Тайны торговых океанов

Публікації

США лоббируют создание двух больших новых ЗСТ – транстихоокеанской и трансатлантической (с Евросоюзом). Теоретически Украина может воспользоваться благами данных форматов благодаря своей "свободной торговле" с ЕС, но ей придется бороться с самыми влиятельными в мире конкурентами.

В феврале США и еще 11 стран подписали соглашение о создании Транстихоокеанского партнерства (ТТП, англ. Trans-Pacific Partnership), предполагающего общую зону свободной торговли. В новый торговый союз также войдут Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Вьетнам, Малайзия, Бруней, Сингапур, Перу, Чили и Мексика, а Южная Корея намерена присоединиться позже. Таким образом, ТТП объединит страны, представляющие около 40% мировой экономики (с годовым ВВП в 28 трлн долл.) и 1/3 глобальной торговли. Ратификация соглашения должна закончиться в следующем году.

Договор станет для Штатов крупнейшим торговым соглашением с 1994 года и претендует на звание крупнейшего регионального союза в истории. Одни только американские товары намечено освободить примерно от 18 тыс. пошлин и минимизировать для них прочие тарифы. Продолжаются переговоры и о возможном предотвращении взаимных валютных войн, включая ежегодные координационные встречи по валютной политике. Отдельными соглашениями частично открываются и унифицируются национальные рынки труда, урегулируются экологические вопросы, интернет-торговля, торговля услугами.

От Чили до Сингапура

Нет сомнений, что больше всего от нового проекта выиграет Вашингтон: чем влиятельнее участник в подобных международных форматах, тем больше его выгода. Не зря хозяин Белого дома Барак Обама настаивает: создание ТТП не только расширит возможности для быстрорастущей Азии, но и позволит противостоять Китаю в сфере торговых и инвестиционных отношений в тихоокеанском регионе, а это нужно прежде всего США и их ближайшим союзникам (впрочем, другие страны тоже не против сдерживать такого сильного конкурента, как Пекин).

О пользе для Штатов их лидер говорит и более прямо: "Новый союз выравнивает игровое поле для американских работников и предпринимателей с тем, чтобы товаров с надписью "Сделано в США" экспортировалось больше. 95% потенциальных потребителей нашей продукции живет за пределами Соединенных Штатов, а это значит, что нельзя позволить странам вроде КНР определять правила мировой экономики. Эти правила должны написать мы, открывая новые рынки американским товарам". Острота вопроса усиливается тем, что в 2015-м экспорт США впервые с 2009 года сократился – сразу на 4,8% до 2,23 трлн долл., а внешнеторговый дефицит увеличился на 4,6% до 531,5 млрд долл.

Транстихоокеанская зона свободной торговли (ЗСТ) призвана компенсировать эти негативы: по оценке Института мировой экономики Петерсона (Вашингтон), к 2025 году партнерство должно увеличить реальные доходы 12 участников на 285 млрд долл. в год. Притом 64% данного прироста придется на США и Японию, которая остается их важным региональным союзником. Кроме того, максимальный эффект – 89,1 млрд долл. до 2025 года – ожидается для Вьетнама, продолжающего активно встраиваться в региональные и глобальные торговые процессы. "Социалистическая Республика" и безо всякого ТТП в прошлом году достигла рекордного за последние 5 лет экономического роста в 6,7%, причем в основном за счет промышленности и строительства, говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. Такие драйверы роста делают его устойчивым по крайней мере на ближнюю перспективу. Свою выгоду в ряде секторов получат Япония (машины и оборудование), Новая Зеландия (молокопродукция) и т.д.

Совокупный экспорт подписантов должен вырасти на 440 млрд долл. (+7%), и здесь тоже ключевой результат прогнозируется для Штатов. Но это не означает, что другие участники ничего не получат. Тот же американский рынок – самый емкий в мире, и он нуждается в разнообразных товарах даже в периоды спада, а сейчас и вовсе находится на подъеме. В то же время в стороне от новой интеграции остается Поднебесная с ее 2,15 трлн долл. товарного экспорта в 2015-м, во многом ориентированного на тихоокеанские государства, а также Россия, хотя здесь экспортные показатели другие – менее 500 млрд долл. (в 2014-м, а за минувший год явно будет намного меньше). В поставках из РФ Белый дом особо не нуждается, а вот от китайской продукции полностью отказаться трудно: в 2015-м ее в США поступило на 300 млрд долл., сообщил эксперт по экономической политике Виталий Кулик.

Со своей стороны, Пекин пока что открыто не критикует ТТП: министр коммерции страны Гао Хучэн недавно заявил, что "этот формат не направлен против Китая". Напомним, КНР ранее выступила инициатором схожего объединения под своей эгидой – Всеобъемлющего регионального экономического партнерства, или RCEP, где, в свою очередь, не предусмотрено прямое участие Соединенных Штатов, Канады и других "заокеанских" государств, но приглашены Япония, Индия, Австралия и др. Своя ЗСТ действует и в рамках АСЕАН, включая двусторонние торговые соглашения с теми же Индией и Австралией. Но если RCEP только готовится, то в случае ТТП уже переходят к ратификации, что вряд ли радует китайцев.

