Подробнее Запомнить город


Правительство объявило фискальную мобилизацию

20.08.09
размер текста:

Как бы ни манипулировало правительство с помесячной росписью поступлений в бюджет, регулярно докладывая о перевыполнении плана, разрыв доходов и расходов с каждым месяцем увеличивается. Осознавая, что во II полугодии поступления средств будут только уменьшаться, правительство уже сейчас готовится к увеличению фискального давления на экономику.

Нынешний госбюджет формировался, исходя из прогноза увеличения ВВП в этом году на 0,4%. На основании этого правительство поставило себе план удержать доходы и расходы госбюджета на уровне 2008 года, т. е. 238,9 млрд грн. и 267,4 млрд грн. соответственно (дефицит госбюджета-2009 определен на уровне 31,2 млрд грн.).

Однако падение экономики в I полугодии оказалось чрезмерно глубоким – почти 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Несмотря на то, что отрицательная динамика благодаря низкой сравнительной базе 2008 года во II полугодии будет менее глубокой (а в ноябре-декабре в месячном сравнении и вовсе окажется близкой к 0), уже сегодня практически нет уверенности, что годовое падение будет меньшим, нежели «минус» 15%.

Очевидно, что снижение ВВП, а вместе с этим и доходов населения и предприятий не могло не отобразиться на доходах государственного и сводного бюджетов. При этом, как показывает практика, падение их доходов является более глубоким, нежели сокращение ВВП. Это объясняется тем, что в условиях кризиса по объективным и субъективным причинам финансовый результат предприятий стремится к нулю, поэтому опережающими темпами падают поступления налога на прибыль корпоративного сектора.

Тем не менее, в течение шести месяцев правительство сообщало о перевыполнении планов доходов и расходов бюджета. Достигаются эти результаты благодаря:

1. Коррекции ежемесячного плана мобилизации доходов в Госбюджет. Бюджетная роспись в этом году менялась несколько раз, более того, Госказначейство не всегда публикует плановые показатели для общего и специального фондов госбюджета, что очевидно связано с их невыполнением в этот период.

2. Инфляционному фактору. Высокая инфляция увеличивает налоговые поступления в номинальном выражении. К примеру, НДС с литра бензина А-95 при цене 5,00 грн./литр составляет 1 грн., а при цене 8 грн./литр – уже 1,6 грн. Таким образом, только благодаря росту цен, даже при падении производства, доходы госбюджета увеличиваются. При этом официальный ИПЦ в последнее время все более отдаляется от действительности, поэтому инфляционный фактор играет все большую роль.

3. Девальвации гривны. За счет снижения курса гривны с 5 грн. до 8 грн./долл. поступления от налогообложения импорта должны автоматически увеличиться.

4. Повышению фискального давления на экономику. В этом году по инициативе Кабинета министров парламент повысил ставки акцизного сбора на горюче-смазочные материалы, кузова и готовые автомобили, пиво, алкогольные и табачные изделия, а также ставки налога с владельцев транспортных средств. Кроме того, были проиндексированы твердые ставки акцизного сбора на большинство товаров, которые облагаются данным налогом.

5. Авансовым платежам по некоторым статьям доходов, которые должны были бы взиматься на протяжении всего года. Речь идет, прежде всего, о поступлениях от НБУ и платы за транзит российского газа. Кроме того, очевидно некоторые авансовые платежи осуществляли и государственные предприятия.

6. Сокращением финансирования капитальных расходов госбюджета. Капитальные расходы в I полугодии государственного бюджета сократились на 57,8%, до 2,19 млрд грн., сводного - на 41,3% - до 5,35 млрд грн.

7. Ресурсам прошлого года. Во-первых, правительству достались существенные суммы на едином казначейском счету, которые оно уже потратило на текущие потребности. Во-вторых, на январь и начало февраля пришлись доходы от уплаты налога на прибыль за предыдущий год. Несмотря на убытки украинских предприятий в ІV квартале 2008 года, общий финансовый результат большинства из них по итогам года был положительным, поэтому налог на прибыль за 2008 год поддержал бюджет в начале текущего года.

Несмотря на комплекс предпринятых мер, по итогам года оказалось, что по сравнению с аналогичным прошлым годом все же наблюдается существенный недобор.
 
В частности, если в январе-июне 2008 года доходы госбюджета составили 104,8 млрд грн., 77,7 млрд грн. из которых сформировали налоговые поступления, то за аналогичный период 2009 года доходы составили 101,1 млрд грн., а налоговые платежи только 67,7 млрд грн. Таким образом, доходы госбюджета в I полугодии сократились на 3,5%, налоговые поступления - на 12,9%, а недобор налогов по сравнению с прошлым годом достиг 10 млрд грн.

Дефицит сводного бюджета по итогам января-июня достиг 13,3 млрд грн. При этом доходы сводного бюджета сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4% - до 131,1 млрд грн., а налоговые платежи почти на 10 млрд грн. Как показано на Рис.1, среди налоговых поступлений в сводный бюджет уменьшение наблюдается практически по всем налогам.


