Азиатские приключения Порошенко

Публікації

Путешествовать за счет налогоплательщиков по дальним экзотическим странам давно вошло в привычку у руководителей независимой Украины. Нынешний президент Петр Порошенко не стал изменять сложившейся традиции, отправившись в начале августа, в разгар сезона отпусков, в вояж по Юго-Восточной Азии.

Главный козырь Украины

О его итогах можно судить, ознакомившись с официальными новостями президентской пресс-службы. Итак, П.Порошенко и президент Индонезии Джоко Видодо обсудили вопросы усиления сотрудничества в области сельского хозяйства. "Мы подтвердили свою готовность поставлять товары", – сообщил, в частности, глава украинского государства. О самих поставках речи не идет – просто мы, получается, объявили, что не против индонезийцам что-нибудь продать. Вот только они пока ничего не готовы купить.

Кроме того, Украина и Индонезия усилят сотрудничество в образовательной сфере и обмен студентами для изучения украинского и индонезийского языков. Из практических мероприятий можно выделить разве что решение правительства Индонезии о введении безвизового режима для украинцев. По мнению П.Порошенко, это будет способствовать наплыву украинских туристов в далекую страну, в которую стоимость самого дешевого авиабилета составляет 8680 грн. в одну сторону.

Остальные мероприятия в ходе визита вряд ли имеют практическую ценность: в Джакарте П.Порошенко вместе с женой возложил цветы к монументу национальных героев "Калибата" и призвал индонезийских парламентариев встать на защиту прав крымских татар. Не менее насыщенной оказалась программа пребывания в Малайзии.

Там Марина Порошенко посетила центр развития для детей с аутизмом, а ее супруг выступил на бизнес-форуме, призвав местных инвесторов принять участие в приватизации украинских госпредприятий. Учитывая, что приватизация того же Одесского припортового завода, госпакетов энергокомпаний и угольных госшахт регулярно переносится из года в год на протяжении последних 7-8 лет, такой посыл можно рассматривать как приглашение приходить позавчера.

Еще более странное заявление президент сделал в Джакарте, рассказав в интервью местному телеканалу, в чем, по его мнению, заключается потенциал Украины и Индонезии с точки зрения экономической синергии: "У нас есть дешевая и очень квалифицированная рабочая сила, абсолютно фантастическая логистика". Во-первых, сложно сказать, что подразумевалось под фантастической логистикой – неужели провальный проект "Великого шелкового пути" в обход России, когда грузовой состав, с большой помпой отправленный из Ильичевска, 2 месяца простоял на китайско-казахстанской границе и вернулся в Украину пустым в виду отсутствия заказов на перевозку грузов?

Еще больше удивления вызывает тезис относительно дешевой рабсилы. Он, несомненно, мог бы сработать в диалоге с европейскими компаниями – учитывая высокие социальные стандарты в ЕС, а также соотношение курса гривны к евро. Но выставлять в качестве аргумента свою дешевую рабсилу в Юго-Восточной Азии, где сотни миллионов людей работают по 10-12 часов в день за горсть риса – все равно что ехать в Тулу со своим самоваром. Если же обратиться к официальным статистическим данным, то в Китае средняя зарплата 600-700 долл., в Таиланде 200-250 долл., в Индонезии – 200 долл. Средняя зарплата в Украине за июнь составила 5337 грн., или практически те же 200 долл. В чем тогда потенциал дешевой украинской рабсилы для тех же индонезийцев – абсолютно неясно.

Хотя, наверное, с точки зрения патриотизма украинцам должно быть очень обидно, что готовность горбатиться за копейки – единственное, что их президент предлагает потенциальным партнерам на переговорах. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, если взять хотя бы недавнюю историю с подписанием меморандума о сотрудничестве между ГП "Антонов" и американской корпорацией General Electrіc.

Речь идет о возможности поставки американских двигателей на самолеты Ан – которые до сих пор успешно летали на двигателях разработки запорожского ГП "КБ им. Ивченко" и производства запорожского объединения "Мотор-Сич". В связи с этим многолетний руководитель "Мотор-Сичи" Вячеслав Богуслаев обвинил министра инфраструктуры Владимира Омеляна в предательстве национальных экономических интересов.

Также можно вспомнить остановку при П.Порошенко флагмана украинской ракетно-космической промышленности, днепропетровского объединения "Южмаш", которое так и не возобновило работу. И тогда приходится с неохотой признать, что президент таки прав: никаких конкурентных преимуществ, кроме дешевой рабсилы, у нас не осталось… Хотя предложение он в любом случае сделал явно не по адресу.

Людей посмотреть и себя показать

Как уже отмечалось, в плане дешевой рабсилы ЮВА пока все еще может дать фору Украине. Именно поэтому южнокорейская корпорация Samsung размещает свое сборочное производство в Малайзии, японские автомобильные концерны Suzuki и Honda – в Таиланде, один из крупнейших мировых производителей шин Pirelli – в Индонезии, и т.д. Сами же "азиатские тигры" не особо рвутся в европейский регион с инвестициями. Здесь они присутствуют точечно: навскидку вспомнить можно разве что автосборочный завод южнокорейской Kia Мotors в Словакии да покупку китайской компанией Hebei Iron&Steel металлургического завода Zelezara Smederevo в Сербии.

Но это скорее исключения, лишь подтверждающее общее правило. Тем не менее все это не означает, что иметь дело со странами ЮВА невыгодно. Например, в ходе июньского визита канцлера Германии Ангелы Меркель в Китай были подписаны 24 контракта на общую сумму 2,73 млрд евро. Еще более впечатляющими были итоги предыдущей поездки в октябре 2015: тогда стороны заключили около 10 контрактов, из которых один только контракт на поставку в Китай пассажирских самолетов Airbus потянул на 15 млрд евро.

Не менее значимым оказался и майский визит президента США Барака Обамы во Вьетнам, в ходе которого подписаны коммерческие контракты на 16 млрд долл. Из них 11,3 млрд долл. получит американская корпорация Boeing за поставку 100 пассажирских самолетов, еще 3 млрд долл. – Pratt&Whitney за поставку авиадвигателей. Кроме того, стороны заключили договор о военно-техническом сотрудничестве, предусматривающий возобновление поставок американских вооружений для вьетнамской армии. Это означает новые многомиллиардные заказы для крупнейших военно-промышленных корпораций США – поскольку Вьетнам входит в топ-10 крупнейших мировых импортеров вооружений.

Итак, если сравнить практические результаты визитов глав различных государств в ЮВА, получим неутешительный вывод относительно КПД П.Порошенко. Ну нельзя же, в самом деле, записывать ему в актив, к примеру заявление посла Украины в Малайзии Александра Нечитайло о том, что малазийская нефтегазовая госкомпания Petronas может принять участие в добыче сланцевого газа в Украине? Ведь ключевым словом тут является "может" – может принять, а может и не принять. И действительно, по словам А.Нечитайло, малазийская сторона всего лишь подтвердила готовность на экспертном уровне изучить возможность привлечения компании Petronas к добыче углеводородов, в т.ч. сланцевого газа на территории Украины.

Т.е. пока топ-менеджеры Petronas не готовы даже сказать, а возможен ли хотя бы теоретически приход компании в Украину с инвестициями. Одним словом, остается надеяться, что среди многочисленных официальных мероприятий Петр Алексеевич и сопровождавшие его в поездке члены официальной делегации хотя бы нашли время покупаться в тамошних теплых морях и позагорать – ведь Малайзия и Индонезия знамениты своими тропическими пляжами с белым песком…

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

10 Жовтня 2024

Acerinox зупиняє завод в Іспанії через низький попит та втрату клієнтів

В Україні прискорилось зростання споживчіх цін

Японський експорт металобрухту продовжує скорочуватись

Україна підписала меморандум про співпрацю з Японською організацією зовнішньої торгівлі

Вперше в історії джерела з нульовим рівнем викидів вуглецю склали понад 40% електроенергії, виробленої у світі

В Україні зростає споживання електроенергії

Верховна Рада прийняла законопроєкт щодо збільшення податків

Німеччина не бачить причин для занепокоєння через можливе зупинення транзиту газу через Україну

SAIL та BHP підписали угоду щодо скорочення викидів вуглецю

Світовий банк прогнозує уповільнення економіки Китаю у 2025 році

Білоруський завод постачав до України добрива з РФ і Білорусі через компанію в ОАЕ

Транзит російської нафти через Україну зріс на 37% у вересні

Бразилія збільшує експорт залізної руди

Транспортування електроенергії є однією з найбільших проблем для українських компаній

УЗ у вересні 2024 року перевезла на експорт 2,36 млн тонн залізної руди

Енергоатом підготував до роботи в зимовий період всі 9 енергоблоків

ВСІ НОВИНИ ⇢