Подробнее Запомнить город


Россия восстанавливает экономический союз

03.07.09
размер текста:

Россия, Белоруссия и Казахстан вплотную приблизились к созданию таможенного союза, что является одной из высших форм экономической интеграции. Таким образом, РФ фактически удалось создать мощное экономическое объединение, как альтернативу Европейскому Союзу. Уже в ближайшем будущем к нему могут присоединиться ряд других стран постсоветского пространства. В сложившихся условиях, Украине будет крайне тяжело балансировать между двумя полюсами Европы, и очевидно, все-таки придется примкнуть к одному из них.

Практически сразу после развала СССР, РФ начала активно пытаться собрать возникшие независимые страны в какое-то новое объединение. На фоне популярности идей политической независимости, царившей в новых республиках, Кремль не рисковал заявлять о политической интеграции, всегда аргументируя целесообразность той или иной формы организации экономическими мотивами. Несмотря на это, долгое время все интеграционные инициативы РФ содержали яркую политическую подоплеку, что отпугивало многие независимые государства от участия даже в сугубо экономических формах кооперации.

Однако в начале нынешнего десятилетия «союзные» проекты Москвы начали наполняться реальным экономическим смыслом. Во-первых, Кремль начал осознавать, что в новых условиях экономические инструменты более влиятельны и эффективны, нежели военно-политические рычаги. Это способствовало четкой артикуляции экономических интересов РФ на постсоветском пространстве. Во-вторых, в начале нынешнего десятилетия, окрепший российский бизнес, уже созрел к экстенсивному расширению, однако из-за ментальных и правовых различий ему было трудно развивать экспансию в страны Запада и Азии, тогда как в постсоветских странах он чувствовал себя как рыба в воде. Российским предпринимателям больше понятны условия бизнеса в странах СНГ, где они эффективно экстраполировали российскую модель отношения с властью, благодаря чему способны договариваться с различными политическими силами. Очевидно, что российский бизнес заинтересован в усилении влияния Кремля страны этого региона для гарантии своих инвестиций.

Кроме того, в интересах российской экономики восстановить экономические связи в рамках бывшего народнохозяйственного комплекса СССР. Многие предприятия РФ после развала Союза оказались «оторванными» от поставщиков сырья, полуфабрикатов и комплектующих, которые производились, как правило, в остальных республиках. В условиях дефицита финансовых ресурсов для развития импортозамещающих видов промышленности, новые собственники российских предприятий предпочитают устанавливать оперативный и/или имущественный контроль над бывшими контрагентами на территории бывшего СССР, чем строить новые заводы на своей территории.

Все эти предпосылки способствовали тому, что официальные российские власти активизировали работу по объединению стран постсоветского пространства на базе принципов экономической интеграции и кооперации. Первоначальным проектом было Содружество независимых государств, в рамках которого была создана (де-юре) зона свободной торговли. Позже из-за наличия значительного числа нелояльных государств, Россия решила создать новую организацию, куда бы входили только лояльные страны. Так возник Евразийский экономический союз. Однако проблемой этой организации стало то, что в нее напрочь отказалась входить Украина, которая рассматривается Россией как неотъемлемая часть любого интеграционного проекта. Украинские власти 2002-2004 гг. даже при всей своей лояльности к соседнему государству тогда побоялись входить в организацию, которая содержала азиатский отпечаток. К слову, именно слово «евразийский» было одним из главных пунктов критики этой идеи.

Скорее всего, именно из-за этой проблемы, РФ начала реализовывать новый интеграционный проект с абсолютно нейтральным названием Единое экономическое пространство. Под сложными формулами в концепции ЕЭП четко прослеживался вектор на создание зоны свободной торговли – таможенного союза – экономического союза. Напомним, что в проекте данной организации предусматривалось создание даже специального надгосударственного органа, к полномочиям которого относилось регулирование отношений в рамках пространства. Украина практически дала согласие на присоединение к данной организации, однако после прихода оранжевых политических сил, отношение к этому проекту было кардинально пересмотрено. Позже стало понятно, что идею саботировали не столько популистские политические силы, сколько крупные отечественные ФПГ, не желающие открывать рынки для российских конкурентов.

Этот факт заставил РФ временно смириться с поражением в деле затягивания Украины в свой экономический союз и начать этот процесс без ее участия. Она реанимировала подзабытый на то время ЕврАзЭс. В октябре 2007 года члены данной организации подписали соглашение о создании Таможенного союза. В июне этого года, стороны продемонстрировали, что они серьезно относятся к взятым на себя обязательствам. Как стало известно СМИ, Россия, Белоруссия и Казахстан договорились оформить таможенный союз уже к 1 января 2010 г. К этому времени, они гармонизируют таможенное законодательство и ставки импортных налогов и сборов, то есть де факто перейдут на единый таможенный тариф. Стороны-участники создаваемого Таможенного союза объявили, что таможенные тарифы между тремя странами уже урегулированы на 100%, правда, по «особо чувствительным группам товаров» будет установлен переходный период на три года. К 1 июля 2011 г. весь таможенный контроль будет вынесен на внешнюю границу союза, после чего внутренние границы будут отменены.

Однако наиболее громким событием стало задекларированное намерение трех стран совместно присоединиться к Всемирной торговой организации. Если Белоруссии и Казахстану это решение ничего не меняет, то РФ фактически отказывается от всех наработок с ВТО, которых она достигла с 1995 года. Напомним, что на момент отзыва заявки переговоры российской стороны были завершены на 95%. Москва согласовала наиболее сложные условия, в том числе доступа иностранных банков, однако теперь должна будет начать все заново.