Рис. 1 Доходы сводного бюджета в I полугодии 2008 и 2009 гг., млрд грн.

Исключение составляют внутренний и импортный акцизные сборы, которые как было сказано выше, были подняты Верховной Радой. Согласно данным Государственной налоговой администрации, объем поступлений акцизного сбора от табачных изделий за 7 месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года вырос в 2,4 раза, до 3,745 млрд грн. В июле он увеличился в 2,5 раза, до 718,6 млн грн.

Больше всего упали доходы бюджета от ввозной пошлины - на 55,9% (до 2,9 млрд грн.). Столь глубокое падение объясняется падением импорта и высокой сравнительной базой прошлого года. В течение первых пяти месяцев 2008 года, до вступления Украины в ВТО, действовали высокие ставки пошлин, которые были снижены только в конце мая.

Как и прогнозировалось, очень сильно сократились поступления налога на прибыль предприятий – «минус» 21,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Стоит подчеркнуть, что данный показатель учитывает авансовые платежи по налогу, которые активно взимали налоговики в I полугодии.

Также уменьшились на 5,5 млрд грн. поступления НДС. Учитывая, что внутреннее производство сократилось на 20%, а импорт по итогам I полугодия упал на 55%, падение по этой статье должно было быть более глубоким, но благодаря названным выше факторам снижение составило «минус» 12,1%. Относительно стабильными являются поступления налога с доходов физлиц (закреплены за местными бюджетами), чему способствовало сохранение на позитивном уровне номинальных доходов населения (реальные в I полугодии уменьшились на 10,1%).

Частично покрыть недоимку налоговых поступлений удалось благодаря неналоговым поступлениям, которые выросли на 7,4 млрд долл. Помимо авансированных платежей НБУ и других государственных учреждений и компаний, весомый вклад внесли административные штрафы и доходы от приватизации. Кроме того, часть бюджета удалось закрыть за счет его финансирования. Размер заимствований вырос по сравнению с прошлым годом в 21,6 раза - до 21,75 млрд грн., в том числе внешних - в 17,5 раза, до 0,71 млрд грн. Одновременно объем погашения долга увеличился в 22,6 раза - до 4,06 млрд грн., в том числе внешнего - в 13,2 раза, до 2,1 млрд грн.

В общей сложности фискальная картина выглядит не очень оптимистичной. Бюджет практически исчерпал потенциал авансирования платежей. Кроме того, у правительства практически отсутствуют возможности по выходу на долговые рынки. Иностранные инвесторы не хотят брать на себя валютные риски, продуцируемые НБУ, поэтому требуют слишком высокую цену. Летом текущего года правительство сумело разместить годичные облигации внутреннего государственного займа с доходностью 27,5% и трехлетние ОВГЗ с доходностью 29%, которые являются самыми дорогими бумагами с 2000 года (тогда Украина стояла на грани дефолта). Занимать деньги на таких условиях – это загнать страну в долговую яму на несколько лет вперед.

Уже сегодня, очевидно, что выполнить доходную часть бюджета в этом году практически нереально. Во многом, определяющим месяцем должен стать август, на который приходится пик уплаты налогов. В августе с.г., по данным газеты «Коммерсант Украина», необходимо собрать налогов на 20,87 млрд грн. При этом, с учетом неналоговых платежей и трансфертов в бюджет должно поступить 21,712 млрд грн. Это почти столько же, сколько было собрано в августе прошлого года, когда экономика еще не погрузилась в кризис. Интересно, что в нынешнем августе, не имея никаких экономических предпосылок для этого, правительство планирует собрать налог на прибыль 8,75 млрд грн. даже больше, чем в августе прошлого года (7,99 млрд грн.). Учитывая, что имплицитная ставка налога колеблется на уровне 15%, можно предположить, что Кабинет министров ожидает, что прибыль украинских компаний за II квартал составит около 58,4 млрд грн., что выглядит чрезмерно оптимистичным. По планам остальных налогов также есть вопросы, однако, в отличие от налога на прибыль они, по меньшей мере, теоретически реальные.

Имея очень ограниченный перечень инструментов, правительство во II полугодии, скорее всего, будет прибегать к усилению фискального давления на экономику. Уже сегодня можно говорить о следующих направлениях:

1. Повышение эффективности реализации начисленной, но не уплаченной части налоговых платежей. В частности, ДПА в последнее время активно взялась за работу по взиманию налоговой задолженности прошлых периодов. Кроме того, правительство сужает объемы предоставленного налогового кредита (Распоряжение Кабмина № 838-р), а также минимизирует налоговые льготы.

2. Дальнейшим повышением ставок налогов. В частности, Кабинет министров намерен предложить Верховной Раде повысить адвалорную ставку акцизного сбора на табачные изделия с 20 до 36%. По подсчетам Минфина, предлагаемое увеличение ставки акциза на сигареты позволит дополнительно привлечь в госбюджет 350-500 млн грн. до конца этого года.

