Экспертный совет: Сколько должна стоить нефть, чтобы в Украине подешевел бензин?

Публікації

Попытка министра энергетики Украины Владимира Демчишина заставить нефтетрейдров снизить цены на бензин и дизтопливо с помощью морального давления не дала существенного результата. Уже на этой неделе Минэнергоугля Украины опубликовало собственные расчеты "справедливой" цены бензина. И оказалось, что она даже выше на 0,7% той, что сегодня указана на заправках. А мировые цены на нефть на текущей неделе бьют очередные антирекорды, падая ниже 30 долл./барр. До какого же уровня они должны опуститься, чтобы, по словам В.Демчишина, украинцы почувствовали это на своих кошельках, МинПром узнал с помощью экспертов.

Глава ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук напоминает, что совещание В.Демчишина с нефтетрейдерами по вопросу снижения цен на бензин и дизтопливо стало реакцией на выступление премьера Арсения Яценюка, который на заседании правительства потребовал отреагировать на падение стоимости нефти на мировых рынках.

Л.Косянчук предположил, что премьер исходил из того, что в январе ниже 30 долл./барр. упали спотовые цены на нефть — тогда как на самом деле речь идет о фьючерсах, предусматривающих поставку ресурса по указанной цене в марте. "Сейчас у нас на рынке находится топливо, произведенное из нефти, которую покупали в декабре по 46 долл./барр.", — уточнил глава ассоциации.

Он также напомнил, что Украина импортирует не нефть, которая является сырьем, а готовые нефтепродукты, стоимость которых коррелируется с ценой нефти, но не имеет прямой зависимости. "Поэтому если мировые цены на нефть упали в 3,5 раза, то на нефтепродукты — только в 2,4 раза", — отметил Л.Косянчук. Уровень зависимости украинского рынка от импорта нефтепродуктов он оценил в 85%.

"А импорт предполагает валютную оплату поставки. И если у нас в ноябре-декабре котировки на межбанке были 23,5 грн./долл., то сейчас — 27,2 грн./долл.", — подчеркнул глава ассоциации нефтетрейдеров. Таким образом, девальвация гривны нивелирует эффект от снижения мировых цен на нефть для украинских потребителей, пояснил эксперт. Он также напомнил, что акцизы на нефтепродукты правительство Украины установило в евро, а не в гривне.

"Это позволяет Минфину отчитываться о перевыполнении бюджетных доходов в гривне. Но это отражается и на цене бензина, потому что акциз — тот налог, который платит конечный потребитель. То есть автомобилист на заправке", — пояснил Л.Косянчук. По его расчетам, девальвация украинской валюты на 1 грн./долл. сразу приводит к подорожанию бензина на 84 коп./л. Кроме того, новые повышенные ставки акцизов на нефтепродукты, вступившие в силу с 1 января, привели к подорожанию топлива на АЗС на 70 коп./л.

"Другими словами, если мы возьмем эффект от снижения цен на нефть, добавим девальвацию и повышение налогов — то получим текущую стоимость. Если бы кто-то вообще бесплатно давал нам нефть — даже тогда цена бензина у нас была бы 11 грн./л., потому что в структуре его стоимости 47% занимают налоги, 41% — закупочная цена и 12% приходится на условно-постоянные расходы, логистику и прибыль операторов", — сказал Л.Косянчук.

Цены на АЗС уже сейчас являются минимальными и снижаются из-за демпинга со стороны компаний, нелегально завозящих нефтепродукты без уплаты налогов, а также продающих бензин из нефти украинской добычи, подчеркнул глава ассоциации нефтетрейдеров.

Глава консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн уточняет, что в цене импортируемого бензина и дизтоплива на валютную составляющую приходится 85%, из которых 40% — стоимость нефтепродуктов и 45% — налоги. Поэтому даже если нефть подешевеет до 20 долл./барр., цена нефтепродуктов на украинских АЗС снизится лишь на 10%, по его подсчетам.

"В 2013 году, на пике, когда нефть стоила 110 долл./барр., у нас бензин стоил 1,37 евро/л., по тогдашнему курсу — 11,5 грн./л. Сейчас, при нефти 30 долл./барр., бензин у нас стоит 0,75 евро/л., он подешевел в валютной привязке, это полностью соответствует ценовой динамике в странах Европы. Другое дело, что из-за девальвации мы не видим фактического снижения. А при курсе 10 грн./долл. у нас сейчас бензин стоил бы 8 грн./л.", — пояснил С.Куюн.

По словам эксперта, если курс на межбанке вернется с текущих 27,2 грн./долл. до 23,45 грн./долл., которые были на момент совещания В.Демчишина с нефтетрейдерами, можно будет говорить о снижении цены бензина. "Но если сохранится тот курс, который есть сейчас, то уже через неделю надо будет говорить о повышении цен на АЗС", — подчеркнул он.

С.Куюн также отметил, что если бы Минфин Украины отказался от взимания акцизов в пересчете на евро, валютная составляющая в цене импортного топлива уменьшилась бы до 40%. "Мы уже несколько лет об этом говорим, но в правительстве нас не хотят слышать. Они же зарабатывают на девальвации", — сказал он.

Директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич выразил уверенность, что при текущем обменном курсе у правительства Украины и Минэнергоугля в частности нет никаких возможностей добиться от нефтетрейдеров снижения цен на АЗС. "При нынешнем курсе гривны и налоговой нагрузке можно будет говорить даже о повышении цен где-то через месяц. А за курс в нашей стране, как выяснилось, вообще никто не отвечает", — подчеркнул он.

Эксперт также спрогнозировал, что дальнейшего снижения цен на нефть не будет. "Возможны какие-то кратковременные провалы до 25 долл./барр., но вообще-то падать нефти уже некуда. Уже сейчас примерно половина нефти на мировом рынке продается по себестоимости или ниже. Причем это эталонные сорта, что уж тогда говорить про нефть из Мексики или Норвегии", — резюмировал глава Института энергетических исследований.

МинПром

Новини

22 Квітня 2025

Airbus на 20 років відклала випуск “зеленого” водневого літака 

21 Квітня 2025

АРМА продало російське судно майже втричі дорожче від оціночної вартості

Порт Чорноморськ підписав угоду з балтійським портом Вентспілс

Російська влада відправить на ліквідацію більшість діючих вугільних шахт на окупованому Донбасі 

Світ б’є новий рекорд: викиди CO2 на максимумі за всю історію

Туреччина заявила про рекордний видобуток власного газу в Чорному морі

Григорий Козловский помог защитникам: новое отделение в госпитале появится благодаря вкладу 2 млн грн

Обхід закону не пройде: Україна карає імпортерів сталі мільйонними митами

В Україні зібрали понад півмільйона тонн металобрухту в І кварталі 2025 року

Китай збільшив імпорт газу з Росії після тарифів, які ввели США – NYT

Данська Maersk збільшує свій флот суден, що працюють на метанолі

Китайський імпорт вугілля з Росії зріс на 6% в березні попри санкції

Румунія може купити порт у Молдові з виходом до Чорного моря 

19 Квітня 2025

Григорій Козловський допоміг захисникам: нове відділення у госпіталі з’явиться завдяки внеску 2 млн. грн.

18 Квітня 2025

Вашингтон б’є по китайському флоту: нові мита від Трампа на судна з КНР

Тарифи Трампа б’ють по зеленій енергетиці США – зростають витрати на сталь і алюміній

ВСІ НОВИНИ ⇢