Бюджет с покемонами
Публікації21 сентября Кабинет министров публично представил в Верховной Раде проект бюджетного закона на 2017 г. под амбициозным слоганом "Честный бюджет". Премьер Владимир Гройсман призвал не превращать его обсуждение в "шоу покемонов", а решать вопросы путем честного диалога и профессионального подхода. Правда, скрытый дефицит, обнаруженный экспертами в бюджете, никак не вяжется со стандартами прозрачности, а ряд нестыковок в цифрах – с высоким профессионализмом. Покемоны сами выскакивают из законопроекта, как чертики из табакерки.
Жесткие сроки
В чем не упрекнешь команду Гройсмана, так это в недисциплинированности. В отличие от большинства "попередников" нынешний Кабмин подал бюджетный проект на рассмотрение Верховной Рады рекордно рано. Хотя эта оперативность отнюдь не гарантирует, что за окончательную редакцию депутаты будут голосовать не под новогодней елкой. По прогнозам спикера ВР Андрея Парубия, сейчас есть шанс закончить бюджетный процесс до конца ноября. Президент Петр Порошенко дал чуть больше запаса времени – до 9 декабря. Все зависит от того, насколько затянутся торги депутатских групп между первым, вторым и третьим чтениями. Или точнее, от того, насколько быстро В.Гройсман сумеет стянуть 226 голосов под свой "честный бюджет".
Как считает политолог Владимир Фесенко, голосование в первом чтении будет пробой пера, чтобы оценить договороспособность депутатских групп и фракций, а уже на втором, третьем чтении начнутся серьезные, предметные торги. Своими силами правительственной коалиции (БПП и "Народный фронт") бюджет через Верховную Раду не протолкнуть, поэтому искать союзников придется обязательно. В той или иной степени с критикой поданного законопроекта выступили представители всех фракций, в т. ч. и провластных. Но наиболее радикальную позицию занимают пока Блок Юлии Тимошенко и Оппозиционный блок.
В то же время исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко в своем блоге высказал предположение, что на быстроту принятия закона в текущем году очень сильно будет влиять фактор МВФ. По его мнению, парламент "закован" в строжайшие временные рамки, поскольку следующее заседание Международного валютного фонда, на котором может быть рассмотрен украинский вопрос, – это 20 ноября. Тогда и будет приниматься решение о выделении Украине очередного транша на 1,3 млрд долл. Кабинет В.Гройсмана в своих бюджетных расчетах исходит из твердой предпосылки, что эти деньги придут. Иначе и без того нестойкий бюджетный баланс рискует рассыпаться вовсе.
Завышенные ожидания
Экс-вице-премьер многих правительств, а сегодня нардеп от президентского блока Виктор Пинзеник считает, что бюджет-2017 в нынешнем варианте построен на завышенных ожиданиях по доходам, к тому же в нем прослеживается скрытый дефицит. По оценкам авторитетного экономиста, реальный дефицит составляет не меньше 100 млрд грн., а не 77 млрд грн., как записано в кабминовском документе. О том, что в проект бюджета заложены завышенные макроэкономические показатели, поспешил заявить и лидер депутатской группы "Возрождение" Виталий Хомутынник. Это один из тех парламентских кружков, которые претендуют на "золотую акцию" в голосовании по бюджету. Однако нельзя не согласиться с господином Хомутынником в том, что из-за заведомо недостижимых цифр, которые красиво выглядят на бумаге, впоследствии в бюджете образовываются крупные дыры. В текущем году, по его оценкам, бюджет недополучит 17 млрд грн., запланированных как поступления от приватизации, и еще порядка 10 млрд грн. по другим статьям.
В том, что бюджет-2016 выполняется не в полной мере, вынужден признаться и сам Кабинет министров. В информационных материалах для Верховной Рады, прилагаемых к проекту №5000, констатируется, что за период января-июля текущего года план по бюджетным доходам выполнен лишь на 96%. Это хуже, чем было в 2015-м, когда зафиксировано перевыполнение плана на 8%, и даже хуже, чем в 2014-м, когда война с Россией только началась, – тогда план был выполнен на 97%. В Кабмине нынешнее отставание объясняют непоступлением ожидаемых средств от Национального банка, а также недостаточными поступлениями по рентной плате и ввозным пошлинам. Впрочем, гораздо больше настораживает другая диспропорция: доходы бюджета за 7 месяцев 2016 г. выросли на 13,7 млрд грн. (4,7%), а издержки – на целых 60,6 млрд грн. (21%) Другими словами, страна продолжает жить не по средствам.
Дисбаланс между доходами и издержками – это прямой путь к увеличению долговой нагрузки. И в 2017 г. имеются все предпосылки для ее дальнейшего роста. Так, на возврат и обслуживание задолженности в проекте бюджета на следующий год предусмотрено 241 млрд грн., что более чем вдвое превышает объем вложений в обороноспособность страны. А на эту приоритетную задачу Кабмин зарезервировал 5% от ожидаемого ВВП – 113,1 млрд грн. При этом он планирует занимать денег больше, чем отдает. Соотношение таково: государство намерено суммарно получить взаймы 175 млрд грн., а вернуть по старым долгам только 130 млрд грн. Отчасти хорошей новостью можно считать разве что географический сдвиг в структуре заимствований: 60% от всех кредитных поступлений 2017 г.планируется привлечь внутри страны, соответственно, только 40% – за ее пределами. С отечественными кредиторами властям всегда легче договариваться, несмотря даже на то, что процентные ставки у них несколько выше, чем у иностранных финансистов.
Инфляционный Пикачу
Еще один бюджетный покемон прячется за показателем роста ВВП. Кабмин рассчитывает на 3% в 2017 гг., и на 4% – в 2018 и 2019 гг. Эксперты говорят, что такие показатели не обещают экономического прорыва (для этого нужен рост ВВП хотя бы 5% в год), но они более или менее реалистичны. Всемирный банк в своих оценках роста украинской экономики в 2017 г. был еще сдержаннее и дал всего 2%. Как объясняют аналитики ВБ, реформы, проведенные в Украине с 2014 г., позволили стабилизировать экономику, но они недостаточны для того, чтобы обеспечить ее быстрый рост. Впрочем, такие парламентские персонажи, как Олег Ляшко, вообще не верят в экономический подъем. Даже скромный 3%-ный прирост ВВП он назвал блефом. Более рациональные представители Верховной Рады не отрицают, что рост возможен, но переживают, что все его плоды съест инфляция.
О том, что выполнить бюджет, поданный в Верховную Раду Кабмином, можно только за счет экономического чуда или инфляции, уже заявил упоминаемый выше Виктор Пинзеник. Глава комитета экономистов Украины Андрей Новак также считает, что рост ВВП и доходов в 2017 г. вполне возможен, но не благодаря усилиям правительства и НБУ, а как результат инфляционных процессов. Заявления же В.Гройсмана о повышении на 20-30% зарплат докторам и учителям только подтолкнут этот маховик. Глава Оппозиционного блока в Верховной Раде Юрий Бойко во время первого обсуждения бюджетного проекта в парламентском зале спрогнозировал, что реальная инфляция в 2017 г. составит не менее 11%, а девальвация – 15%. Но не 8%, как уверяет Кабмин.
До детального постатейного анализа бюджетного документа за последние пару дней ни у депутатов, ни у аналитиков руки пока не дошли. Хотя даже при чтении по диагонали уже выпрыгивают странные покемончики. Например, только самые отчаянные оптимисты верят в поступление 10,5 млрд грн. от спецконфискации, если учесть, что в самом парламенте нет достаточного количества желающих принимать соответствующий закон. 22 сентября такая попытка проваливалась трижды. Да и на поверку значительная часть активов, которые потенциально могут быть конфискованы, может оказаться ничего не стоящими ценными бумагами. Очень неоднозначным пунктом в законопроекте является выделение 1 млрд грн. на поддержку себестоимости добываемого в Украине угля государственными предприятиями – это в 4 раза больше, чем предусмотрено в текущем году. И совсем уж непонятно, как в тройке регионов, которым обещаны самые крупные объемы господдержки из бюджета, после Харьковской и Киевской областей оказалась Винницкая. Если только не вспомнить, что это малая родина В.Гройсмана. Да, и Петра Порошенко, кстати.
Ярослав Ярош
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram