Припортовый пузырь

Публікації

Горячо ожидаемый конкурс по приватизации Одесского припортового завода не состоялся. Очередь инвесторов у заводской проходной оказалась мифом. По состоянию на 18.00 18 июля не поступило ни одной заявки от покупателей. Уже на следующий день глава ФГИУ Игорь Билоус спрогнозировал на осень повторный конкурс с возможным 30%-ным дисконтом от нынешней цены, т.е. стоимость ОПЗ упадет примерно до 350 млн долл.

Никто не пришел

Изначально власти ожидали от продажи ОПЗ триумфа, соизмеримого разве что с конкурсом 10-летней давности по приватизации "Криворожстали". Но по факту получился крупный приватизационный пшик. С одной стороны он сигнализирует о недоверии частного капитала к украинской экономике. С другой –- является свидетельством непрофессионализма команды ФГИУ и ее советников. Если покупкой заинтересовалась целая плеяда претендентов, но ни один не дошел до финишной прямой (т.е. до стадии подачи заявки), значит, специалисты Фонда из рук вон плохо готовили и сопровождали предстоящую сделку. Если реальных покупателей не было вовсе – значит, не угадали с конъюнктурой рынка и стартовой ценой. В любом случае хотелось бы услышать не только оправдания, но и заявления об ответственности организаторов. Ведь в итоге потеряли в цене все украинские активы. По словам гендиректора инвестиционной компании Concorde Capital Игоря Мазепы, конкурс стал антитрамплином всех приватизационнных процессов в Украине. Хотя задумывался с точностью до наоборот – как драйвер притока иностранных инвестиций.

По словам И.Билоуса, припортовым заводом интересовалось около 20 инвесторов, из которых 8 подписали договор о конфиденциальности, а 3 получили все пакеты документов, необходимые для подачи заявления. Однако проверить эту информацию и серьезность намерений не представляется возможным, поскольку никаких имен и названий фирм Фонд не называет. Мол, это конфиденциальная информация. В то же время ни одна из крупнейших международных химических компаний официально не подтвердила свой интерес к конкурсу.

Вице-президент Центра исследований корпоративных отношений Вячеслав Бутко предположил, что на протяжении всего периода, отведенного на сбор заявок, руководство ФГИУ занималось своего рода "дождевым шаманизмом". Аналогия такова. Когда в засуху нет дождя, шаманы иногда просто бьют в бубны. Когда на торгах нет претендентов, приходится кричать на всех углах, что от желающих купить ОПЗ нет отбоя. Может, сработает и в последний момент хоть кто-то прибежит. Однако не сработало. Ни профильных, ни фондовых инвесторов на Западе такая тактика не завлекла.

Симптоматично поведение и двух украинских бизнес-групп, больше других заинтересованных в получении контроля над Одесским припортовым, – Group DF Дмитрия Фирташа и "Приват" Игоря Коломойского. Они отстранились от процесса, очевидно, предвидя нулевую посещаемость торгов. Соответственно, ни попыток поучаствовать в конкурсе, ни попыток заблокировать его через суды с их стороны не наблюдалось. Хотя это не значит, что Д.Фирташ с И.Коломойским утратили интерес к предприятию. Просто понимая, что приватизационный конкурс катится к срыву сам по себе, они сосредоточили усилия на решении более узких, но и более острых проблем. У Group DF, похоже, вошли в конструктивное русло переговоры с правительством о реструктуризации газового долга, зависшего на Одесском припортовом. Это приятные хлопоты. У "Привата" же поводом для беспокойства стали недавние задержания главы наблюдательного совета ОПЗ Сергея Переломы и первого замдиректора ОПЗ Николая Щурикова. Это недобрый знак. От них ниточка арестов может повести в "приватовские" структуры.