Присоединение в форме союза существенно замедлит сроки вступления России в ВТО. К слову, прецедентов присоединения к торговой организации таможенных союзов еще не было. Реакция представителей ВТО еще не известна, а когда будет начат новый процесс переговоров, пока не ясно. В течение ближайших недель новых консультаций с ВТО не запланировано, и только в конце лета, возможно, будет еще одна встреча. Между тем, ряд экспертов и вовсе обратили внимание, что раз Москва решила идти в ВТО в паре с другими странами, то переговоры можно будет возобновить только после окончательного формирования Таможенного союза, которое, как было сказано, запланировано только в июле 2011 г.

Принесение во имя аморфного таможенного союза такой жертвы со стороны России можно объяснить либо желанием Москвы пересмотреть условия и/или сроки присоединения к ВТО (что весьма вероятно), либо чрезмерной важностью для нее этой организации. В последнем случае на территории СНГ действительно может появиться мощное экономическое объединение, способное стать альтернативным экономическим центром в Европе. В данном контексте в достаточно сложном положении окажется Украина, которая, вряд ли, долго сможет одновременно идти в разные стороны.

Алексей Левицкий

... ...
 


Комментарии
комментариев: 2

...
Новости партнеров


Статьи
05.04.21, Василий Январев
В декабре 2020 года у Часовоярского огнеупорного комбината сменился собственник – им стал крупнейший в Украине производитель и экспортер глины группа компаний VESCO. О том, что даст компании эта покупка, влиянии коронакризиса на рынок глины, инвестициях в производство и планах на будущее, а также о том, как из глины, добываемой в разных карьерах, сделать продукт премиум-класса в интервью МинПрому рассказал генеральный директор VESCO Евгений Цымарман.
25.03.21, Ярослав Ярош
10 марта Европарламент большинством голосов поддержал резолюции о введении на всей территории ЕС механизма таможенной углеродной корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism). Выражаясь более понятно, речь идет о дополнительном налогообложении товаров, производство которых сопряжено с выбросами углеводорода в атмосферу. Ожидаемо новый налог сильнее всего ударит по импорту в ЕС из третьих стран. И Украина наряду с Китаем и Россией находится в самой высокой группе риска.
15.03.21, Ярослав Ярош
В декабре прошлого года Украина возбудила антидемпинговое расследование относительно проката из углеродистой стали с покрытием происхождением из Китая. Окончательные результаты расследования ожидаются под занавес 2021-го. Но украинские производители не хотят еще целый год терпеть убытки из-за китайского импорта. Поэтому настаивают не введении предварительных антидемпинговых пошлин уже весной.
11.03.21, Василий Январев
Несмотря на беспрецедентно жесткие условия Антимонопольного комитета "Метинвест" приобрел крупнейшего украинского производителя коксующегося угля, что значительно усилит вертикальную интеграцию холдинга. В свою очередь предприятия Покровской угольной группы получат необходимые инвестиции для развития добычи, которые станут гарантией стабильной работы на несколько десятков лет. Для региона же стабильная работа и развитие Покровского означают рост занятости и увеличение поступлений в местный бюджет.
02.03.21, Василий Январев
1 марта в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5175 о продлении пошлины на экспорт металлолома еще на 5 лет. Именно об этом просили металлурги украинских законодателей еще в середине февраля. Ведь, пошлина будет действовать еще полгода, а ее непролонгация грозит крайне тяжелыми последствиями для отечественной металлургии в частности и экономики в целом.
19.02.21, Ярослав Ярош
Такого конца ушедшего года не прогнозировал никто. На фоне пандемии и спада деловой активности ценовые индикаторы на основные виды металлургического сырья, в т. ч. полуфабрикаты обновили исторические максимумы – кто за 5, 6 лет, а кто и за 10. Украинские экспортеры вовремя сориентировались в ситуации и поймали дополнительную маржу. С трепетом надеясь, что и в 2021 г. удастся ковать железо, не отходя от кассы.
09.02.21, Ярослав Ярош
Новоизбранный президента США Джо Байден начал свою каденцию с того, что отменил десяток решений своего предшественника. Но это не означает, что под снос пойдет все, что соорудил Дональд Трамп. Стена на границе с Мексикой, возможно, и рухнет, на забор, который оградил Штаты от импорта стали и других товаров может устоять. Слишком много лоббистов его подпирает.
29.01.21, Дмитрий Наталуха
В понедельник президент США Джо Байден подписал указ, обязывающий Федеральное правительство покупать больше продукции американского производства. Этим указом фактически существенно расширяется сфера действия и нормы знаменитого закона "покупай американское"
23.12.20, Ярослав Ярош
Несмотря на пандемию, карантин и экономический спад, рынок нефтепродуктов в Украине продолжает расти. В текущем году, впервые за десять последних лет, объем потребления топлив превысит 11 млн тонн. Емкость этого рынка в денежном эквиваленте приближается к 1,5 млрд долл. И нефтетрейдеры лелеют надежды, что пик еще впереди.
15.12.20, Василий Январев
Направленный на развитие отечественного машиностроения закон о локализации готов ко второму чтению. Требования к локализации сделаны более мягкими и плавными, что, по мнению разработчиков документа, позитивно скажется на практической реализации заложенных норм. Экономический эффект детально просчитан и дело остается лишь за депутатами, которые будут рассматривать законопроект, возможно, уже на этой неделе.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!