В целом американская инициатива способна ощутимо поддержать достаточно вялую глобальную экономику, прирост которой в нынешнем году ожидается на уровне 3%. И это тоже выгодно участникам новой ЗСТ: более активная международная торговля позволит им больше продавать. Притом максимально возможное снятие взаимных товарных барьеров отчасти скомпенсирует всеобщую тенденцию усиления торговых ограничений, возникшую после кризиса-2008.

Через Атлантику

Параллельно Вашингтон продвигает аналогичный проект со второй по значению мировой экономикой – с Евросоюзом, т.н. Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП). ЕС ежегодно поставляет в США товаров почти на 300 млрд евро, а в обратном направлении получает почти на 200 млрд евро; инвестиции в каждом из этих направлений превышают 1,5 трлн евро. Считается, что новая ЗСТ даст ЕС до 120 млрд евро годового "бонусного" дохода, а Штатам – почти 100 млрд евро. При этом ТТИП вряд ли приведет к полной отмене тарифных мер: для некоторых "чувствительных" товаров (машины и оборудование, авто, химвещества и др.) либерализация будет частичной, вероятно, с применением тарифных квот, как это сделано в других таких режимах с участием Брюсселя, включая ЗСТ с Киевом. Помимо того, предполагается значительное упрощение в сфере госзакупок, телекоммуникаций, электронной коммерции, финансовых услуг, морского транспорта.

Переговоры идут с 2011 года и, в отличие от тихоокеанской ТТП, осложняются протестами в Европе на уровне от простых граждан до бизнес-ассоциаций. Опасения понятны: европейцы боятся экономической экспансии Штатов, которые в условиях слабости глобальной торговли заинтересованы использовать любые серьезные экспортные возможности. Америка по-прежнему сильно влияет на европейскую политику, Америка держит в регионе крупные военные силы – и, безусловно, сможет применить свое влияние для продвижения своей продукции, уверен европейский экономист Сони Капур. А это может ухудшить макроэкономику Евросоюза и, в конечном счете, – международную экономику, снова отодвигая ее полноценное избавление от последствий кризиса-2008 на неопределенное время.

Так или иначе, если ТТП слабо затрагивает торговые интересы Украины, то атлантическая ТТИП вполне способна на них повлиять. Наша страна продолжает гармонизировать с ЕС свои технические регламенты и фитосанитарные правила, а значит, отечественные товары будут соответствовать евронормам, отмечает В.Кулик. И если в рамках ТТИП будет возможно признание т.н. эквивалентности Евросоюза при выходе на рынок США, то украинская продукция сможет проще попадать за океан, а через ТТП – и за второй.

Однако не будем забывать о конкуренции: и в Европе, и в Штатах работают мощные опытные местные поставщики, и Украине придется постараться, чтобы занять свою нишу не просто на европейских рынках – а и при экспорте "через Европу в Америку". Да, западные покупатели заинтересованы в нашем сырье и полуфабрикатах, а вот с поставками готовых товаров есть проблемы. И если в ЗСТ "Вашингтон – Брюссель" партнеры неравноправны политически, но сравнимы экономически, то в случае с Киевом "разница в весе" колоссальная, констатирует С.Капур. Не зря еще задолго до подписания договора об Ассоциации многие аналитики предупреждали, что выигрыш сторон не будет равноценным – прежде всего выиграет ЕС. Действительно, практика его "автономных преференций" в 2014-15 годах касательно отечественной продукции показала, что полученные выгоды и близко не способны компенсировать общего ущерба от спровоцированного подготовкой Ассоциации политико-экономического кризиса.

Так, по итогам прошлого года украинский экспорт на еврорынки обвалился на 22,6% до 13,3 млрд долл., рост отмечен только по отдельным второстепенным направлениям – например, в Португалию (+3,3% до 320,5 млн долл.) или Данию (+15% до 144,7 млн долл.), а также в малые страны вроде Мальты. Импорт тоже ослаб, но сальдо остается негативным и в 2015-м составило с Европой минус 3,4 млрд долл. По словам С.Капура, бизнес в Евросоюзе искренне желает восстановления экономики Украины, ведь тогда у нас вырастет внутренний спрос, и на нем можно будет заработать. А вот наши несырьевые товары в ЕС никто не ждет, и для их продвижения нужны огромные усилия без гарантии результата. Поэтому реальный эффект для Киева не только от ТТИП, но и от собственной ЗСТ с Европой будет зависеть от состояния евроэкономики и желания европейских операторов допустить украинцев к прибыльным товаропотокам.

Максим Полевой

МинПром

Новини

19 Квітня 2024

Розвиток зеленої енергетики підштовхує світовий попит на мідь

Німеччина готова інвестувати в ключові галузі української економіки

Туск закликав фермерів припинити блокування кордону з Україною

Вже навесні повернуться графіки відключення світла по всій Україні

В березні українська економіка зросла майже на 5%

Безпеку українського морського коридору посилять

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

ВСІ НОВИНИ ⇢