Палки в колеса
ПублікаціїБорьбу за выживание в условиях жесточайшего кризиса металлургам осложняют действия властей. Они, похоже, еще не осознали всю глубину проблем, с которыми сталкиваются компании ГМК по всему миру. В нашем случае главное, чтобы понимание не наступило, когда будет уже поздно.
Пессимизм в Дюссельдорфе
Лейтмотивом февральской конференции Stahl Market 2016 в Дюссельдорфе был сдержанный пессимизм. По словам главы Federation Steel Germany Ганса-Юргена Керкхоффа, немецкие компании не смогут справиться и с новыми экологическими требованиями Еврокомиссии, и с избытком предложения китайской стали на рынке. По его мнению, текущий год станет критическим как в целом для европейских металлургов, так и для немецких в частности.
"Говорить о восстановлении было бы слишком оптимистично", – согласился с ним генеральный директор второй по величине немецкой металлургической компании Salzgitter Хайнц Йорг Фурманн. Максимум, чего можно сейчас ожидать, по его оценкам – так это возвращения европейской металлургии до уровня первой половины 2015-го. И то не раньше, чем во II полугодии. И только при условии, что ЕК примет решительные меры против демпингового импорта китайской стали. "Я не говорю, что было бы замечательно, но мы могли бы жить с этим", – отметил глава Salzgitter.
Не радужное настроение было и у представителя лидера немецкого ГМК, генерального директора концерна ThyssenKrupp Генриха Хейзингера. "Ситуация в европейской стальной индустрии остается тревожной", – отметил он в своем выступлении. Участники рынка раскритиковали новые обязательства ЕС по сокращению вредных выбросов в атмосферу в соответствии с Парижским договором о борьбе с изменениями глобального климата, который начнет действовать вместо Киотского соглашения с 2020 года.
По словам Г.Хейзингера, чтобы соответствовать новым требованиям, ThyssenKrupp необходимо дополнительно потратить свыше 2 млрд евро в 2020-2030 годах. "Компания не в состоянии позволить себе такие расходы в нынешних условиях", – подчеркнул он. Тезис главы концерна подкрепляется данными финансовой отчетности за октябрь-декабрь 2015 года, в соответствии с которыми получен чистый убыток 23 млн евро, а доналоговая прибыль сократилась на 17%, до 489 млн евро. Этот показатель, кстати, оказался еще и на 9% ниже прогнозов инвестиционных аналитиков.
В целом же, по подсчетам ассоциации Eurofer, европейским металлургам после 2020 года понадобится выкладывать 34 млрд евро в год на покупку лимитов выбросов парниковых газов. Глава ассоциации Аксель Эггерт в конце января попытался объяснить Европарламенту, что это непомерные затраты. По его данным, EBITDA у меткомпаний ЕС последние несколько лет находится на уровне 35 евро/тонну, а 34 млрд евро новых расходов добавят почти 30 евро/тонну к себестоимости. Тем не менее Европарламент не поддержал своих производителей.
Между тем А.Эггерт привел впечатляющие данные. Так, за весь период кризиса, начиная с 2008 года, из-за закрытия мощностей евроГМК уже потерял свыше 80 тыс. рабочих мест, или 20% занятых в отрасли. По итогам 2015 года ЕС остался нетто-экспортером стальной продукции. Но в связи с наплывом дешевой китайской металлопродукции на рынки ЕС за каких-то 3 года положительное сальдо сократилось в 10(!) раз: с 13,9 млн тонн проката в 2012 до 1,37 млн тонн в 2015.
Кроме объективных причин – таких, как ослабление спроса со стороны основных отраслей-потребителей, автопрома, строительства и машиностроения, – не последнюю роль в сложившейся ситуации сыграла и регуляторная политика ЕК и национальных правительств. С одной стороны, они слишком медленно и неэффективно реагируют на торговую экспансию китайцев (антидемпинговые расследования по различным видам металлопродукции длятся в среднем год-полтора). С другой – навязывают новые жесткие условия экологической стратегии. Все это никак не помогает отрасли выживать в условиях глобального кризиса.
Украинские реалии
Проблемы украинского ГМК несколько иного плана. Для него не так критичны новые экологические требования, поскольку Украина не брала повышенных обязательств в рамках Парижского соглашения. Китайский импорт тоже не создает глобальных рисков – хотя бы потому, что большая часть отечественной металлопродукции идет на экспорт, а не на внутренний рынок. Но это совсем не значит, что поводов для беспокойства нет.
С одной стороны, по ним бьет падение мировых цен на металл, с другой – снова-таки регуляторная политика. В условиях, когда часть украинских метзаводов и ГОКов отчаянно балансирует на грани нулевой рентабельности, а часть и вовсе работает в убыток, правительство Арсения Яценюка почему-то считает возможным наращивать налоговую нагрузку на горнорудный сектор ГМК. Так, рентные платежи ГОКов за последние 2 года выросли в 7(!) раз. При этом оно никак не может навести порядок в финансово-хозяйственной деятельности крупнейших госкорпораций-монополистов и обуздать их непомерные аппетиты.
К примеру, "Укрзализныця" на текущий год планирует двухэтапное повышение тарифов на грузоперевозки, с 1 апреля и 1 июля, каждый раз на 15%. И это после уже состоявшихся повышений на 30% с февраля 2015 и предыдущих в 2014-м. Директора крупнейших металлургических компаний Украины обратились к А.Яценюку с просьбой недопустить неизбежную в таком случае остановку предприятий и массовое сокращение трудовых коллективов.
Тем не менее пока этот вопрос до конца не закрыт. Кроме того, вот уже второй год никак не решается проблема с обеспечением металлургических предприятий ломом. Пользуясь более благоприятной для себя конъюнктурой на внешних рынках, ломозаготовители предпочитают отправлять его на экспорт. А украинские металлурги оказались на голодном пайке. В результате один только современный электросталеплавильный завод "Интерпайп" в Днепропетровске в 2015 полностью простоял 63 суток. Которые, естественно, обернулись многомиллионными убытками для компании.
Группа депутатов от провластных фракций Радикальной партии и Блока Петра Порошенко внесла на рассмотрение Верховной Рады инициативу о повышении пошлины на экспорт лома с 10 до 30 евро за 1 тонну. Хотя, по идее, это должен был сделать Кабинет министров – чтобы придать законопроекту статус первоочередного. В итоге пока документ не принят и проблема остается острой. За 2015 год дефицит металлолома в балансе украинских стальных производителей вырос в 4 раза, до 855 тыс. тонн. А уже в январе текущего года дефицит был на уровне 40% от потребности, 105 тыс. тонн.
Несложно подсчитать, что при сохранении такой ежемесячной тенденции по итогам 2016 года дефицит лома вырастет в 1,5 раза – а значит, точно в такой же пропорции вырастут простои и убытки. Между тем ситуация и так выглядит более чем угрожающе. По словам президента объединения "Металлургпром" Александра Каленкова, такого кризиса, как сегодня, в истории украинского горно-металлургического комплекса не было последние 15-20 лет. "Сейчас главная задача предприятий – выжить. Если мы в конце года будем иметь тот же металлургический комплекс, что и в начале года – это уже будет большой успех. Идет борьба за каждую гривну в себестоимости, каждое рабочее место", – подчеркнул он.
Игорь Воронцов
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram