Игра металлов: зима близко
ПублікаціїКонец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
Так, в первой декаде сентября стоимость руды на товарных биржах Китая составила 84 долл./тонну, в портах – 76-77 долл./тонн CFR, притом складские запасы сырья в КНР продолжали падать. Фьючерсы с поставкой через 3 мес. и вовсе подорожали до 120 долл./тонну. За 8 мес. года Поднебесная импортировала 714,4 млн тонн ЖРП, что на 6,6% больше, чем в январе-августе 2016 года.
На таком фоне экономисты улучшили свои рыночные ожидания: так, инвестбанк Macquarie (Австралия) на 14% повысил прогноз среднемировых цен на руду для 2018 года, до 54 долл./тонну. Однако уже в середине сентября рынок ЖРП начал остывать, в т.ч. вследствие коррекции китайского спроса и некоторого роста внутреннего предложения. К концу года котировки от средних 75 долл./тонну могут вернуться к 60 долл./тонну. Эксперт ГП "Укрпромвнешэкспертиза" Дмитрий Желтяков добавляет, что в ближайшие 2 года предложение железорудного сырья на глобальном рынке будет расти благодаря расширению производства компаниями-лидерами, и это окажет давление на цены.
Что касается металлорынка, то одной из общих тенденций аналитики называют активизацию предложения проката из США как отражение политики новой президентской администрации по поддержке национального производителя. Так, начиная с августа, американский металл смог потеснить на международном рынке быстро дорожающую китайскую продукцию – тем более что экспорт из Китая по-прежнему сокращается, за 8 мес. года он снизился аж на 28,5%, до 54,5 млн тонн. Это существенно меняет мировую конъюнктуру, ослабляя сформировавшийся в последние годы заметный профицит.
В обозримом будущем металлурги КНР продолжат ограничивать внешние поставки вследствие уменьшения производства в северо-восточных регионах страны – в частности, благодаря закрытию более 720 мелких предприятий в І полугодии, а также из-за повышенного спроса со стороны строительного сектора и промышленности. Кроме того, большинство видов металлопродукции на внутреннем рынке можно продать заметно дороже, чем на экспорт.
В результате давление на глобальный металлорынок ослабло, провоцируя рост стоимости всех основных видов металлопродукции: например, товарные слябы впервые с мая-июня-2014 достигли отметки 500 долл./тонну FOB и вскоре ее преодолеют. Спрос на полуфабрикаты остается стабильно высоким и в Европе, и в Юго-Восточной Азии.
Лист также дорожает, горячекатаный рулон впервые с 2013 года почти повсеместно котируется выше 600 долл./тонну CFR, и пик подъема еще не достигнут, считает специалист по ГМК Горкем Болака (Евросоюз). Притом операторы уже не демпингуют, поскольку возросший спрос поглощает практически все поступающее предложение. На котировки листа влияют активные закупки со стороны машиностроения, формирующего базовые запасы на зимний сезон, в т.ч. в преддверии ожидаемых плановых ремонтных работ на ряде крупных мировых металлопроизводств (это будет дополнительно поддерживать цены). Экономисты обращают внимание, что на этот раз рыночный подъем подкрепляется ростом потребления, а значит, будет более устойчивым.
Увеличивается и стоимость длинномерного проката: заготовка поднялась до 520-530 долл./тонну FOB Черное море, арматура – до 555-565 долл./тонну CFR. Среди прочего, импортеры на Ближнем Востоке после длительного сопротивления вынуждены наконец принять повышение котировок по причине низкого уровня запасов в условиях жесткой согласованной позиции поставщиков.
Впрочем, все это не слишком мешает протекционистской борьбе за внутренние рынки. Так, Минторг США продолжает сражение с импортом катанки – соответствующее расследование было начато в марте по жалобе местных компаний Charter Steel, Gerdau Ameristeel, Keystone и Nucor и уже привело к введению пошлин против поставок из Италии и Турции. На очереди – Россия, Беларусь и ОАЭ, причем предполагаемые ставки рекордны: для РФ – от 436,8% до 756,93%, для Белорусского метзавода – 280,02%, для Эмиратов – 84,1%. Окончательное решение ожидается 21 ноября.
Кроме того, Вашингтон вводит антидемпинговые пошлины на арматуру с Тайваня, в 3,5% для всех поставщиков, кроме Lo-Toun Steel&Iron Works, для которой ставка составит 32,01%. А по заявке Минэнерго США начаты антидемпинговое и компенсационное расследования ввоза китайских чугунных канализационных труб, которые "нанесли значительный ущерб внутреннему рынку". К слову, в самом конце августа топ-менеджеры 25 американских метпредприятий обратились к президенту Дональду Трампу с письмом о том, что отрасль страдает от бездействия правительства и что цена металлоимпорта скоро достигнет уровня 2015 года, но все может измениться под президентским "смелым руководством". Как следует из документа, "требуемые действия должны осмысленно скорректировать импорт для восстановления здоровых уровней загрузки мощностей и рентабельности".
В свою очередь, ЕС принял решение о компенсационной пошлине против некоторых видов г/к толстого листа из Поднебесной сроком на 5 лет, ставки – от 4,6% до 35,9%. А Министерство металлургической промышленности Индии в начале сентября уведомило, что Бюро индийских стандартов будет контролировать металлоимпорт, и некачественная сталь больше в страну не попадет. Согласно сообщению, для всей номенклатуры металлопродукции разработана спецификация стандартов, и весь зарубежный товар будет проверяться на соответствие. Нетрудно догадаться, что это еще одна вариация на тему нетарифных барьеров, призванная упростить властям действия по борьбе с импортом.
Тем временем в Европе наметилась новая крупная сделка M&A – после прошлогодней покупки МЗ Ilva за 1,8 млрд евро корпорацией ArcelorMittal. На этот раз другие крупные игроки, Tata Steel и ThyssenKrupp, ведут переговоры об объединении своих европейских операций. Объединенная структура займет примерно 20% регионального рынка плоского проката. В середине сентября Thyssenkrupp заявила, что может завершить сделку до конца месяца. В этой связи Г.Болака отмечает, что через M&A металлурги Европы рассчитывают сделать отрасль более устойчивой.
Несколько слов об Украине. За 8 мес. года она резко сократила выпуск проката, на 18% до 11,8 млн тонн, что по-прежнему связано прежде всего с последствиями товарной блокады Донбасса, включая остановку Алчевского МК, многомесячный простой Днепровского МК и другие негативы. Экспорт проката за тот же период рухнул на 12,6%, до 5786 тыс. тонн, полуфабрикатов – на 30,2%, до 3830,9 тыс. тонн. Безусловно, в такой ситуации о годовом росте показателей говорить не приходится, хотя в начале года прогнозы были совсем иными. Положительным результатом будет, если по итогам года металлургам удастся свести снижение к 13-15% по прокату.
С другой стороны, растущие цены позволяют зарабатывать на меньших физических объемах поставок, и повышенный стоимостной уровень сохранится как минимум до декабря. Неудивительно, что доходность металлоэкспорта в январе-августе выросла, по предварительным данным, примерно на 20%, до 5,4 млрд долл. Если такая динамика сохранится, то за весь год отечественные меткомпании могут получить от экспорта 8,7-8,8 млрд долл. (в 2016 – 7,2 млрд). Для сравнения, за последний "предвоенный" 2013 год поступления от металлоэкспорта составляли 14,3 млрд долл.
Максим Полевой
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram