Подробнее Запомнить город


Не все банки переживут осень

28.08.09
размер текста:

Отсутствие в Украине какой-либо четкой программы по спасению банковской системы приводит к достаточно плачевным последствиям. Ее финансовое состояние продолжает стремительно ухудшаться. Очевидно, что далеко не каждый коммерческий банк обладает поддержкой крупной транснациональной группы или имеет стратегического инвестора, способного влить дополнительный капитал. Поэтому запас прочности у многих финансовых учреждений очень быстро истощается. В данном контексте высока вероятность того, что осенью в Украине последует очередная волна банкротств банков.

В большинстве экономически развитых стран мира, процесс оздоровления финансового сектора подходит к своему завершению. Проблемные учреждения были оперативно рекапитализированы еще в конце прошлого года, а в текущем – они уже показывают положительный финансовый результат. В Украине ситуация развивается кардинально противоположным образом. Июль показал, что сейчас рано говорить даже о стабилизации банковской системы, а не то чтобы о восстановительных процессах.

В июле банки получили самый большой убыток с начала года - 4 млрд грн. В итоге, только за первые 7 месяцев текущего года, совокупные убытки достигли 18,3 млрд грн. Самый большой убыток в банковской системе был зафиксирован в мае – 2,7 млрд грн.

Стремительное увеличение убыточности банков объясняется опережающим ростом расходов (в январе-июле на 93,4%, до 102,8 млрд грн.) над доходами (+44,7% - до 84,4 млрд грн.). В свою очередь, опережающий рост расходов обусловлен увеличением отчислений в резервы, которые в прошлом месяце выросли на 8 млрд грн., в то время как в апреле-июне они увеличивались в среднем на 5 млрд грн. ежемесячно. Динамика последнего показателя свидетельствует о том, что в июле резко увеличился объем проблемной задолженности. Эту тенденцию провоцирует ряд факторов.

Во-первых, объективное истощение ресурсов населения и корпоративного сектора. В I полугодии официальный реальный уровень доходов населения упал на 13%, а консолидированный финансовый результат предприятий давно прогрузился в отрицательную зону. И корпорации, и население используют сейчас ресурсы, накопленные во время экономического подъема, которые являются ограниченными. Поскольку еще год назад никто не ожидал, что кризис окажется настолько глубоким, и, очевидно, весьма продолжительным, существенных накоплений на «черный день» никто не делал.

Во-вторых, рост неплатежей по кредитам провоцирует в дальнейшем девальвацию гривны. В частности, эта тенденция наблюдается в сегменте ипотеки и в автокредитах. Помимо удорожания кредита почти на 80% (июль 2009 года к июню 2008 года), в некоторых случаях падение цен просто лишило смысла обслуживать долги. Если, оставшаяся сумма платежей по кредиту достаточно велика, иногда выгоднее вернуть залоговое имущество банку, а освободившиеся ресурсы направить на покупку, значительно подешевевших квартир и автомобилей.

В-третьих, значительную роль играет потеря уверенности в необходимости обслуживать задолженность в надежде на улучшение ситуации. Если в начале года еще доминировали позитивные настроения, что спад в экономике будет временным, и доходы начнут увеличиваться уже во II полугодии, то нынче настрой куда менее оптимистичен. Несмотря на то, что летом были зафиксированы первые восстановительные тенденции, уже очевидно, что экономике выйти на докризисный уровень в ближайшем будущем не удастся. В связи с этим, население и корпорации начали все больше допускать просрочки по кредитным платежам.

Ухудшение финансового состояния банковской системы должно было сподвигнуть НБУ на оперативное реагирование. Более того, в июле был принят Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно особенностей проведения мероприятий по финансовому оздоровлению банков» который предоставил НБУ дополнительные возможности. Однако регулятор использует преимущественно нормы, которые расширяют его административные полномочия.

В июле-августе НБУ продолжал рефинансировать банки в неограниченных количествах, однако в августе ситуация в банковской сфере еще более ухудшилась. Кроме того, регулятор:

1. Продлил еще на полгода мораторий на выплату депозитов в банках с временной администрацией. Согласно вышеназванному закону, срок моратория сокращен с шести до трех месяцев, однако для тех банков, в которых на момент его принятия уже действовала временная администрация, НБУ получил право продлить его действие еще на шесть месяцев. Таким образом, значительная часть вкладчиков все еще не может забрать свои деньги из проблемных банков. Такое решение бьет не только по деловой репутации банков, но и по всей банковской системе. Перспектива ожидать неопределенный срок свои вклады, существенно уменьшит количество желающих вкладывать депозиты в украинские банки.

2. Постановлением № 421, запретил убыточным банкам досрочно погашать свои долговые ценные бумаги, за исключением случаев погашения по цене ниже 50% номинала. Первыми воспользовались нормой, национализированные «Родовид Банк» и «Укргазбанк». Проигнорировать выплату долга по оферте до конца года и, таким образом, отсрочить возврат 2,7 млрд грн. могут еще 11 банков. Держатели облигаций возмущены действиями Нацбанка и намерены оспаривать их в судебном порядке.

3. Способствовал девальвации гривны. Во время июльской и августовской волн девальвации гривны, НБУ спокойно наблюдал, пока курс не достигал максимума, и только потом выходил на межбанк. При этом, за два месяца без всяких экономических предпосылок национальная валюта потеряла в цене 10%.