Дамоклов газ

В 2012-2013 гг. одна из компаний Д.Фирташа – Ostchem была эксклюзивным поставщиком природного газа для Одесского припортового завода, а другая – NF Trading – эксклюзивным продавцом выпускаемого предприятием карбамида и аммиака. При этом в отдельные периоды наценка на газ составляла около 200 долл./тыс. куб. м относительно закупочной цены, а дисконт к рыночной цене на химикаты – около 30 долл./тонну. Иными словами, Group DF зарабатывала на ОПЗ дважды, и при этом еще завод остался ей должен 193 млн долл. С пеней и процентными начислениями сейчас сумма долга уже превышает 250 млн долл. В начале 2016 г. Group DF подтвердила эту задолженность в Стокгольмском арбитраже, после чего и в украинском правительстве перестали открещиваться от данных обязательств.

Еще до объявления конкурса по продаже 99,6% акций ОПЗ представители ФГИУ честно предупреждали потенциальных претендентов, что к стартовой цене пакета им придется доложить в будущем еще половину суммы для расчетов с Ostchem. Покупателей это напрягало. Они хотели иметь дело с украинским государством, а оказывается, что придется иметь дело еще и с неким Д.Фирташем. Поэтому к повторному конкурсу Фонд госимущества попытается устранить этот отпугивающий фактор.

Как сообщил на брифинге 19 июля И.Билоус, сейчас варианты реструктуризации данного газового долга обсуждаются с Ostchem и "Нафтогазом Украины", который станет одной из сторон процесса. Новости по этому поводу глава ФГИУ обещал уже до конца июля. "Цель такой реструктуризации – обеспечить комфорт потенциальным инвесторам ОПЗ, но при этом не увеличить объем суверенных долгов государства", – объяснил он. Возможно, будет применен взаимозачет по долгам ОПЗ перед Ostchem и по релевантным долгам азотных предприятий Д.Фирташа перед НАК "Нафтогаз Украины". Правда, там еще продолжаются споры относительно точных сумм погашения. Но в целом складывается впечатление, что с Д.Фирташем властям удалось договориться, а с И.Коломойским – нет. Возможно, пока.

Как уже неоднократно упоминалось, в 2009 г. одна из его компаний "Нортима" выиграла конкурс по приватизации Одесского припортового завода, но Фонд госимущества не признал такой результат (кстати, тогда цена покупки превысила 600 млн долл.). Этот прецедент дает И.Коломойскому юридические основания оспаривать в суде любые будущие продажи ОПЗ. С точки зрения инвесторов и мину, заложенную "Нортимой", целесообразно было бы обезвредить до приватизации. При подготовке к несостоявшемуся конкурсу этот фактор ФГИУ обошел вниманием, но на повторных торгах И.Билоус обещает покупателю государственные гарантии защиты от таких посягательств.

Один из самых простых путей – формальная перерегистрация ОПЗ в новое юридическое лицо. Но для этого необходимо провести собрание акционеров завода. Как оказалось, это непросто, несмотря на то что государство владеет подавляющим пакетом акций компании. Весной текущего года собрание было сорвано, поскольку разные властные группы не поделили между собой рычаги управления на ОПЗ. По мнению эксперта Института энергетических исследований Юрия Корольчука, за влияние на одесское предприятие состязаются бизнес-группы, ориентированные соответственно на президента Петра Порошенко и экс-премьера Арсения Яценюка. Последних сейчас вытесняют, но они отчаянно цепляются за завод. И "Приват" в данной ситуации играет на их стороне. За что и пострадал.

