Экспорт голубых кровей

Публікації

Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.

На лето в Одессу

9 августа на территории контейнерного терминала компании "ТИС" в порту Южном под Одессой открылся новый комплекс для складирования и перегрузки так называемой "голубой арматуры" – проката, тщательно защищаемого от коррозионных воздействий. Объект был построен специально под нужды криворожского АМКР. Последний не вложил в строительство ни копейки, но дал стивидору гарантии его максимальной загрузки. Согласно утверждениям руководства "ТИС" комплекс возвели за рекордные 5 месяцев, потратив на это 4,5 млн долл.

Его годовая перевалочная способность – 550 тыс. тонн грузов. Единовременно же он может вместить до 40 тыс. тонн металлопродукции. Номинально склад ориентирован на арматуру нежных кондиций, поскольку способен обеспечить водонепроницаемость и максимально оперативную погрузку на корабль. Но по большому счету АМКР может хранить здесь любой вид производимого проката. Партнерство с "ТИС" дает криворожскому меткомбинату большую маневренность в логистике и позволяет распрощаться с портом "Ольвия" (бывший Октябрьск). Несколько лет назад в АМКР даже задумывались о приватизации последнего, но процесс затянулся, и теперь компания Лакшми Митталла утратила к нему интерес. Тем более что одним портовым объектом в Николаеве – "Никмет-Терминал" – АМКР уже владеет. Для дифференциации ему важнее иметь базу в районе Большой Одессы.

"Мы намерены полностью загрузить данный комплекс", – заявила на совместном с "ТИС" открытии новой перевалки заместитель генерального директора АМКР по маркетингу и сбыту Анастасия Татарульева. По ее словам, объемы отправки грузов на экспорт через Южный и Николаев теперь будут сопоставимыми. Правда, из контекста не до конца понятно, касается ли это утверждение только арматуры, или других видов продукции тоже. Ведь сегодня на экспорт отправляется боле 80% производимого на АМКР товара, в частности, почти 4,8 млн тонн проката (показатель 2016 г.).

Стоит отметить, что одним портовым складом для "голубой арматуры" АМКР уже оперирует в Николаеве. Открыт он был 2 года назад. И его пропускная мощность в два с лишним раза меньше, чем у совместного с "ТИС" детища. Крытые склады "Никмет-Терминала" вмещают 16 тыс. тонн арматурной продукции за раз и позволяют отправить около 200 тыс. тонн на экспорт в целом за год. Разница и в том, что в Южном гавань существенно глубже: там могут грузить на суда вместимостью в 50 тыс. тонн против 38 тыс. тонн николаевских – экономия на фрахте налицо. Но с другой стороны железнодорожное плечо из Кривого Рога на Николаев короче, чем на Одессу. При этом на "Никмете" АМКР – полноправный хозяин, у "ТИС" – хотя и весьма желанный, но все же гость. Поэтому комбинату действительно есть смысл плюс-минус равномерно распределять экспортные потоки между двумя направлениями.

Голубые дали

"Голубая арматура" – это один из самых дорогих продуктов, выпускаемых АМКР. Поэтому с ним так и носятся. Чтобы отличить от подобных, прутья на срезе окрашивают в аристократический голубой цвет. Частично в этом можно усмотреть хитрые происки маркетинга. Частично – есть рациональное зерно. В арабском мире такая металлопродукция "голубых кровей" приобрела особую популярность. Так почему бы не воспользоваться этим обстоятельством для наращивания продаж?

Голубой срез – это условная метка дополнительного качества. Оно свидетельствует, что такая арматура транспортируется к месту назначения только в крытых вагонах и ни в коем случае не должна храниться под открытым небом, чтобы на нее не попадала влага. Таким образом ее защищают от образования ржавчины. А значит, поступив к покупателю, товар не требует никакой дополнительной антикоррозионной обработки (соответственно, экономятся время и деньги), а может сразу использоваться в строительных железобетонных конструкциях.

Железобетон – это, образно говоря, одно тело, создаваемое из арматурного каркаса и бетонной массы. Арматура работает на растяжение, бетон на сжатие и защиту конструкции. Если арматура будет покрыта слоем ржавчины, то прочностные показатели нарушатся, уменьшится степень ее сцепления с бетоном, снизятся поперечное сечение и несущая способность. Так что тот, кто покупает арматуру с голубым ободком, в итоге действительно выигрывает.

