Правительство раскулачит экспортеров?

Публікації

Источником покрытия дефицита бюджета в Украине, по мнению правительственных чиновников, могут стать отечественные экспортеры. Именно промышленные компании, ориентированные преимущественно на внешний рынок, благодаря определенным факторам все еще сохраняют некоторые ресурсы ликвидности. В связи с этим, в Кабмине имеет место большой соблазн усилить и диверсифицировать налоговую нагрузку на экспортеров.

Осторожное и планомерное увеличение фискального давления отчасти будет способствовать увеличению доходов бюджета и пополнению золотовалютных резервов страны, однако в некоторых случаях правительство уже переходит рамки экономической обоснованности своих действий и открыто залезает в карман к экспортерам.

В условиях стагнации внутренних рынков, компании, ориентирующиеся на работу в Украине, существенно сократили отчисления в госбюджет. Чтобы компенсировать образовавшийся дефицит правительство усиливает фискальное давление на экспортеров, которые сейчас являются едва ли не единственным сегментом национальной экономики, через который поступает ликвидная валюта.

По официальным данным, еще 19 февраля 2009 года по инициативе Юрия Полунеева (депутата и одного из идеологов экономической политики БЮТ) Верховная Рада приняла за основу Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты с целью преодоления негативных последствий финансового кризиса» (законопроект № 3585), а 21 мая он был направлен на повторное второе чтение. Одним из наиболее важных положений в данном проекте нормативно-правового акта стало ужесточение требований по сроку возврата валютной выручки в Украину. В сравнении с предыдущим вариантом, срок сокращен с 180 до 90 дней.

Даная мера ознаменовала начало сворачивания процессов валютной либерализации, которые по иронии судьбы были начаты именно правительством Ю.Тимошенко в 2005 году. Напомним, что 1 апреля 2005 г. Кабинет Министров и Национальный банк отменили обязательную продажу 50% валютной выручки экспортерами, а в мае 2007 года Верховная Рада смягчила требование по сроку возврата валютной выручки с 90 до 180 дней. До 2005 года в Украине существовал очень жесткий режим валютного регулирования, который сложился под воздействием финансовых проблем 1998 года. Оперативная и обязательная продажа валютной выручки экспортерами позволили не только увеличить золотовалютные резервы НБУ, но и насытить экономику деньгами. Нацбанк, скупая доллары, печатал под них новые гривны. Поскольку, в отличие от доллара, гривна может оборачиваться только в Украине, вся законная валютная выручка в конечном итоге оставалась не в оффшорных зонах, а вливалась в национальную экономику. Позже, как было сказано, правительство отказалось от этого механизма, поскольку валюты в страну начало поступать слишком много, в результате чего рост денежной массы превышал потребности экономики.

Нынешняя ситуация характеризуется определенной спецификой, проявляющейся в субъективности валютной политики. Другими словами, ради решения конъюнктурных задач, которые можно было бы решить альтернативными путями, правительство корректирует всю систему госполитики в данном направлении. Сегодняшнее ужесточение сроков, очевидно, объясняется настойчивым желанием Кабмина «чужими руками» насытить рынок валютой. Правительство и НБУ остро нуждаются в американском долларе, прежде всего, для обслуживания долговых обязательств и финансирования закупок газа в летний период (именно на него приходится пик платежей по контрактам с «Газпромом»), поэтому в ближайшем будущем вынуждены будут выходить на валютный рынок (пока что КМУ черпает валюту с части второго транша от МВФ). Скорее всего, именно с целью предотвращения очередных скачков на валютном рынке, власти активно пытаются создать переизбыток валюты на нем. К слову, НБУ косвенно ограничен в интервенциях через жесткие ограничения денежной массы, которых он обязался придерживать в рамках получения кредита от МВФ.

В сложившейся ситуации украинские власти заинтересованы в снижении стоимости американской валюты на внутреннем рынке: это не только удешевит их валютные обязательства, но и расширит импорт, который должен помочь преодолеть инфляционные риски падения внутреннего производства. Однако пострадавшими от такого решения окажутся экспортеры (впрочем, как и все прочие отечественные производители, продукция которых потеряет ценовую конкурентоспособность). Во-первых, за счет того, что они насытят внутренний рынок своей же валютной выручкой, часть ее они потеряют из-за снижения курса доллара, который они же и спровоцируют. Во-вторых, технологический цикл не всегда дает возможность вложиться в 90 дней из-за чего, некоторым компаниям придется совершать дополнительные транзакции. В связи с этим видится рациональным, установить дифференциацию сроков возврата валютной выручки экспортеров в зависимости от особенностей реализации продукции, технологического цикла и географии поставок.

В первоначальном варианте Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты с целью преодоления негативных последствий финансового кризиса» также предусматривалось введение обязательной продажи 50% валютной выручки экспортерами. Подобные планы правительства достаточно прагматичны – это позволило бы поддержать золотовалютные резервы НБУ, а кредит МВФ направить на единый казначейский счет с целью финансирования расходов госбюджета. Однако здесь Кабмин впервые почувствовал свою обремененность обязательствами перед МВФ. Согласно последним, как было сказано выше, НБУ обязан удерживать денежную массу, тогда как скупка валюты подразумевает эмиссию в эквивалентном объеме гривны. В связи с этим, регулятор де-факто не может брать на себя такие обязательства в силу непрогнозируемости процесса притока валюты.

Сами экспортеры встретили эту норму крайне негативно, и за все время обсуждения законопроекта проводили кампанию по ее дискредитации. Нежелание отдавать валюту государству, во многом обусловлено высокой долговой нагрузкой, на погашение которой направляется значительная часть выручки. К слову, наибольше валютных долгов имеют приближенные к правительству ФПГ – ИСД и «Финансы и кредит», – которые, очевидно, активно убеждали премьер-министра в нецелесообразности введения обязательной продажи валютной выручки.

Помимо названного законопректа, правительство все активнее использует неформальную практику дополнительной нагрузки на экспортеров. Среди них выделятся два наиболее действенных механизма, которые позволяют частично решать фискальные проблемы. Во-первых, активно тормозится возмещение НДС, в результате чего за первое полугодие 2009 г. сума просроченного к возмещению НДС увеличилась с 2,1 до 4 млрд грн. За счет уменьшения возмещения налога экспортерам, ГНАУ удается выполнять план по сбору НДС. Во-вторых, налоговики очень часто «настоятельно рекомендуют» или даже самостоятельно зачисляют суму возмещенного НДС в качестве авансового платежа налога на прибыль предприятий. В результате, некоторые компании фактически оплатили налог на прибыль на несколько лет вперед. На макроэкономическом уровне это проявилось в 12 млрд грн. переплаченных (авансированных) налогов.

Описанные действия госчиновников все больше напоминают откровенный произвол. Очевидно, что подобная политика в дальнейшем будет загонять в тень финансовые потоки экспортеров. При этом наиболее существенный урон будет нанесен системе государственного управления, которая превращается в конъюнктурный инструмент решения локальных экономических задач.

Алексей Виниций

Новини

26 Грудня 2023

До 2030 року виробництво водню зросте лише до 110 млн тонн

УЗ провела 101 аукціон з продажу 76,4 тис тонн брухту 

Для відбудови та розвитку енергосектору України необхідне залучення сталого фінансування

50 млрд євро Україна отримає в будь-якому випадку – Кулеба

В Мінекономіки обговорили майбутнє зеленої металургії

Південнокорейська POSCO перезапустила три доменні печі

Туреччина переглядає антидемпінг на китайські труби з нержавіючої сталі

Японська Sumitomo припинить роботу вугільної ТЕС у рамках декарбонізації

Заводи на Закарпатті скорочують роботу через черги на кордонах

На кордоні з Польщею в чергах стоять понад 3 тисячі вантажівок

Цього року Метінвест розпочав виробництво 25 нових видів продукції

Експерти МВФ очікують подорожчання низки металів

Австралійська залізорудна промисловість шукає шляхи пристосування до зеленого переходу

Грузія посилить санкції за забруднення Чорного моря

Centravis зупинило виробництво продукції

Тайвань з початку року збільшив імпорт металобрухту на 19%

ВСІ НОВИНИ ⇢