Задержание высоких должностных лиц ОПЗ Национальное антикоррупционное бюро напрямую связывает с операциями по закупке заводом в 2015 г. природного газа у компании "Энергоальянс". Последняя принадлежит к "приватовскому" пулу и торгует преимущественно газом, добываемым "Укрнафтой". Согласно сообщению НАБУ сотрудничество ОПЗ и "Энергоальянса" началось в мае 2015 г. при содействии С.Переломы и Н.Щурикова. До конца прошлого года одесское предприятие закупилось у этого трейдера газом на 4 млрд грн. Ущерб для государства, по оценкам НАБУ, в том, что, во-первых, цену на газ "Энергоальянс" выставлял выше среднерыночной, во-вторых, продавался ресурс, на торговлю которым "Укрнафта" не имела лицензий. В итоге государство понесло убытки более чем на 205 млн грн. Следующим логичным шагом выглядит продолжение расследования в "Укрнафте" и компаниях, с которыми у нее подписаны договора о совместной деятельности. И, возможно, И.Коломойскому придется отказаться от претензий на ОПЗ, чтобы сохранить влияние на "Укрнафту".

Второй шанс

В Кабинете министров уже назвали ориентировочный дедлайн повторного приватизационного конкурса по ОПЗ – октябрь 2016 г. Премьер-министр Владимир Гройсман пообещал, что "мы объявим новый конкурс и подготовимся к нему лучше". Вице-премьер Степан Кубив подтвердил, что одним из ключевых изменений может стать снижение стартовой цены. Глава ФГИУ спрогнозировал также продление сроков на подготовку и подачу конкурсной документации. Еще одним нововведением может стать смягчение требований к гарантийному взносу: например, перечислять его на счет ФГИУ придется не всем участникам торгов, а лишь тому, кто признан победителем (возможно, и второму месту – для подстраховки). В то же время озвученные во время консультаций с ФГИУ пожелания предоставить налоговые преференции или отдельный режим вывоза валюты для ОПЗ вряд ли можно считать приемлемыми. Завод должен на равных конкурировать с другими украинскими азотными предприятиями.

Достаточно дискуссионным является и собственно вопрос снижения цены на повторных торгах. С одной стороны, сейчас отовсюду слышится хор голосов, что ОПЗ был переоценен Фондом госимущества и его советниками. Даже миноритарии предприятия из инвесткомпании Concorde Capital (ей принадлежит 0,002% акций ОПЗ) утверждают, что июльская стартовая цена была завышенной и более 300 млн долл. за него сейчас никто не даст. Хотя когда ФГИУ только объявлял конкурсные условия, превалировала критика противоположной тональности: почему так дешево? Напомним, стартовая цена была определена на уровне 13,175 млрд грн., т.е. примерно 520 млн долл. Но если к следующим торгам ФГИУ отнимет от этой цены 30% и очистит завод от газовых долгов, то как бы не возник перекос в другую сторону. Цена продажи опустится ниже годового оборота предприятия. Для активов такого масштаба это нетипичная практика.

В 2015 г. ОПЗ реализовал продукции на 10 млрд 286 млн грн. Это в 2 раза больше, чем годом ранее. Хотя объемы производства на предприятии выросли не так радикально, всего лишь на 30% – с 1,17 млн до 1,52 млн тонн. К тому же в 2015-м ОПЗ впервые за 4 последних года показал прибыль – на уровне 210 млн грн. Хотя к природе этой цифры можно придраться. По большому счету, в преддверии приватизации предприятию, как невесте на выданье, помогли "прихорошиться" в финансовом плане. Так, завод весь прошлый год ходил в числе лидеров по объемам возврата НДС. Ему вернули почти 2 млрд грн., что в 4 раза больше, чем в 2014-м. Кроме того, ОПЗ получил авансов от потребителей на 11,5 млрд грн. В прошлом году эти деньги пошли в плюс, но по сути это "проедание" будущего. Так, уже в первом квартале 2016 г. чистый убыток завода составил почти 420 млн грн.

Возможно, во время весенне-летнего сезона, когда сезонный спрос на аммиак и удобрения находится на пике, завод несколько поправит свое положение и предстанет на повторном конкурсе перед потенциальными покупателями в более или менее подобающем виде. Ведь приватизация – это единственный путь к очищению завода. Второй шанс выбраться из окружения сомнительных схем и подставных контрагентов ОПЗ, вероятно, еще получит. А вот третьего может и не быть.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