Основными ценителями этого криворожского VIP-продукта сегодня являются страны Ближнего Востока и Персидского залива (Ливан, ОАЭ, Саудовская Аравия, Ирак) и Северной Африки (Египет, Алжир, Марокко, Тунис, Ливия). Ряд из них реализуют масштабные высокотехнологические проекты, которые требуют самых качественных строительных материалов. Например, в Саудовской Аравии продолжаются работы по созданию "Джидда-сити" – фактически нового ультрасовременного города в пустыне, центром которого должен стать высочайший на планете 167-метровый небоскреб. Эмираты же вовсю готовятся ко Всемирной выставке "Экспо-2020", к началу которой планируется завершить серию грандиозных строек, начиная от непосредственно выставочной площадки и заканчивая несколькими искусственными островами и амбициозным Музеем будущего.

Несомненно, все эти планы у маркетологов "ArcelorMittall Кривой Рог" на карандаше. В сегменте арматуры комбинат является беспрекословным лидером среди украинских экспортеров. Так, в прошлом году страна в целом отправила за рубеж 2,8 млн тонн сортового проката, и более 2 млн из них составила продукция АМКР. При этом отгрузки на ближневосточные рынки выросли примерно на 15%, а в отдельные страны – и того больше. Например, поставки в Египет увеличились более чем на 40%, в Ливан – в 10 раз. Правда, в случае с Ливаном просто маленькой была начальная сравнительная база. В позапрошлом году он купил только 15 тыс. тонн украинской арматуры, в прошлом – 150 тыс. тонн. Вот и десятикратный рывок. А в ситуации с Египтом успешное продвижение на рынке обернулось введением антидемпинговых пошлин на украинскую продукцию в июне 2017 г.

Морвокзал на двоих

ArcelorMittal контролирует сегодня 17 портовых терминалов по всему миру. Такое число – знак системного подхода. И предположение о том, что группа потенциально заинтересована взять в собственность клочок берега в порту Южном, не лишено почвы под собой. С другой стороны, у компании "ТИС" уже имеется прецедент подобной портовой кооперации с одним из крупных игроков украинского ГМК. С 2012 г. Полтавский ГОК является одним из участников совместного предприятия по перевалке железорудного сырья в Южном – "ТИС-Руда". Подобная практика может быть применима и к АМКР.

Кроме того, у украинских правоохранительных органов (в частности, НАБУ) периодически возникает интерес к активам в Украине российского бизнесмена Алексея Федорычева – одного из конечных бенефициаров компании "ТИС". Для спокойствия общего бизнеса тот рано или поздно может прийти к решению продать свою долю. И в этом случае Л.Миттал может рассматриваться как один из благонадежных и платежеспособных покупателей.

Да и без этого "ТИС" заинтересована в ослаблении своих инвестиционных рисков за счет привлечения партнеров. В утвержденном 20-летнем плане развития порта Южный на ключевого стивидора ложится и ключевая финансовая нагрузка. Так, "ТИС" совместно с инвесторами обязался построить здесь новый причал №37, где могут быть созданы мощности для перевалки до 2 млн тонн грузов в год, а также обновить причал №14, обустроив на его территории универсальный терминал генеральных грузов и место для разворота судов. Кроме того, реконструкции и дноуглублению подлежат находящиеся в оперативном управлении "ТИС" причалы № 15, 18-20. А в зоне причалов 21-23 компания анонсировала строительство нового контейнерного терминала с пропускной способностью до 350 тыс. TEU в период до 2023 г. На все это потребуется больше 1 млрд долл. инвестиций. Вполне логично, что "ТИС" будет вести переговоры с грузоотправителями (в т. ч. и с АМКР) о том, чтобы часть затрат они взвалили на себя.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

2 Травня 2024

Через активну роботу СЕС вдень в Україні зафіксований профіцит електроенергії

Іспанська Tubos Reunidos заявляє про намір стати першім у світі виробником труб без викидів вуглецю

ArcelorMittal закрил коксохімічне виробництво у місті Зениця

Проблеми з судноплавством у Червоному морі можуть тривати до кінця року

Австралія має намір побудувати 25 ГВт вітроенергетичних потужностей

Індійські металурги занепокоєні зростанням імпорту сталі

Одеський Стальканат у 2023 році скоротив чистий прибуток на 13,8%

Україні треба приєднуватись до світового тренду захисту від імпорту китайської сталі

Ворог пошкодив половину украінської енергосистеми

Укргазвидобування сягнуло рекордних показників буріння під час війни

Після розблокування кордону держбюджет додатково отримав 2,5 млрд грн

Свириденко прогнозує зростання економіки на рівні 4,6%

1 Травня 2024

НКРЕКП нарешті затвердила обсяг підтримки зелених електростанцій за 5 місяців 2023 року

Через санкції прибуток Металоінвесту скоротився на 36%

У Чилі розраховують на збільшення обсягів видобутку міді

Vale, BHP та Samarco пропонують $25,4 млрд на ремонт після обвалення греблі у 2015 році

ВСІ НОВИНИ ⇢