4. Не смог достичь договоренностей с Минфином по вопросу рекапитализации большинства проблемных банков. За три квартала рекапитализировано всего три банка – «Родовид», «Киев» и «Укргазбанк», тогда как помощи требуют около двух десятков. Премьер-министр Ю.Тимошенко заявила, что сама будет заниматься данным вопросом, и в течение ближайших двух месяцев правительство национализирует около 15 банков. Подобное поведение Минфина и НБУ вызывает недовольство уже и в Секретариате Президента. Как сообщил на днях постоянный представитель Президента в Кабинете министров Александр Шлапак, В.Ющенко считает позицию Национального банка Украины в вопросе рекапитализации банков «слишком закрытой». Аналогичные претензии касались и рефинансирования.

Просчеты НБУ проявятся уже в начале осени.

Низкую эффективность Нацбанка в деле стабилизации и оздоровления банковского сектора можно объяснить разными причинами. Можно этот факт попросту игнорировать, как это делает КМУ, или списать на отсутствие опыта, чем прикрывается и сам НБУ, или же вовсе отстраниться от этой темы, как сделали Президент и народные депутаты. Между тем, решать подобные задачи – прямая обязанность регулятора, что зафиксировано не только в украинском законодательстве, но и в Меморандуме об экономической и финансовой политике, утвержденным МВФ.

К сожалению, в Украине ни одна ветвь власти не способна дать объективную оценку антикризисной политике Нацбанка, а поэтому и нет оснований для привлечения к ответственности чиновников регулятора за ее провал. А поскольку руководство НБУ хорошо осознает этот факт, то эффективность его деятельности может и далее снижаться: ведь даже если вся банковская система ляжет, всегда можно найти причины, которыми объяснить «объективный» характер данного процесса.

Алексей Виниций

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
05.04.21, Василий Январев
В декабре 2020 года у Часовоярского огнеупорного комбината сменился собственник – им стал крупнейший в Украине производитель и экспортер глины группа компаний VESCO. О том, что даст компании эта покупка, влиянии коронакризиса на рынок глины, инвестициях в производство и планах на будущее, а также о том, как из глины, добываемой в разных карьерах, сделать продукт премиум-класса в интервью МинПрому рассказал генеральный директор VESCO Евгений Цымарман.
25.03.21, Ярослав Ярош
10 марта Европарламент большинством голосов поддержал резолюции о введении на всей территории ЕС механизма таможенной углеродной корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism). Выражаясь более понятно, речь идет о дополнительном налогообложении товаров, производство которых сопряжено с выбросами углеводорода в атмосферу. Ожидаемо новый налог сильнее всего ударит по импорту в ЕС из третьих стран. И Украина наряду с Китаем и Россией находится в самой высокой группе риска.
15.03.21, Ярослав Ярош
В декабре прошлого года Украина возбудила антидемпинговое расследование относительно проката из углеродистой стали с покрытием происхождением из Китая. Окончательные результаты расследования ожидаются под занавес 2021-го. Но украинские производители не хотят еще целый год терпеть убытки из-за китайского импорта. Поэтому настаивают не введении предварительных антидемпинговых пошлин уже весной.
11.03.21, Василий Январев
Несмотря на беспрецедентно жесткие условия Антимонопольного комитета "Метинвест" приобрел крупнейшего украинского производителя коксующегося угля, что значительно усилит вертикальную интеграцию холдинга. В свою очередь предприятия Покровской угольной группы получат необходимые инвестиции для развития добычи, которые станут гарантией стабильной работы на несколько десятков лет. Для региона же стабильная работа и развитие Покровского означают рост занятости и увеличение поступлений в местный бюджет.
02.03.21, Василий Январев
1 марта в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5175 о продлении пошлины на экспорт металлолома еще на 5 лет. Именно об этом просили металлурги украинских законодателей еще в середине февраля. Ведь, пошлина будет действовать еще полгода, а ее непролонгация грозит крайне тяжелыми последствиями для отечественной металлургии в частности и экономики в целом.
19.02.21, Ярослав Ярош
Такого конца ушедшего года не прогнозировал никто. На фоне пандемии и спада деловой активности ценовые индикаторы на основные виды металлургического сырья, в т. ч. полуфабрикаты обновили исторические максимумы – кто за 5, 6 лет, а кто и за 10. Украинские экспортеры вовремя сориентировались в ситуации и поймали дополнительную маржу. С трепетом надеясь, что и в 2021 г. удастся ковать железо, не отходя от кассы.
09.02.21, Ярослав Ярош
Новоизбранный президента США Джо Байден начал свою каденцию с того, что отменил десяток решений своего предшественника. Но это не означает, что под снос пойдет все, что соорудил Дональд Трамп. Стена на границе с Мексикой, возможно, и рухнет, на забор, который оградил Штаты от импорта стали и других товаров может устоять. Слишком много лоббистов его подпирает.
29.01.21, Дмитрий Наталуха
В понедельник президент США Джо Байден подписал указ, обязывающий Федеральное правительство покупать больше продукции американского производства. Этим указом фактически существенно расширяется сфера действия и нормы знаменитого закона "покупай американское"
23.12.20, Ярослав Ярош
Несмотря на пандемию, карантин и экономический спад, рынок нефтепродуктов в Украине продолжает расти. В текущем году, впервые за десять последних лет, объем потребления топлив превысит 11 млн тонн. Емкость этого рынка в денежном эквиваленте приближается к 1,5 млрд долл. И нефтетрейдеры лелеют надежды, что пик еще впереди.
15.12.20, Василий Январев
Направленный на развитие отечественного машиностроения закон о локализации готов ко второму чтению. Требования к локализации сделаны более мягкими и плавными, что, по мнению разработчиков документа, позитивно скажется на практической реализации заложенных норм. Экономический эффект детально просчитан и дело остается лишь за депутатами, которые будут рассматривать законопроект, возможно, уже на этой неделе.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!