Палки в колеса

Публікації

Борьбу за выживание в условиях жесточайшего кризиса металлургам осложняют действия властей. Они, похоже, еще не осознали всю глубину проблем, с которыми сталкиваются компании ГМК по всему миру. В нашем случае главное, чтобы понимание не наступило, когда будет уже поздно.

Пессимизм в Дюссельдорфе

Лейтмотивом февральской конференции Stahl Market 2016 в Дюссельдорфе был сдержанный пессимизм. По словам главы Federation Steel Germany Ганса-Юргена Керкхоффа, немецкие компании не смогут справиться и с новыми экологическими требованиями Еврокомиссии, и с избытком предложения китайской стали на рынке. По его мнению, текущий год станет критическим как в целом для европейских металлургов, так и для немецких в частности.

"Говорить о восстановлении было бы слишком оптимистично", – согласился с ним генеральный директор второй по величине немецкой металлургической компании Salzgitter Хайнц Йорг Фурманн. Максимум, чего можно сейчас ожидать, по его оценкам – так это возвращения европейской металлургии до уровня первой половины 2015-го. И то не раньше, чем во II полугодии. И только при условии, что ЕК примет решительные меры против демпингового импорта китайской стали. "Я не говорю, что было бы замечательно, но мы могли бы жить с этим", – отметил глава Salzgitter.

Не радужное настроение было и у представителя лидера немецкого ГМК, генерального директора концерна ThyssenKrupp Генриха Хейзингера. "Ситуация в европейской стальной индустрии остается тревожной", – отметил он в своем выступлении. Участники рынка раскритиковали новые обязательства ЕС по сокращению вредных выбросов в атмосферу в соответствии с Парижским договором о борьбе с изменениями глобального климата, который начнет действовать вместо Киотского соглашения с 2020 года.

По словам Г.Хейзингера, чтобы соответствовать новым требованиям, ThyssenKrupp необходимо дополнительно потратить свыше 2 млрд евро в 2020-2030 годах. "Компания не в состоянии позволить себе такие расходы в нынешних условиях", – подчеркнул он. Тезис главы концерна подкрепляется данными финансовой отчетности за октябрь-декабрь 2015 года, в соответствии с которыми получен чистый убыток 23 млн евро, а доналоговая прибыль сократилась на 17%, до 489 млн евро. Этот показатель, кстати, оказался еще и на 9% ниже прогнозов инвестиционных аналитиков.

В целом же, по подсчетам ассоциации Eurofer, европейским металлургам после 2020 года понадобится выкладывать 34 млрд евро в год на покупку лимитов выбросов парниковых газов. Глава ассоциации Аксель Эггерт в конце января попытался объяснить Европарламенту, что это непомерные затраты. По его данным, EBITDA у меткомпаний ЕС последние несколько лет находится на уровне 35 евро/тонну, а 34 млрд евро новых расходов добавят почти 30 евро/тонну к себестоимости. Тем не менее Европарламент не поддержал своих производителей.

Между тем А.Эггерт привел впечатляющие данные. Так, за весь период кризиса, начиная с 2008 года, из-за закрытия мощностей евроГМК уже потерял свыше 80 тыс. рабочих мест, или 20% занятых в отрасли. По итогам 2015 года ЕС остался нетто-экспортером стальной продукции. Но в связи с наплывом дешевой китайской металлопродукции на рынки ЕС за каких-то 3 года положительное сальдо сократилось в 10(!) раз: с 13,9 млн тонн проката в 2012 до 1,37 млн тонн в 2015.

Кроме объективных причин – таких, как ослабление спроса со стороны основных отраслей-потребителей, автопрома, строительства и машиностроения, – не последнюю роль в сложившейся ситуации сыграла и регуляторная политика ЕК и национальных правительств. С одной стороны, они слишком медленно и неэффективно реагируют на торговую экспансию китайцев (антидемпинговые расследования по различным видам металлопродукции длятся в среднем год-полтора). С другой – навязывают новые жесткие условия экологической стратегии. Все это никак не помогает отрасли выживать в условиях глобального кризиса.

Украинские реалии

Проблемы украинского ГМК несколько иного плана. Для него не так критичны новые экологические требования, поскольку Украина не брала повышенных обязательств в рамках Парижского соглашения. Китайский импорт тоже не создает глобальных рисков – хотя бы потому, что большая часть отечественной металлопродукции идет на экспорт, а не на внутренний рынок. Но это совсем не значит, что поводов для беспокойства нет.

С одной стороны, по ним бьет падение мировых цен на металл, с другой – снова-таки регуляторная политика. В условиях, когда часть украинских метзаводов и ГОКов отчаянно балансирует на грани нулевой рентабельности, а часть и вовсе работает в убыток, правительство Арсения Яценюка почему-то считает возможным наращивать налоговую нагрузку на горнорудный сектор ГМК. Так, рентные платежи ГОКов за последние 2 года выросли в 7(!) раз. При этом оно никак не может навести порядок в финансово-хозяйственной деятельности крупнейших госкорпораций-монополистов и обуздать их непомерные аппетиты.

К примеру, "Укрзализныця" на текущий год планирует двухэтапное повышение тарифов на грузоперевозки, с 1 апреля и 1 июля, каждый раз на 15%. И это после уже состоявшихся повышений на 30% с февраля 2015 и предыдущих в 2014-м. Директора крупнейших металлургических компаний Украины обратились к А.Яценюку с просьбой недопустить неизбежную в таком случае остановку предприятий и массовое сокращение трудовых коллективов.

Тем не менее пока этот вопрос до конца не закрыт. Кроме того, вот уже второй год никак не решается проблема с обеспечением металлургических предприятий ломом. Пользуясь более благоприятной для себя конъюнктурой на внешних рынках, ломозаготовители предпочитают отправлять его на экспорт. А украинские металлурги оказались на голодном пайке. В результате один только современный электросталеплавильный завод "Интерпайп" в Днепропетровске в 2015 полностью простоял 63 суток. Которые, естественно, обернулись многомиллионными убытками для компании.

Группа депутатов от провластных фракций Радикальной партии и Блока Петра Порошенко внесла на рассмотрение Верховной Рады инициативу о повышении пошлины на экспорт лома с 10 до 30 евро за 1 тонну. Хотя, по идее, это должен был сделать Кабинет министров – чтобы придать законопроекту статус первоочередного. В итоге пока документ не принят и проблема остается острой. За 2015 год дефицит металлолома в балансе украинских стальных производителей вырос в 4 раза, до 855 тыс. тонн. А уже в январе текущего года дефицит был на уровне 40% от потребности, 105 тыс. тонн.

Несложно подсчитать, что при сохранении такой ежемесячной тенденции по итогам 2016 года дефицит лома вырастет в 1,5 раза – а значит, точно в такой же пропорции вырастут простои и убытки. Между тем ситуация и так выглядит более чем угрожающе. По словам президента объединения "Металлургпром" Александра Каленкова, такого кризиса, как сегодня, в истории украинского горно-металлургического комплекса не было последние 15-20 лет. "Сейчас главная задача предприятий – выжить. Если мы в конце года будем иметь тот же металлургический комплекс, что и в начале года – это уже будет большой успех. Идет борьба за каждую гривну в себестоимости, каждое рабочее место", – подчеркнул он.

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

10 Жовтня 2024

Японський експорт металобрухту продовжує скорочуватись

Україна підписала меморандум про співпрацю з Японською організацією зовнішньої торгівлі

Вперше в історії джерела з нульовим рівнем викидів вуглецю склали понад 40% електроенергії, виробленої у світі

В Україні зростає споживання електроенергії

Верховна Рада прийняла законопроєкт щодо збільшення податків

Німеччина не бачить причин для занепокоєння через можливе зупинення транзиту газу через Україну

SAIL та BHP підписали угоду щодо скорочення викидів вуглецю

Світовий банк прогнозує уповільнення економіки Китаю у 2025 році

Білоруський завод постачав до України добрива з РФ і Білорусі через компанію в ОАЕ

Транзит російської нафти через Україну зріс на 37% у вересні

Бразилія збільшує експорт залізної руди

Транспортування електроенергії є однією з найбільших проблем для українських компаній

УЗ у вересні 2024 року перевезла на експорт 2,36 млн тонн залізної руди

Енергоатом підготував до роботи в зимовий період всі 9 енергоблоків

Україна здатна пройти зиму без відключень світла – Галущенко

Тарифи УЗ на вантажні перевезення мають бути різними, тому що собівартість послуг різна – експерт

ВСІ НОВИНИ ⇢