3. Дальнейшим продолжением практики зачисления возмещенного НДС в счет уплаты налогов будущих периодов, а также взимания авансовых налоговых платежей.

Выше перечисленные меры являются крайне неприятными для отечественной экономики, поскольку ухудшают финансовое положение корпоративного сектора. Между тем, украинская налоговая система и без того находится на предпоследнем месте в мире по эффективности и качеству работы. Внедрить в практику дополнительные административные инструменты не представляет труда, проблема заключается в том, чтобы суметь отказаться от них мо мере улучшения ситуации. А вот практика либерализации налоговых отношений в Украине проходит куда менее продуктивно, даже в самые благоприятные экономические периоды.

Алексей Молдован, Центр антикризисных исследований

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
05.04.21, Василий Январев
В декабре 2020 года у Часовоярского огнеупорного комбината сменился собственник – им стал крупнейший в Украине производитель и экспортер глины группа компаний VESCO. О том, что даст компании эта покупка, влиянии коронакризиса на рынок глины, инвестициях в производство и планах на будущее, а также о том, как из глины, добываемой в разных карьерах, сделать продукт премиум-класса в интервью МинПрому рассказал генеральный директор VESCO Евгений Цымарман.
25.03.21, Ярослав Ярош
10 марта Европарламент большинством голосов поддержал резолюции о введении на всей территории ЕС механизма таможенной углеродной корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism). Выражаясь более понятно, речь идет о дополнительном налогообложении товаров, производство которых сопряжено с выбросами углеводорода в атмосферу. Ожидаемо новый налог сильнее всего ударит по импорту в ЕС из третьих стран. И Украина наряду с Китаем и Россией находится в самой высокой группе риска.
15.03.21, Ярослав Ярош
В декабре прошлого года Украина возбудила антидемпинговое расследование относительно проката из углеродистой стали с покрытием происхождением из Китая. Окончательные результаты расследования ожидаются под занавес 2021-го. Но украинские производители не хотят еще целый год терпеть убытки из-за китайского импорта. Поэтому настаивают не введении предварительных антидемпинговых пошлин уже весной.
11.03.21, Василий Январев
Несмотря на беспрецедентно жесткие условия Антимонопольного комитета "Метинвест" приобрел крупнейшего украинского производителя коксующегося угля, что значительно усилит вертикальную интеграцию холдинга. В свою очередь предприятия Покровской угольной группы получат необходимые инвестиции для развития добычи, которые станут гарантией стабильной работы на несколько десятков лет. Для региона же стабильная работа и развитие Покровского означают рост занятости и увеличение поступлений в местный бюджет.
02.03.21, Василий Январев
1 марта в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5175 о продлении пошлины на экспорт металлолома еще на 5 лет. Именно об этом просили металлурги украинских законодателей еще в середине февраля. Ведь, пошлина будет действовать еще полгода, а ее непролонгация грозит крайне тяжелыми последствиями для отечественной металлургии в частности и экономики в целом.
19.02.21, Ярослав Ярош
Такого конца ушедшего года не прогнозировал никто. На фоне пандемии и спада деловой активности ценовые индикаторы на основные виды металлургического сырья, в т. ч. полуфабрикаты обновили исторические максимумы – кто за 5, 6 лет, а кто и за 10. Украинские экспортеры вовремя сориентировались в ситуации и поймали дополнительную маржу. С трепетом надеясь, что и в 2021 г. удастся ковать железо, не отходя от кассы.
09.02.21, Ярослав Ярош
Новоизбранный президента США Джо Байден начал свою каденцию с того, что отменил десяток решений своего предшественника. Но это не означает, что под снос пойдет все, что соорудил Дональд Трамп. Стена на границе с Мексикой, возможно, и рухнет, на забор, который оградил Штаты от импорта стали и других товаров может устоять. Слишком много лоббистов его подпирает.
29.01.21, Дмитрий Наталуха
В понедельник президент США Джо Байден подписал указ, обязывающий Федеральное правительство покупать больше продукции американского производства. Этим указом фактически существенно расширяется сфера действия и нормы знаменитого закона "покупай американское"
23.12.20, Ярослав Ярош
Несмотря на пандемию, карантин и экономический спад, рынок нефтепродуктов в Украине продолжает расти. В текущем году, впервые за десять последних лет, объем потребления топлив превысит 11 млн тонн. Емкость этого рынка в денежном эквиваленте приближается к 1,5 млрд долл. И нефтетрейдеры лелеют надежды, что пик еще впереди.
15.12.20, Василий Январев
Направленный на развитие отечественного машиностроения закон о локализации готов ко второму чтению. Требования к локализации сделаны более мягкими и плавными, что, по мнению разработчиков документа, позитивно скажется на практической реализации заложенных норм. Экономический эффект детально просчитан и дело остается лишь за депутатами, которые будут рассматривать законопроект, возможно, уже на этой неделе.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!