Месть не радует

Публікації

С 10 января Киев вводит ответное эмбарго против российского продовольствия и других товаров. Оно лишь частично компенсирует потери от торговой войны с северным соседом, в целом же Украина продолжает страдать от взаимных санкций.

В ответ на предновогодний выход Москвы из зоны свободной торговли (ЗСТ) СНГ касательно Киева он ответил "зеркальными" мерами со 2 января. По официальной формулировке, с этой даты ко всем товарам происхождением из России будут применяться льготные ставки ввозных пошлин, установленные Таможенным тарифом Украины, а преференциальный режим (свободная торговля) отменяется. Это примерно соответствует действиям РФ и определяется постановлением Кабмина №1146 сроком на 1 год "или до прекращения нарушения Российской Федерацией Договора" о ЗСТ.

Что же касается продовольственного эмбарго, то на него ответили в расширенном формате: кроме ряда агротоваров и продуктов, в отечественный вариант включили и все средства защиты растений (СЗР; инсектициды, гербициды и др.) — а не удобрения, как сообщали СМИ. Кроме того, под санкции попадают некоторая другая химпродукция, оборудование для железных дорог и трамвайных линий (код УКТВЭД № 8530100000), дизель-электрические локомотивы. Меры вступают в силу 10 января 2016 и до 5 августа этого же года.

Интересно, что за 10 месяцев 2015 украинский экспорт в Россию по разделам I-IV УКТВЭД, т.е. по товарам АПК и продовольствию, составил 225,6 млн долл., или 5,6% всех поставок в РФ в денежном выражении. Однако в современных кризисных условиях для национальных производителей это тоже значительная сумма, которая будет вычеркнута из доходов. В свою очередь, федеральные поставщики в аналогичный период по этим же кодам продали в Украину продукции на 186,7 млн долл. – это 2,9% импорта на данном направлении. Впрочем, и без этих цифр понятно, что удельный ущерб "федералов" от санкций Киева будет значительно меньше, чем в обратном направлении: у российского сельского хозяйства и пищепрома на порядок больше масштаб, в т.ч. внутренний спрос, уточняет эксперт по экономической политике Виталий Кулик. Так что отечественные контрмеры скорее направлены на "сохранение лица", чем на реальный ущерб России. С другой стороны, они все же помогут украинским предприятиям несколько нарастить продажи, замещая запрещенные товары из РФ и тем самым компенсируя потерю федерального рынка. Потребитель же этого почти не заметит: на рынке Украины нет такого российского продовольствия, отсутствие которого ощутила бы основная масса покупателей, констатирует В.Кулик. То же самое справедливо в обратном направлении.

А вот с СЗР ситуация противоположная: отечественные аграрии зависят от импорта этих веществ, и запрет традиционных поставок из России заставляет их переориентироваться на другие источники, включая Китай с его рискованным качеством продукции. Нет сомнений, что, теряя деньги – в т.ч. из-за торговой войны столиц, украинские агрокомпании сделают ставку на самые дешевые СЗР, включая китайские. Для справки: ввоз таких веществ из РФ в январе-октябре-2015 составил немногим более 20 млн долл.

Ударом по собственным железным дорогам, а не по "коварному врагу" можно считать и эмбарго на тепловозы. Выпускающий их "Лугансктепловоз" оказался на неподконтрольной Киеву территории и практически остановил работу, есть данные, что его оборудование отчасти вывозится россиянами, отчасти сдается в металлолом. Не ясно, что в такой обстановке собирается делать Кабмин: либо попросту не закупать новые локомотивы (вопреки очередным обещаниям обновлять их парк), либо найти поставщиков в "дальнем зарубежье", в той же КНР. Но у ее заводов почти нет опыта в изготовлении тепловозов для постсоветского пространства, а это означает не только технологические, но и эксплуатационные трудности, как сейчас происходит с южнокорейскими поездами Нyundai. Одно дело, если это касается нескольких скоростных маршрутов, и совсем другое – если такие риски коснутся всех ж/д перевозок страны. Еще один вариант – рассчитывать на белорусские локомотивы, производство которых в 2011 началось в г. Лида Гродненской обл. Правда, пока тут выпускают только маневровые тепловозы — в отличие от России, где есть целый ряд профильных производств.

В целом же санкции как Кремля, так и Украины можно назвать частичными и относительно сдержанными, говорят аналитики. Причина — в том, что обе страны по-прежнему во многом ориентированы на взаимные товарные поставки, и российская зависимость тут не меньше, чем наша (включая природный газ, по которому отечественный рынок раньше давал Газпрому более 25% сбыта в стоимостном эквиваленте). Это касается не столько продовольственных кодов, попавших под взаимное эмбарго, сколько машин и оборудования: так, РФ остается зависимой от украинских двигателей для судов и вертолетов, от насосов и компрессоров, от труб большого диаметра и др. (см. также статью "Уйти, чтобы вернуться?"). А промышленность Украины нуждается в российских минеральных удобрениях и других химматериалах, в ядерном топливе типа ВВЭР, под которое "заточены" национальные АЭС; в тех же электровозах, свое производство которых у нас никак не могут наладить, несмотря на многократные обещания и презентации инвестпроектов.

Несмотря на все перипетии, обе страны остаются индустриально взаимодополняющими, и "если бы их нормальным руководителям удалось урегулировать конфликтные вопросы и наконец заняться взаимовыгодным экономическим сотрудничеством, это дало бы сильный синергетический эффект", — уверен президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. "К сожалению, этого не происходит уже много лет, несмотря на реальные устремления бизнеса по обе стороны границы", — отмечает он. Вряд ли что-то изменится и в 2016, пока налицо обратное: два достаточно сильных государства — особенно в их экономическом потенциале — продолжают истощать друг друга все новыми взаимными наказаниями, от коих сильно веет детскими обидами типа "сам дурак" и "он первый начал". А значит, в ближайшей перспективе обе страны будут нести дополнительные потери, усиливающие проблемы их экономик.

Максим Полевой

МинПром

Новини

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

Росія знищила майже всю теплову генерацію України – Зеленський

ВСІ НОВИНИ ⇢