Уйти по-российски

Публікації

К началу 2016 года на украинском топливном поле не осталось игроков с российским капиталом. Последней ушла восвояси "Роснефть", контролировавшая более 140 АЗС и долю рынка в 3-5%. Ход предсказуемый. Потеря невелика. Вот если вслед за российскими брендами исчезнет и российское топливо с внутреннего рынка…

По стопам земляков

Примерно год назад работу более 200 заправок в Украине свернул "Лукойл". Точнее, они были переоформлены на нового владельца с австрийской пропиской и теперь работают под брендом AMIC. У хозяина "Лукойла" Вагита Алекперова было только два выхода: вообще закрыть эти АЗС или кардинально поменять витрину. Сейчас путь коллег повторяет "Роснефть". В качестве покупателя ее заправочной сети в Украине фигурирует зарегистрированная в Швейцарии компания Glusco Energy. И та, и другая сделка окутаны мраком тайны: ни сумм, ни конечных бенефициаров стороны не раскрывают. Но цель очевидна — номинально отмежеваться от российских "скрепов" и поменять раздражающие украинских клиентов вывески ТНК (большинство заправок "Роснефти" носили именно это название) на нечто более пристойное.

После агрессии России в Крыму и на Донбассе покупательский спрос на товары российского происхождения обвалился за считанные месяцы, и нефтепродукты — не исключение. Активистам даже не пришлось долго блокировать вражеские заправки — водители разъехались сами. Особенно плохо обстояли дела у "Лукойла" (соответственно он и решился на ребрендинг быстрее). Если в первой половине 2014-го среднесуточная реализация на одну красно-белую АЗС превышала 2,5 тонны нефтепродуктов, то в первом полугодии-2015 она уже была в 5 раз меньше. У "Роснефти" показатели падения не настолько фатальные: 1,7 тонны против 2,3 тонны за тот же период. Но к осени реализация по сети просела еще больше, начались массовые увольнения сотрудников. По итогам 2015 г. "Роснефть" реализовала в рознице в Украине не более 75 тыс. тонн топлив. В 2013-м этот же показатель приближался к 300 тыс. тонн. Налицо четырехкратное падение за три года.

Экс-лукойловской сети, по оценкам операторов рынка, ребрендинг не особо помог. Нижний пик продаж она прошла зимой, но и сейчас ее показатели далеки от динамики не только 2013-го, но и 2014-го. А некоторый рост реализации вызван скорее активной маркетинговой политикой AMIC при заходе на украинский рынок, в т. ч. значительными ценовыми скидками. Однако у потребителя память еще свежа, а многие не верят в искренность сделки, считая, что австрийские владельцы — это всего лишь ширма. По экономическим и техническим параметрам рынок оценил саму куплю-продажу в 200-300 млн долл. Но не факт, что в ней вообще имела место денежная составляющая. AMIC мог получить статус временного управляющего сетью. Или же "Лукойл" мог сохранить за собой опцион на право обратного выкупа актива в будущем. Сомнения в серьезности операции вызывает факт, что компания AMIC была создана всего лишь за несколько месяцев до покупки заправок в Украине.

Хайфа — Херсон — транзит

Сделка между "Роснефтью" и Glusco Energy вызывает похожие ассоциации. О том, что "Роснефть" искала желающих приобрести ее украинскую сеть, рынок наслышан уже более года. Но покупатели находились только на часть станций, тогда как россияне хотели продать все пакетом, выручив хотя бы половину от их покупной стоимости. В 2009-2010 годах ТНК-ВР приобрела 141 АЗС в Украине у компаний "Вик Ойл" и "Золотой гепард" суммарно за 360 млн долл. При выкупе "Роснефтью" активов ТНК в 2012-м стороны исходили именно из этой суммы. Но два года спустя за эти же заправки никто не захотел давать даже 150 млн. долл., хотя многие из них отличаются хорошим местоположением. Около половины сетевых АЗС находится в Киеве и Киевской области. Они широко представлены на Харьковской трассе, а также в самом Харькове и в Запорожье — регионах, где спрос на топливо один из самых высоких в Украине.

Лет 5 назад формула "миллион за заправку" считалась вполне приемлемой в торгах объектами топливной инфраструктуры — но не сейчас. Сегодня это слишком высокая цена. Основная сложность даже не в том, чтобы найти такие деньги, а чтобы их окупить в обозримой перспективе. Поэтому со стороны Glusco Energy это очень рискованная инвестиция. Компания до сих пор не имела опыта управления сетями АЗС. Да и самого опыта у нее не так много, хотя и чуть побольше, чем у лукойловских партнеров из AMIC. Glusco Energy зарегистрирована в швейцарской Женеве в 2013 году по тому же адресу, что и ее материнская компания Proton Energy Group. Последняя на рынке известна более давно как трейдер, специализирующийся на поставках нефти и нефтепродуктов преимущественно через порты постсоветских стран. Компания далека от публичности, учредителей не раскрывает, но фамилии ее менеджеров сплошь славянские.

В последнее время Proton Energy специализировалась на поставках в Украину довольно редкого ресурса — израильского дизтоплива (НПЗ в Хайфе). Первично этот импорт шел через Феодосию, а после аннексии Крыма — через Херсон и Южный. Основным покупателем израильского ДТ выступала группа компаний WOG. В 2014 году в Киеве зарегистрирована дочерняя компания швейцарцев — "Глуско Энерджи Украина", которая отметилась на некоторых аукционах по закупке сжиженного газа у "Укрнафты" и "Укргазвыдобування", а также в перепродаже упомянутого выше израильского ДТ.

Прощай, солярка из России

По данным издания "Нефтерынок", Proton Energy поставила в Украину около 500 тыс. тонн нефтепродуктов. По объемам этого вполне достаточно для обеспечения всей сети АЗС, доставшейся от "Роснефти" — но не по сортаменту. На одном израильском "дизеле" розницу не построишь. В 2015 году украинская сеть "Роснефти" обеспечивалась бензинами в основном белорусского и российского производства. Не исключено, что новый хозяин сети получил от россиян гарантии бензопоставок в необходимых объемах. Но здесь не все зависит только от них. Сейчас вопрос состоит в том, останется ли вообще российское топливо на украинском рынке после того, как отсюда уйдут российские бренды? И соответственно, можно ли без него обойтись?

По данным Государственной таможенной службы Украины, в 2015 году наша страна импортировала нефтепродуктов из РФ на 844,6 млн долл., что почти на треть меньше, чем годом ранее. В 2016-м между странами действует запрет на поставку целого ряда товаров, хотя топлива в этом перечне пока нет. Однако на протяжении ноября-декабря 2015-го и без того существовало фактическое эмбарго на отправку в Украину российских нефтепродуктов железнодорожными партиями. Федеральная служба РФ по техническому и экспортному контролю принялась требовать справки, что вывезенное на территорию Украины ДТ не будет использоваться в военных целях. Абсурдное требование парализовало ж/д импорт российского топлива, а морским путем оно поступало в мизерных количествах.

Украина получила достаточно четкий сигнал, что ее внутреннему топливному рынку придется жить без российского ресурса. Вызов серьезный, но даже при таком сценарии катастрофы не произойдет. Проще всего бензиновому сегменту. В импорте бензинов в Украину на долю российского товара приходится не более 5%. С ее замещением – никаких проблем возникнуть не должно. Несколько сложнее ситуация с ДТ и сжиженным газом. В их импорте доля РФ достигает 30% и даже выше. Впрочем, конец прошлого года показал, что и в этих нишах отечественные трейдеры могут обходиться без российских поставок. Ответом на негласное эмбарго стало увеличение поступлений топлива с польских и литовских заводов группы Orlen – с одной стороны, и увеличение объемов производства на Кременчугском НПЗ – с другой. Кроме того, быстро сориентировались белорусские товарищи и заработали хорошие барыши, переправляя российский "дизель" в Украину. Витоге совместные усилия помогли избежать сколь-либо заметного дефицита на рынке топлив перед Новым годом. Хотя в весенние и летние пики потребления украинским трейдерам снова придется поднапрячься.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

10 Вересня 2024

Українці купують електромобілі незважаючи на проблеми зі світлом

Попит на будматеріали сповільнився після стрибка минулого року

З початку року металурги збільшили виплавку сталі на понад 30%

Угорщина домовилася про продовження транзиту російської нафти через Україну

9 Вересня 2024

Китай вимагає консультацій з Канадою в СОТ щодо тарифів

Російські металурги виступають за антидемпінгове розслідування щодо імпорту з Китаю та України 

Укрзалізниця збиткова через зростання операційних витрат на 80% – експерт

Cleveland-Cliffs зацікавлений у придбанні металургійної компанії U.S. Steel

Centravis поставить нержавіючі труби німецькій Voss Fluid

Сухий порт у Вінниці прийняв перші вантажі

Китай додасть сталь, алюміній та цемент на вуглецевий ринок у 2024 році

В Україні зростає попит на вживані імпортовані легковики – Укравтопром

Україна в серпні експортувала товарів на $3,2 млрд – Мінекономіки 

З України виїхало майже 7 млн українців

Перемовини щодо продовження транзиту російського газу через Україну тривають

Ринок нержавіючої сталі в Індії зростатиме на 8-9% на рік

ВСІ НОВИНИ ⇢