Слишком мало и слишком поздно

Публікації

Крупнейшие производители железной руды притормозили наращивание поставок. Однако ожидать восстановления цен пока не стоит: скоро увеличится экспорт из Бразилии, будет выведено на проектную мощность австралийское предприятие Roy Hill Джины Райнхарт и возобновят добычу некоторые мелкие поставщики. При этом китайское правительство, похоже, действительно занялось решением проблемы перепроизводства стали, и местным властям грозят серьезные санкции за создание препятствий планам сокращения избыточных мощностей. Поэтому аналитики полагают, что для восстановления рыночного баланса потребуется 5-10 лет.

Вынужденное торможение

Десятилетие бурных расширений добычи железной руды привело к удвоению объемов добычи но в последнее время рост стал весьма умеренным. Так, BHP Billiton сообщила, что за прошедший финансовый год суммарный выпуск руды на ее месторождениях в Западной Австралии увеличился всего на 2% (наименьший прирост после 2009-го), а за ближайшие 12 месяцев расширение составит не более 3%. Продажи Rio Tinto Group в текущем календарном году тоже увеличивались с наименьшей скоростью, начиная с 2012-го. Тем не менее, во втором квартале Rio увеличила объемы производства на 7%, до 85,3 млн. тонн. Правда, в эти же месяцы у BHP выпуск уменьшился до 56 млн. тонн (годовой спад – 7%), выпуска поскольку группа решила устранить одно из узких мест, препятствующих ей завершить реализацию плана расширения добычи руды в Западной Австралии до 290 млн. тонн, и задействовала двухлетнюю программу ремонта железной дороги, транспортировка. А у Rio возникли трудности с осуществлением программы перевода железной дороги на поезда без машиниста, которая поможет группе увеличить годовой объем продаж до 360 млн. тонн. Представитель компании сообщил, что по этой причине выпуск руды в 2017 будет ограничен. Ну, а третий по величине австралийский производитель Fortescue Metals Group принял решение уменьшить полногодовой выпуск до 165 млн. тонн, хотя раньше группа планировала продажи на уровне 169,4 млн. тонн, похоже, что у этой компании тоже возникли определенные трудности.

Сократила добычу и бразильская Vale. После 77,5 млн. тонн, произведенных в январе-марте, во втором квартале, по оценкам аналитиков, опрошенных Bloomberg, выпуск компании составит 86 млн. тонн (включая закупки у третьих сторон). Эта цифра не включает продукцию СП Samarco Mineracao, созданное Vale и BHP Billiton, которое было закрыто в ноябре прошлого года после взрыва дамбы хвостохранилища, который унес жизни 19 человек. Из-за этой аварии, которая считается крупнейшей экологической катастрофой в Бразилии, была нарушена деятельность всего блока принадлежащих Vale месторождений Mariana – компания сообщила, что закрытие Samarco привело к годовому спаду региональной добычи в первом квартале на 48%. Группа вынуждена была остановить предприятия, расположенные вблизи этого месторождения, и, несмотря на расширение добычи в северном блоке, годовой спад выпуска во втором квартале составил 3,3 млн. тонн.

Тем не менее, ограничение поставок окажет положительный эффект только в краткосрочном плане: для радикального изменения рыночной ситуации его явно недостаточно, да и произошло это слишком поздно. При этом, по данным Bloomberg Intelligence, несмотря на сравнительно низкий результат Vale, годовой прирост бразильского экспорта руды составил в первом полугодии 5,7%. Впрочем, можно ожидать, что ближе к концу текущего десятилетия рост поставок из Западной Австралии сократится более существенно: эксперты Macquarie Group подсчитали, что до июля 2019 года добавка из этого региона составит менее 20 млн. тонн.

С другой стороны, по данным Citigroup, Vale и Roy Hill Holdings австралийского миллиардера Джины Райнхарт выведут на рынок около 60 млн. тонн новых мощностей в текущем году и добавят к ним еще 50 млн. тонн в 2017-м. Ближе к концу текущего года Vale осуществит пуск своего комплекса S11D, расположенного в южной части Carajas, который после выхода на проектную мощность увеличит мировые поставки еще на 90 млн. тонн. В результате, экспорт руды из Бразилии и Австралии в 2017 году увеличится до 1,3 млрд. тонн, что составит 86% оборота морской торговли. Поэтому в Citigroup ожидают, что цены могут снизиться до 42 долл./тонн в 2017 году и до 38 долл. – в 2018-м.

Поскольку уменьшения добычи не предвидится, а крупнейший покупатель – Китай – остро нуждается, по меньшей мере, в 20%-м сокращении сталелитейных мощностей, избыток поставок продолжит расти. Аналитики Citigroup считают, что это продолжит оказывать давление на цены в среднесрочном плане. В том же направлении будет действовать и возврат на экспортный рынок некоторых мелких поставщиков, вдохновленных скачком цен: после трех лет непрерывного падения, цены на руду в первые месяцы года выросли на 28%, хотя остаются на 70% ниже пика, который они прошли в 2011-м. Правда, по прогнозу австралийских правительственных экспертов, объем мировой торговли железной рудой в 2017 году увеличится только на 4%, поскольку экспорт продолжит замещать поставки высокозатратных китайских производителей.

При этом ожидается, что в текущем году Китай увеличит импорт руды на 2%, до 974 млн. тонн, и еще на 0,7%, до 981 млн. тонн, страна увеличит закупки в 2017-м. В июне китайские заводы увеличили дневной выпуск до рекордного уровня, чтобы извлечь максимальную выгоду из восстановления цен на сталь.

Бразильские проблемы

В отчете Vale за первый квартал указано, что группа планирует в текущем году добыть 340 млн. тонн железной руды (ранее планировалось 340-350 млн. тонн). При этом компания собирается увеличить объемы производства на участке S11D месторождения Carajas, который считается крупнейшим проектом в отрасли. Однако обеспечить финансирование в нынешних условиях на рынке – весьма непростая задача, да и долги Vale изрядно превышают уровень комфорта. В будущем году группе необходимо раздобыть 10 млрд. долл. для сокращения задолженности, и в июне Vale начала переговоры о продаже пакетов акций своих основных железорудных активов. Но сейчас времена для этого явно неподходящие.

Если бы Vale предложила доли в своих бразильских месторождениях лет пять назад, потенциальные покупатели слетелись бы со всего мира. Теперь же найти желающих намного труднее, и не потому, что активы недостаточно хороши. Vale принадлежит огромный комплекс Carajas, который представляет собой крупнейшее в мире месторождение железной руды и производит сырье высочайшего качества. Эта руда настолько хороша, что ее цена с лихвой перекрывает транспортные затраты, связанные с доставкой на азиатские рынки: у Vale они составляют около 14,1 долл./тонн, тогда как у австралийских конкурентов – только 3,50 долл. Но в условиях глобального избытка поставок, покупателей найти непросто.

Поскольку крупные производители руды не предсказывают ее дефицита в обозримом будущем, оптимальными кандидатами на приобретение железорудных активов могут быть стратегические покупатели – потребители или трейдеры. Эта модель вполне оправдала себя в прошлом. Например, Mitsui & Co, Nippon Steel и Sumitomo Metal Industries сейчас владеют почти половиной акций Robe River, предприятия Rio Tinto, а китайский завод Hunan Valin в 2009 году выручил Fortescue из трудной ситуации, подписавшись на размещение ее акций. Но сейчас иная ситуация. Со ссылкой на информированные, но анонимные источники, агентство Bloomberg сообщало, что Vale ведет переговоры с азиатскими горнорудными компаниями, но успехов пока нет.

Крупнейшие торговые дома Японии, ранее охотно приобретавшие активы в периоды спадов, сейчас не видят перспектив восстановления сырьевых рынков. В Китае, крупнейшие сталелитейные заводы и горнорудные компании могли бы, вероятно, получить доступ к правительственным деньгам, но большинство из них сейчас слишком занято зализыванием ран, чтобы думать о приобретениях.

По мнению источников Bloomberg, один из самых интересных вариантов – China Shenhua Energy, крупнейшая в мире угольная компания. Это одна из немногих фирм, бюджет которых позволяет рассматривать подобные сделки, причем у нее есть опыт добычи и транспортировки насыпного сырья, поэтому она вполне способна сработаться с Vale. Ну, а активы в железорудном бизнесе помогут компании сбалансировать риски, обусловленные спадом потребления энергетического угля в Китае.

Могут заинтересоваться такой сделкой и производители стали. Например, южнокорейская Posco, японские NSSMC и JFE могут позволить себе такое приобретение. То же можно сказать и о китайской Baosteel, хотя эта компания скептически относится к перспективам спроса. Кроме того, всегда существует возможность, что скупщики компаний типа HNA или суверенные фонды могут решить, что сейчас – подходящее время для приобретения железорудных активов.

И действительно, приобретение в этом сегменте можно сделать по достаточно низкой цене, когда Citigroup предсказывает снижение цен до 46 долл. В четвертом квартале и до 42 долл. в 2017 году, а прогнозы Goldman Sachs Group и Morgan Stanley на четвертый квартал составляют 40 и 35 долл. соответственно.

Галина Резник

МинПром

Новини

15 Жовтня 2024

Франція закликала посилити моніторинг експорту російського газу до ЄС

Україна має апелювати до норми щодо форс-мажору у питаннях екологічного мита СВАМ

Виробники з зони бойових дій зможуть отримати гранти від держави

Індія різко скоротила закупівлі вугілля з Росії 

Держбанки готові надавати кредити на встановлення об’єктів генерації у громадах

Worldsteel очікує зниження світового попиту на сталь

Запоріжсталь виділила 8 млн грн на кондиціонер для прокатного стану

Україна накопичила достатньо газу та вугілля для проходження зими

Стефанчук підписав закон про підвищення податків

Уряд дозволив ФДМУ продати підприємство з виробництва газобетону Аерок

Гетманцев підрахував обсяг не задекларованих податків

Інтерпайп займає лідерські позиції на європейському ринку щодо декарбонізації

Acciaierie d’Italia перезапускає доменну піч №1

Nippon Steel має намір отримати держсубсидію на будівництво нових електродугових печей

Ціни на руду знижуються в очікуванні звітів гірничодобувних компаній

Rio Tinto завершила придбання акцій Mitsubishi в австралійському алюмінієвому заводі

ВСІ НОВИНИ ⇢