больше шансов рассчитывать на лояльность Анкары. По мнению эксперта компании "ЦТС-Консалтинг" Андрея Исаева, в сегменте ЖРС, стали и чугуна украинская металлургия может даже полностью заместить аналогичную российскую продукцию на турецком рынке.

Например, в сегменте рудного сырья украинские компании уже и так занимают доминирующее положение в Турции. Последняя за 10 месяцев текущего года импортировала 1,4 млн тонн окатышей, более половины из которых поставили ГОКи Ferrexpo и "Метинвеста". Суммарный экспорт украинской металлопродукции в Турции за те же 10 месяцев составил 2,4 млн тонн. Но в случае ухода с этого рынка российской продукции отечественные меткомбинаты, как считает Андрей Исаев, способны увеличить поставки даже в 2-3 раза. Это, конечно, идеальный сценарий. Но даже при более реалистичном взгляде нельзя отрицать, что нынешняя турбулентность в российско-турецких отношениях открывает дополнительные возможности для украинских экспортеров.

ВПК – одна из таких возможностей. Исламская угроза на юге и российская – на севере вынуждают Турцию укреплять свою обороноспособность. И хотя страна уже 53 года находится в составе НАТО, до сих пор она не чуралась закупок техники и товаров военного предназначения в РФ. Тем более что определенная доля оружия в турецкой армии была закуплена еще в советские времена и сейчас нуждается в ремонте и обслуживании. Например, Россия поставляла в Турцию противотанковые ракетные комплексы "Корнет-Э", вертолеты Ми-17, бронетранспортеры, не говоря уже о "Калашниковых". В конце ноября Генштаб РФ заявил, что приостанавливает сотрудничество с турками в сфере ВПК. Зато примерно в то же время появилось сообщение о возможном партнерстве "Укроборонпрома" с одним из лидеров турецкой оборонки – компанией Aselsan. Пока речь идет об оснащении современными приборами заморской авиации и бронетехники. Но в процессе обсуждения – и более масштабные проекты. Свято место долго пустым не простоит.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