Стальной занавес Трампа
Публікації1 февраля руководители более 20 крупных металлургических компаний США обратились к президенту страны Дональду Трампу с просьбой защитить национальную безопасность и незамедлительно ввести ограничения на импорт стали. Если Трамп уступит, то под удар попадут уже не только Китай и страны третьего мира, как традиционно случалось до сих пор, но и такие глобальные партнеры США, как Германия, Япония, Южная Корея.
90 нервных дней
Подписавшие письмо компании, среди которых американские подразделения ArcelorMittal, Gerdau, JSW Steel, Nucor, SSAB, Cleveland-Cliffs, US Steel, AK Steel и др., утверждают, что стальной импорт сегодня занимает 27% рынка США, тогда как местные металлургические мощности загружены лишь на 74%. Претензии металлургов поддержали и некоторые конгрессмены (Рик Кроуфорд, Майк Болт, Питер Вислоски), представляющие штаты с развитым сталелитейным сектором. По их мнению, оборонная промышленность США, а также другие стратегические отрасли, не должны зависеть от ввозного металла. Как и американский рынок не должен принимать с распростертыми объятиями все избыточные объемы глобального производства стали. По расчетам конгрессменов, они сегодня составляют около 700 млн метрических тонн.
Подобными обращениями американские стальные лоббисты не впервой бомбардируют Белый Дом. Их настойчивость не осталась безответной. Еще 11 января Министерство торговли США передало Д.Трампу рапорт по исследованию импорта стали, проведенному в рамках "раздела 232". Его содержание до сих пор не обнародовано, но все уверены, что документ подтвердит наличие ущерба от импортных поставок. Теперь у президента страны есть 90 дней, чтобы вынести свое решение, исходя из выводов Минторга. Однако американским сталепроизводителям не хочется ждать до середины апреля. Они постоянно подталкивают процесс. Причем недавние антидемпинговые ограничения на импорт катанки их запросы удовлетворили лишь частично.
Как известно, на протяжении декабря-января правительство в Вашингтоне обложило внушительными пошлинами катанку из углеродистой и легированной стали происхождением из 10 стран, в т. ч. и из Украины. Украинские импортеры – "ArcelorMittal Кривой Рог" и Енакиевский метзавод – дольше всех ожидали свой вердикт. Но чуда не случилось. Ставка заградительной пошлины для них принята на уровне 44,03%, что серьезно повлияет на конкурентоспособность этих предприятий за океаном. Как прокомментировал такой шаг министр торговли США Уилбур Росс, "даже близкие друзья должны играть по установленным правилам".
Свои правила Штаты надиктовали фактически всем более или менее крупным поставщикам катанки на американский рынок. Но если для некоторых из них размер пошлины можно считать символическим, то для других он равнозначен полному изгнанию с рынка. Для сравнения: интервал пошлин, наложенных на турецкие меткомбинаты, составляет 2,8-8,01%, на южнокорейскую POSCO – 10,09%, тогда как с российских производителей будут взымать 436,8%, а с некоторых (Абинский электрометаллургический завод, Новолипецкий МК) – все 756,93%.
Защита Росса
Впрочем, в прошлом году именно россияне больше всех отличились в экспансии на рынок США. По данным Американского института железа и стали (AISS), производители из РФ, несмотря на международные санкции, нарастили экспорт металлопродукции в Штаты более чем в 2,5 раза – с 310 тыс. тонн до 796 тыс. тонн. Никто из конкурентов и близко не продемонстрировал подобной динамики. К примеру, Бразилия, которая тоже значительно укрепилась на американском рынке, улучшила в 2017-м свой результат за предыдущий год всего на 20%. А все три крупнейшие страны-поставщики металла в США – Южная Корея, Турция и Япония – в прошлом году даже уменьшили свою долю (на 1,5%, 9,6% и 16,4% соответственно).
Анализ статистических данных AISS указывает на еще одну тенденцию. Пик ввоза стальной продукции извне пришелся на июнь-июль, после чего тренд постепенно пошел на спад, и в декабре был зафиксирован самый низкий в году месячный объем зарубежных поставок в США. Можно было бы говорить, что процесс закрытия американского рынка сдвинулся с места и без вмешательства Д.Трампа. Но в январе 2018-го опять зафиксирован возврат к прежним тенденциям. Объемы импорта за месяц снова выросли на 19%. И это дало стальным лоббистам США свежий повод бить тревогу.
Наверняка ослабление импортного потока во второй половине 2017 г. стало следствием введения предварительных пошлин на катанку, которые начали действовать как раз в этот период. Но кроме катанки Соединенные Штаты импортируют и значительные объемы другой стальной продукции. Она-то сейчас и попадает в зону риска. Ключевым продуктом стального импорта США продолжает оставаться заготовка. В 2017 г. из импортированных в целом 30 млн тонн на нее приходилось около 8,5 млн тонн. Но при этом в прошлом году, например, резко возрос ввоз в страну разны видов труб: нефтяного сортамента – на 196%, линейных – на 63%, стандартных – на 40%. Не исключено, что следующий залп санкций ударит по ним.
Американские внутренние производители начертали на своем знамени фразу У.Росса, брошенную им еще в прошлом году: "Наша сталелитейная промышленность сегодня подвергается нападению со стороны иностранных производителей, которые сбрасывают свою продукцию и субсидируют свой экспорт". В качестве аргументов они приводят факты коллапсов целого ряда металлургических предприятий в течение нескольких последних лет. Самые крупные – упадок Bethlehem Steel в Пенсильвании мощностью 16 млн тонн в год или Sparrows Point (Мэриленд) с мощностями в 3,5 млн тонн годовых. От дальнейших действий правительства, как отмечают в Американской ассоциации производителей стали (Steel Manufacturers Association), зависит судьба 75 тыс. рабочих мест в отрасли.
По ком звонит колокол
Но, несмотря на всю протекционистскую риторику Д.Трампа, в Белом Доме к давлению металлургов относятся не так уж однозначно. Там понимают, что следующая уступка заденет интересы не столько демонизированного Китая, сколько целого ряда политических союзников США. Сегодня доля Поднебесной в общем американском импорте стали упала до мизерных 3%. Поставки из Китая по большинству сортамента и так уже связаны ранее принятыми в США ограничительными мерами. Правда, часть из них удается обходить, реэкспортируя китайскую сталь через цепочку транзитных стран в Азии и Латинской Америке. Но даже если допустить, что такими окольными путями в Штаты попадает еще 3% продукта из КНР, это все равно далеко не критичный показатель.
Намного вероятнее, что новые пошлины или квоты упадут на головы таких ключевых партнеров страны, как Корея и Япония – в Юго-Восточной Азии и Германия и Великобритания – в Европе. Представители Евросоюза уже намекнули, что готовы рассматривать ответные санкции, если применение "раздела 232" ущемит интересы их бизнесменов. Кроме того, подобные действия администрации США могут быть оспорены в рамках ВТО. Правилами организации ограничение в торговле под предлогом защиты национальной безопасности допустимы только во время военных действий.
Поэтому Д.Трамп, известный своими импульсивными решениями, и тот в данном вопросе старается держать паузу. Если он сразу не воспользовался правами, предоставляемыми "разделом 232", когда получил в январе доклад Министерства торговли об импорте стали, значит, сомнения в целесообразности жестких защитных мер имеются. А Белый Дом, кроме внутреннего давления, испытывает противоположное давление извне. Полностью игнорировать его Д.Трамп все же не может.
Украинский голос в этом хоре вряд ли способен прозвучать очень громко, но для создания общего фона лишним не будет. Тем более что отечественным производителям все еще есть что терять на американском рынке. Главным нашим экспортным товаром традиционно продолжает оставаться чугун. За прошлый год его отгружено американским заказчикам более чем на 400 млн долл. Но очень хороший результат в США показали и украинские трубники (респект группе "Интерпайп"), которые в 2017 г. продали здесь бесшовных труб из черных металлов почти на 74 млн долл. В последние месяцы Штаты вообще перешли в разряд крупнейшего внешнего рынка сбыта данной продукции. Но этот факт дает повод как для гордости, так и для беспокойства. Ведь дамоклов меч "поправки 232" висит в воздухе и над этим сегментом.
Ярослав Ярош
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram