Азиатские приключения Порошенко
ПублікаціїПутешествовать за счет налогоплательщиков по дальним экзотическим странам давно вошло в привычку у руководителей независимой Украины. Нынешний президент Петр Порошенко не стал изменять сложившейся традиции, отправившись в начале августа, в разгар сезона отпусков, в вояж по Юго-Восточной Азии.
Главный козырь Украины
О его итогах можно судить, ознакомившись с официальными новостями президентской пресс-службы. Итак, П.Порошенко и президент Индонезии Джоко Видодо обсудили вопросы усиления сотрудничества в области сельского хозяйства. "Мы подтвердили свою готовность поставлять товары", – сообщил, в частности, глава украинского государства. О самих поставках речи не идет – просто мы, получается, объявили, что не против индонезийцам что-нибудь продать. Вот только они пока ничего не готовы купить.
Кроме того, Украина и Индонезия усилят сотрудничество в образовательной сфере и обмен студентами для изучения украинского и индонезийского языков. Из практических мероприятий можно выделить разве что решение правительства Индонезии о введении безвизового режима для украинцев. По мнению П.Порошенко, это будет способствовать наплыву украинских туристов в далекую страну, в которую стоимость самого дешевого авиабилета составляет 8680 грн. в одну сторону.
Остальные мероприятия в ходе визита вряд ли имеют практическую ценность: в Джакарте П.Порошенко вместе с женой возложил цветы к монументу национальных героев "Калибата" и призвал индонезийских парламентариев встать на защиту прав крымских татар. Не менее насыщенной оказалась программа пребывания в Малайзии.
Там Марина Порошенко посетила центр развития для детей с аутизмом, а ее супруг выступил на бизнес-форуме, призвав местных инвесторов принять участие в приватизации украинских госпредприятий. Учитывая, что приватизация того же Одесского припортового завода, госпакетов энергокомпаний и угольных госшахт регулярно переносится из года в год на протяжении последних 7-8 лет, такой посыл можно рассматривать как приглашение приходить позавчера.
Еще более странное заявление президент сделал в Джакарте, рассказав в интервью местному телеканалу, в чем, по его мнению, заключается потенциал Украины и Индонезии с точки зрения экономической синергии: "У нас есть дешевая и очень квалифицированная рабочая сила, абсолютно фантастическая логистика". Во-первых, сложно сказать, что подразумевалось под фантастической логистикой – неужели провальный проект "Великого шелкового пути" в обход России, когда грузовой состав, с большой помпой отправленный из Ильичевска, 2 месяца простоял на китайско-казахстанской границе и вернулся в Украину пустым в виду отсутствия заказов на перевозку грузов?
Еще больше удивления вызывает тезис относительно дешевой рабсилы. Он, несомненно, мог бы сработать в диалоге с европейскими компаниями – учитывая высокие социальные стандарты в ЕС, а также соотношение курса гривны к евро. Но выставлять в качестве аргумента свою дешевую рабсилу в Юго-Восточной Азии, где сотни миллионов людей работают по 10-12 часов в день за горсть риса – все равно что ехать в Тулу со своим самоваром. Если же обратиться к официальным статистическим данным, то в Китае средняя зарплата 600-700 долл., в Таиланде 200-250 долл., в Индонезии – 200 долл. Средняя зарплата в Украине за июнь составила 5337 грн., или практически те же 200 долл. В чем тогда потенциал дешевой украинской рабсилы для тех же индонезийцев – абсолютно неясно.
Хотя, наверное, с точки зрения патриотизма украинцам должно быть очень обидно, что готовность горбатиться за копейки – единственное, что их президент предлагает потенциальным партнерам на переговорах. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, если взять хотя бы недавнюю историю с подписанием меморандума о сотрудничестве между ГП "Антонов" и американской корпорацией General Electrіc.
Речь идет о возможности поставки американских двигателей на самолеты Ан – которые до сих пор успешно летали на двигателях разработки запорожского ГП "КБ им. Ивченко" и производства запорожского объединения "Мотор-Сич". В связи с этим многолетний руководитель "Мотор-Сичи" Вячеслав Богуслаев обвинил министра инфраструктуры Владимира Омеляна в предательстве национальных экономических интересов.
Также можно вспомнить остановку при П.Порошенко флагмана украинской ракетно-космической промышленности, днепропетровского объединения "Южмаш", которое так и не возобновило работу. И тогда приходится с неохотой признать, что президент таки прав: никаких конкурентных преимуществ, кроме дешевой рабсилы, у нас не осталось… Хотя предложение он в любом случае сделал явно не по адресу.
Людей посмотреть и себя показать
Как уже отмечалось, в плане дешевой рабсилы ЮВА пока все еще может дать фору Украине. Именно поэтому южнокорейская корпорация Samsung размещает свое сборочное производство в Малайзии, японские автомобильные концерны Suzuki и Honda – в Таиланде, один из крупнейших мировых производителей шин Pirelli – в Индонезии, и т.д. Сами же "азиатские тигры" не особо рвутся в европейский регион с инвестициями. Здесь они присутствуют точечно: навскидку вспомнить можно разве что автосборочный завод южнокорейской Kia Мotors в Словакии да покупку китайской компанией Hebei Iron&Steel металлургического завода Zelezara Smederevo в Сербии.
Но это скорее исключения, лишь подтверждающее общее правило. Тем не менее все это не означает, что иметь дело со странами ЮВА невыгодно. Например, в ходе июньского визита канцлера Германии Ангелы Меркель в Китай были подписаны 24 контракта на общую сумму 2,73 млрд евро. Еще более впечатляющими были итоги предыдущей поездки в октябре 2015: тогда стороны заключили около 10 контрактов, из которых один только контракт на поставку в Китай пассажирских самолетов Airbus потянул на 15 млрд евро.
Не менее значимым оказался и майский визит президента США Барака Обамы во Вьетнам, в ходе которого подписаны коммерческие контракты на 16 млрд долл. Из них 11,3 млрд долл. получит американская корпорация Boeing за поставку 100 пассажирских самолетов, еще 3 млрд долл. – Pratt&Whitney за поставку авиадвигателей. Кроме того, стороны заключили договор о военно-техническом сотрудничестве, предусматривающий возобновление поставок американских вооружений для вьетнамской армии. Это означает новые многомиллиардные заказы для крупнейших военно-промышленных корпораций США – поскольку Вьетнам входит в топ-10 крупнейших мировых импортеров вооружений.
Итак, если сравнить практические результаты визитов глав различных государств в ЮВА, получим неутешительный вывод относительно КПД П.Порошенко. Ну нельзя же, в самом деле, записывать ему в актив, к примеру заявление посла Украины в Малайзии Александра Нечитайло о том, что малазийская нефтегазовая госкомпания Petronas может принять участие в добыче сланцевого газа в Украине? Ведь ключевым словом тут является "может" – может принять, а может и не принять. И действительно, по словам А.Нечитайло, малазийская сторона всего лишь подтвердила готовность на экспертном уровне изучить возможность привлечения компании Petronas к добыче углеводородов, в т.ч. сланцевого газа на территории Украины.
Т.е. пока топ-менеджеры Petronas не готовы даже сказать, а возможен ли хотя бы теоретически приход компании в Украину с инвестициями. Одним словом, остается надеяться, что среди многочисленных официальных мероприятий Петр Алексеевич и сопровождавшие его в поездке члены официальной делегации хотя бы нашли время покупаться в тамошних теплых морях и позагорать – ведь Малайзия и Индонезия знамениты своими тропическими пляжами с белым песком…
Игорь Воронцов
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram