Покрошить Волыньуголь
ПублікаціїКабинет министров распорядился приватизировать шахту "Бужанская", крупнейшую из тех, что работают на Волыни. Продать ее будет непросто ввиду сомнительной привлекательности. Но если затея вдруг окажется удачной, то послужит толчком к ликвидации государственного предприятия "Волыньуголь".
По гривне штука
"Бужанская" – это как раз тот случай приватизации в углепроме, который ложится в схему «шахта за гривню». По данным Кабмина, в 2015 г. ее просроченная кредиторская задолженность превысила 84 млн грн, из которых 56,4 млн грн приходится на долги перед бюджетом и еще 4,3 млн грн – перед своими работниками по зарплате. Но даже не это самое слабое место. Высокая зольность и бедность пластов не позволяют вывести добычу на "Бужанской" даже на нулевую рентабельность. В прошлом году шахта получила от государства более 34 млн грн на частичную компенсацию разницы между себестоимостью и рынком. Были случаи, что при себестоимости 2000-2800 грн за тонну бужанского угля, его приходилось сбывать по 800 грн/тонну.
Частному владельцу никто ничего погашать не будет. Более того, чтобы зарабатывать на добыче, ему придется вкладывать значительные средства в модернизацию шахты и обустройство лав. В эксплуатации "Бужанская" находится уже более 20 лет. По методологии JORC запасы ее не оценивались, но подсчетам "Волыньугля" составляют 5,5 млн тонн, из которых 3,5 млн тонн добываемые. Этого должно хватить как минимум на 10-20 лет работы, зависимо от объемов добычи.
Максимальная проектная мощность шахты – 300 тыс. тонн угля в год, но реально она не дает и половины от этого: за прошлый год получено 123 тыс. тонн угля, за первое полугодие 2016-го – 74 тыс. тонн. В 2014-м вообще зафиксирован провал – "Бужанская" несколько месяцев простаивала и добыла только 83 тыс. тонн угля. Но даже при таких скромных объемах шахта обеспечивает сегодня более 70% всей добычи государственного предприятия "Волыньуголь". Кто-то из местных угольных генералов (а директора ГП в Нововолынске меняются, как кадры в слайд-шоу, причем иногда они возвращаются) мог бы и заглядеться на этот самый сытый кусок угольного пирога, протолкнув в Кабмине вопрос о его приватизации.
Как-то так совпало, что правительственному распоряжению о продаже "Бужанской" предшествовала вспышка протестной активности на шахте, включая отказ горняков спускаться в забой, требования уволить чуть ли не весь директорат "Волыньугля", поездка на встречу с министром Игорем Насалыком в Киев. Под влиянием этих событий в Кабмине решают отказаться от госконтроля над "Бужанской", а руководителя ГП "Волыньуголь" Валентина Киселева вынуждают написать заявление об уходе в отставку. Сейчас эта должность остается вакантной. Но, не исключено, что имя будущего руководителя сможет пролить свет и на личность потенциального покупателя "Бужанской".
В 2015 г. основные фонды шахты по остаточной стоимости оценивались примерно в 160 млн. грн., а объем инвестиций, необходимых хотя бы для сохранения ее работоспособности, – в 300 млн. грн. Ее единственная ныне действующая лава близка к истощению, тогда как замену для нее не подготовили. На бумаге проекты обустройства трех новых лав на шахте имеются, но финансировать работы государство не спешит. Чтобы ввести в эксплуатацию очередную лаву, необходимо еще пройти около 1000 м породы под землей, обеспечить весь этот путь крепежом, и все это с использованием морально устаревших проходческих комплексов и угольных комбайнов. Но тут вырисовывается некий замкнутый круг: если вкладывать деньги не только в горные работы, но и в закупку нового оборудования, то нет уверенности, что инвестиция окупятся; если не вкладывать, то сомнительно, что шахта сможет выйти в плюс.
Вольности зольности
По словам одного из экс-директоров "Бужанской" Игоря Романова, капитальная модернизация на объекте позволила бы увеличить мощность пласта с нынешних 70-80 см до 1,15 м, снизить зольность до стабильных 47-48% (в идеале – до 40%) и выйти на суточную добычу до 100 тонн. Еще один способ снизить производственные затраты, но очень щекотливый, – это сократить численность занятых на "Бужанской" работников, которых сейчас насчитывается около 1000 человек. Ранее даже озвучивалась ориентировочная планка сокращения – 20%. Однако эту неприятную процедуру государство не прочь повесить на будущего частного собственника. А заодно избавиться от регулярных шахтерских пикетов под окнами админзданий.
С другой стороны приватизация – это шанс прекратить многочисленные манипуляциями с волынским углем, иными словами – обворовыванием государства. К примеру, последняя из проверок, проведенная на "Бужанской" уже в текущем году, выявила на складах недостачу в более чем 4 тыс. тонн продукции. Кроме того, обнаружены и неточности в учете добываемого угля, что служило базой для образования остатков, проходящих мимо бухгалтерии. По подсчетам одного из действующих здесь профсоюзов, за 4 последних года из шахты незаконно вывели около 46 млн. грн. Но стоит отметить, что сегодня на "Бужанской" имеется целых 3 профсоюзных организации, остро враждующих между собой. Иногда доходит даже до рукопашной. И каждый профлидер бегает в Минэнергоугля со своей правдой.
Предметом спекуляций нередко является и одна из важнейших характеристик качества угля – его зольность. Как уже отмечалось, с этим у шахты существенные проблемы. Согласно министерским данным, подготовленным для потенциальных инвесторов, зольность пластов на "Бужанской" составляет 48,3%. Это плохой показатель, но, оказывается, есть резон как в его занижении, так и в его завышении. В первом случае все понятно: ниже зольность – значит, шахта может продать товар дороже, горняки получат премии. Однако если зольность будет выше нормы, то породу придется вести не на ТЭС, а в Червоноград на обогатительную фабрику. Для фабрики выгодно, чтобы бужанский уголь был плохого качества, а если ей договориться с директоратом шахты или ГП "Волыньуголь" об искусственном завышении зольности, то это станет выгодно и последним.
Одеяло на двух
Есть в составе "Волыньугля" еще 2 шахты – №9 и №10, где показатели зольности заметно ниже. Но первая из них подлежит закрытию, поскольку отработала уже свыше 50 лет, а вторую – уже 30 лет не могут достроить. "Десятка" для "Волыньугля", словно соломинка для утопающего. Но и эффект тот же. Во-первых, в Нововолынскую №10 уже вложено более 1 млрд грн государственных средств, но необходимо еще как минимум полмиллиарда, чтобы ввести в эксплуатацию хотя бы первую очередь. Во-вторых, установлено, что часть средств, выделяемых на проект, была использована не по целевому назначению, т.е. расхищена, но стройка продолжает оставаться хорошей кормушкой для госменеджеров и чиновников. В-третьих, Минэнергоугля Владимира Демчишина приняло решение выставить на приватизацию и шахту №10, пускай даже в ее нынешнем недостроенном виде. Разве что министра Игоря Насалыка убедят пересмотреть это решение.
На перспективы нововолынской "десятки" в профильном министерстве смотрят при этом весьма оптимистично, может, даже слишком. По проекту, новая шахта на первом этапе способна будет давать 450 тыс. тонн угольной продукции в год, а при выходе на полную мощность – показатель должен удвоиться. Причем после выхода на полную мощность запасов шахты хватит на 20 лет работы. Правда, хотелось бы подтвердить эти ожидания и серьезными экспертными исследованиями. Ну, и бюджетными ассигнованиями.
Пока же Минэнергоугля находится в ситуации, когда пытается одно короткое одеяло натянуть на два тела. В итоге одеяло не греет никого. Председатель Волынской облгосадминистрации Владимир Гунчик уже высказал опасение, что приватизация шахты "Бужанской" может быть проведена в ущерб Нововолынской №10. Ведь деньги на погашение долгов первой могут перебросить из бюджета развития второй. Чтобы развеять свои сомнения, Владимир Гунчик направил министру энергетики письмо с просьбой поделиться видением дальнейшей судьбы шахты №10. Игорь Насалык со своей стороны обещал приехать в Нововолынск при ближайшем удобном случае, чтобы лично ознакомиться с местной спецификой. Может, заодно и потенциального инвестора привезет, то ли портфельного, то ли карманного.
В любом случае передача в частные руки крупной по меркам Волыни, но небольшой в общеукраинском масштабе шахты "Бужанская" (пускай даже по символической цене) может иметь серьезное символическое значение. Продажа способна запустить более крупные приватизационные процессы в отрасли и положить начало исчезновению таких бесполезных надстроек, как государственные региональные угольные компании, наподобие "Волыньугля".
Ярослав Ярош
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram