Дракон затаился, или Эпилог к G20

Публікації

Сокращение избыточных стальных мощностей в Китае стало одним из самых обсуждаемых вопросов на саммите лидеров стран Большой двадцатки в Ханчжоу 4-5 сентября. На первый взгляд, его итоги дают металлургам повод для оптимизма: Китай согласился на международный контроль над процессом вывода из эксплуатации "лишних" мартенов и конвертеров. Однако эксперты полагают, что радоваться рано – рынки останутся под давлением дешевой китайской стали в обозримом будущем.

Впервые о том, что в мире стало слишком много сталеплавильных предприятий и с этим надо что-то делать, на высшем уровне заговорили в мае текущего года. Это произошло на саммите G7 в японском Исэ-Сима. Но тогда аудитория была не совсем подходящая – обсуждать проблему следовало в более широком кругу. Именно поэтому в итоговом коммюнике лидеры G7 лишь подчеркнули решимость бороться с избытком глобального стального перепроизводства.

А уже в Ханчжоу глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер не сдерживал эмоций, жестко заявив о намерении защищать интересы европейской сталелитейной промышленности и ее работников. Металлургический сектор Европы потерял десятки тысяч рабочих мест в течение последних нескольких лет, в том числе из-за недобросовестной конкуренции со стороны Китая, подчеркнул Ж.-К. Юнкер. Поэтому, по его словам, для Китая важно принять глобальный мониторинг избыточных мощностей в секторе черной металлургии.

Дело в том, что кризис мирового перепроизводства стали возник не вчера: он начался еще в 2012 одновременно с замедлением темпов роста китайской экономики, которая больше не может поглощать металлопродукцию в прежних объемах. Как следствие, начал расти ее экспорт. В результате буквально на всех рынках пошел обвал цен, а местные производители ощутили себя не в своей тарелке. Им пришлось останавливать предприятия со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями: сокращение рабочих мест, налоговых поступлений и т.д.

Неудивительно, что критика в адрес китайских металлургов, получающих от государства налоговые преференции и льготные кредиты, становилась все громче и жестче. В итоге правительство КНР было вынуждено объявить о планах по сокращению 100-150 млн тонн стальных мощностей до 2020 года включительно. Из них 45 млн тонн должны быть выведены уже до конца текущего года. На эти цели властями выделено приличное финансирование – 4,62 млрд долл.

Но, как и следовало ожидать, процесс реструктуризации быстро застопорился. К примеру, в провинции Хебэй, в которой сосредоточено порядка 25% всего стального производства КНР, до конца года собирались полностью прекратить сталеплавильное производство на 31 млн тонн. По факту за январь-июль закрыто лишь 6 устаревших метзаводов на 3,18 млн тонн. Т.е. реализация плана составила каких-то 10%. Таким образом, сказать, что китайские металлурги отстают от задекларированных показателей – это самая мягкая трактовка происходящего.

Именно поэтому и возник вопрос о международном контроле за процессом закрытия метзаводов в КНР – с целью простимулировать тамошние власти к выполнению взятых обязательств. После переговоров в Ханчжоу Барака Обамы с председателем КНР Си Цзяньпином администрация президента США распространила совместное заявление, в котором указывается, что Китай приветствуют создание Глобального форума по стальным мощностям, призванного обеспечить контроль за сокращением избыточного производства – при активном участии членов G20 и заинтересованных стран-членов ОЭСР.

Итак, видимое впечатление: официальный Пекин под внешним давлением опять пошел на уступки. В этом контексте обращает внимание заявление крупнейшей китайской меткомпании Baosteel, глава которой Дай Жихао 31 августа пообещал до 2018 года сократить 12,2 млн тонн металлургической мощности вместо ранее анонсированных 9,2 млн тонн. Но означает ли это, что теперь программа закрытия метзаводов в КНР будет выполняться по-настоящему и на мировых рынках можно ожидать устойчивого укрепления цен?

Аналитик ГП "Укрпромвнешэкспертиза" Олег Гнитецкий в комментарии МинПрому выразил мнение, что обольщаться по данному поводу не стоит. Он напомнил, что общая производительность китайских метзаводов составляет порядка 1,2 млрд тонн, тогда как выплавляют они сейчас чуть более 800 млн тонн стали в год. "То есть китайцы закрывают и режут на металлолом неработающие заводы – при этом продолжая строить новые. Поэтому сокращение мощностей худо-бедно ведется, но это не повлияет на текущие объемы производства в КНР", – пояснил он.

О.Гнитецкий напомнил, что, несмотря на волну антидемпинговых расследований против китайской стали в текущем году, ее экспорт за январь-июль вырос на 8,6% к аналогичному периоду 2015, до 67,57 млн тонн. Таким образом, есть основания полагать, что и по итогам года показатель увеличится, обновив прошлогодний рекорд в 112,4 млн тонн. Соответственно, нет предпосылок для кардинального улучшения баланса рынка и ценовой конъюнктуры на сталь в связи с последними решениями на саммите G20 в Ханчжоу.

Аналитик компании Concorde Capital Роман Тополюк также обращает внимание, что объемы китайского стального экспорта не падают и есть прогнозы по их росту до конца 2016. Это связано с тем, что снижение внутреннего потребления китайские производители пытаются компенсировать экспортом, пояснил эксперт. "Интенсивные разговоры о необходимости уменьшения производства стали в Китае ведутся уже месяцев 10 – но пока, как мы видим, они не привели к реальным результатам", – подчеркнул Р.Тополюк.

Он также выразил мнение, что результаты саммита G20 не повлияют на процесс сокращения метмощностей в КНР. Создание Глобального форума пока остается декларацией и лишено конкретики, позволяющей судить об эффективности данного инструмента, пояснил представитель Concorde Capital. "Руководство Китая по итогам саммита назвало те же цифры, которые уже озвучивались ранее: сокращение 100-150 млн тонн в течение 5 лет. До кризиса 2008 года в КНР также говорили о сокращении мощностей, но его в итоге так и не произошло", – напомнил он.

Вместе с тем эксперт отметил, что официальный Пекин предпринял определенные шаги для сокращения угледобывающих мощностей – и это уже привело к серьезному повышению мировых цен на коксующийся уголь: в 2 раза с начала года. По его мнению, угроза лишиться статуса страны с рыночной экономикой в рамках Всемирной торговой организации все же заставит правительство КНР пойти на сокращения в стальной отрасли: "Часть мощностей с рынка им все же придется уводить. Но решение о сокращении мощностей – не такое простое, и китайские металлурги будут стремиться оставаться на рынке любыми способами".

Генеральный директор комбината "Запорожсталь" Ростислав Шурма в комментарии МинПрому выразил мнение, что у государств "большой двадцатки" есть достаточно инструментов для сокращения избыточных металлургических мощностей. "Из-за перепроизводства многие предприятия сейчас работают на грани рентабельности или даже в убыток – что ведет к негативным социальным последствиям", – сказал он. Р.Шурма отметил, что при этом для каждой из стран G20 металлургия является важным сектором экономики с точки зрения рабочих мест, добавленной стоимости и т.д.

 

"Решение об ограничении производства стали будет приниматься странами, исходя из своих национальных интересов и внутриполитической ситуации, а не каких-либо международных договоренностей. То есть все будет зависеть от внутренней ситуации в этих государствах, а ее спрогнозировать сложно. В отличие от Украины, где все происходит наоборот", – подчеркнул гендиректор "Запорожстали".

 

Он также отметил, что если правительству КНР удастся в рамках объявленной программы реформ перейти от инвестиционно-экспортной модели экономики к потребительской, по типу западных стран – серьезное сокращение метмощностей действительно может произойти. Если же нет – Китай сделает все, чтобы сохранить металлургию, несмотря на международное давление, предположил Р.Шурма.

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

15 Жовтня 2024

Франція закликала посилити моніторинг експорту російського газу до ЄС

Україна має апелювати до норми щодо форс-мажору у питаннях екологічного мита СВАМ

Виробники з зони бойових дій зможуть отримати гранти від держави

Індія різко скоротила закупівлі вугілля з Росії 

Держбанки готові надавати кредити на встановлення об’єктів генерації у громадах

Worldsteel очікує зниження світового попиту на сталь

Запоріжсталь виділила 8 млн грн на кондиціонер для прокатного стану

Україна накопичила достатньо газу та вугілля для проходження зими

Стефанчук підписав закон про підвищення податків

Уряд дозволив ФДМУ продати підприємство з виробництва газобетону Аерок

Гетманцев підрахував обсяг не задекларованих податків

Інтерпайп займає лідерські позиції на європейському ринку щодо декарбонізації

Acciaierie d’Italia перезапускає доменну піч №1

Nippon Steel має намір отримати держсубсидію на будівництво нових електродугових печей

Ціни на руду знижуються в очікуванні звітів гірничодобувних компаній

Rio Tinto завершила придбання акцій Mitsubishi в австралійському алюмінієвому заводі

ВСІ НОВИНИ ⇢