Газ нефти слаще

Публікації

В апреле в Украине начнет действовать упрощенный механизм получения земельных участков под поиск и добычу углеводородов. Соответствующий закон президент Петр Порошенко подписал 29 марта. Участники рынка уверены, что нововведения станут отличным стимулом для отрасли, где пока что происходят разновекторные процессы. Если с добычей природного газа наблюдается очевидный прогресс, то в "нефтянке" продолжается стагнация.

Газ-мажор

Согласно статистике Министерства энергетики и угольной промышленности в 2017 г. в Украине добыто 20,8 млрд куб. м газа. Это лучший показатель за последние 8 лет. И он на 800 млн куб. м превышает результат прошлого года. Цифры приведены без учета шельфовой добычи, которая сведена на нет. Раньше с шельфом работала украинская компания "Черноморнефтегаз", но сегодня она де-факто аннексирована Россией вместе со всем Крымским полуостровом и его акваторией. Шельфовый, как и сланцевый, газ, похоже, надолго выпал из отечественного тренда. Основные усилия страна снова сосредоточила на освоении традиционных месторождений.

Сегодня примерно 80% газодобычи в стране контролирует государственный холдинг – НАК "Нафтогаз Украины" в лице своей дочерней компании "Укргазвыдобування". Остальное обеспечивают частные добытчики, которых уже насчитывается около полсотни – имеем в виду тех, кто реально, а не на бумаге, работает с недрами. В этой разношерстной компании выделяются два безоговорочных лидера – полугосударственная "Укрнафта", все еще поддерживающая близкие отношения с бизнесменом Игорем Коломойским, и ЧАО "Нафтогазвыдобування" из холдинга ДТЭК. Первые в прошлом году получили 1,1 млрд куб. м газа (на 15% меньше), вторые – 1,65 млрд куб. м (на 1,5% больше). У всех остальных частных газодобытчиков объемы пока что в несколько раз ниже.

Правда, есть еще целая россыпь компаний, собранных под зонтиком холдинга Николая Злочевского Burisma Group. Суммарно это более 10 добывающих предприятий – "Эско-Пивнич", "Куб-Газ", "Пари", "Укрнафтобуриння", "Алдеа-Украина" и др. – с разной структурой собственности и разной долей участия Burisma. Это усложняет общий подсчет, но как заявил в одном из интервью СЕО холдинга Тарас Бурдейный, судя по суточным объемам добычи компаний группы в декабре – 2,9 млн куб. м – ее годовой результат уже превышает 1 млрд куб. м.

При этом большинство из лидеров отрасли уже засветили планы по увеличению добычи в текущем году. Так, государственная ДК "Укргазвыдобування" планирует до конца года получить 15,9-16 млрд куб. м "голубого топлива", что на 3% больше, чем в прошлом году. Правда, этот план уже отстает от ранее обнародованного графика, согласно которому результат 2018 г. у ДК должен был составлять не менее 16,5 млрд куб. м. Глава компании Олег Прохоренко объясняет такое занижение планки палками в колеса со стороны местных советов. Например, Полтавский облсовет продолжает блокировать получение компанией лицензий на несколько перспективных площадей, добиваясь увеличения размеров отчислений на региональные нужды. И в то же время "Укргазвыдобування" формирует сейчас программу по наращиванию вдвое добычи природного газа в Западной Украине, где контакт с властями более теплый. Осуществить эту программу планируется за 7 лет.

Но даже если госкомпания уже осознает, что недополучит в 2017 г. желаемое, то частные компании настроены очень оптимистично относительно и темпов добычи, и объемов инвестиций. Та же Burisma готова вложить в бурение и инфраструктуру скважин порядка 150 млн долл. на протяжении года. Компания Smart Energy инвестировала примерно столько же в разработку своих месторождений в 2017-м, что уже обеспечило прирост добычи на 8,5%. По словам руководителя компании Сергея Глазунова, в 2018-м Smart Energy рассчитывает, как минимум, на сохранение данной тенденции.

Позитивным настроениям газодобытчиков способствует целый ряд факторов – в частности, упомянутое уже упрощение процедуры недропользования (раньше на получение разрешений уходило более 3 лет, теперь, как обещают, можно будет уложиться в несколько месяцев), действующее с начала года снижение рентных ставок на новые скважины (с глубиной свыше 5000 м – до 6%, меньше 5000 м – до 12%), а также ожидаемый рост цен на газ на внутреннем рынке. По прогнозам исполнительного директора Ассоциации газодобывающих компаний Украины Романа Опимаха, в 2018 г. можно рассчитывать на увеличение объемов добычи природного газа на 7%. Союз буровиков Украины ожидает, что в текущем году газовые компании пробурят на 35% больше скважин, чем в предыдущем.

Нефть в миноре

Все названные выше преимущества, кроме ценового, вроде бы касаются и добычи нефти в стране. Но с этим ресурсом дела обстоят похуже. Нефть понемногу теряет свое стратегическое значение в Украине. Для нее нет конкурентного сбыта внутри страны, а продажа на экспорт усложнена технологическими и нормативными ограничениями. Единственным крупным добытчиком нефти в стране остается компания "Укрнафта", чье финансовое положение сегодня не очень располагает к крупным инвестициям. Других сильных игроков в нефтяном сегменте (в отличие от газового) так и не появилось. Единственным крупным покупателем нефти отечественной добычи выступает Кременчугский НПЗ "Укртатнафта". Как и "Укрнафта", он находится под контролем группы "Приват". Она и диктует тренды в отечественной нефтедобыче. И не всегда они положительные.

Так, осенью 2017 г. "Укрнафта" практически прекратила реализацию добываемого сырья. В течение сентября-декабря 11 нефтяных аукционов были признаны несостоявшимися. Кременчугский НПЗ, который с прошлого года активно начал импортировать нефть из Азербайджана, настаивает на снижении цен на украинский ресурс. Или же готов полностью отказаться от его использования. Но самостоятельно "Укрнафта" снизить аукционные цены не может, поскольку, согласно постановлению Кабмина, они должны устанавливаться с привязкой к стоимости импорта нефти – т. е. упомянутых поставок из Азербайджана. Получается замкнутый круг, который группа "Приват" хочет разорвать. Но таким образом, чтобы максимум прибыли в нефтяной цепочке оседал на НПЗ. "Укрнафта" же вынуждена согласиться с тем, что будет зарабатывать меньше или ничего. При такой постановке вопроса сложно верить в интенсификацию добычи.

За 2017 г. компания получила около 1,32 млн тонн нефти и еще около 50 тыс. тонн конденсата. Это почти на 10% меньше, нежели годом ранее. Председатель правления компании Марк Роллинс утверждает, что в течение 4 лет "Укрнафта" способна довести добычу нефти до 2 млн тонн при условии разблокирования аукционов и безотлагательного продления срока действия 27 спецразрешений на пользование недрами, заканчивающихся в 2018 г. Возможно, эти вопросы и не являются неразрешимыми, но что делать почти с 14 млрд грн. задолженности компании перед центральным и местными бюджетами? Госгеонедр требует погашения этих долгов, прежде чем продлевать лицензии. "Укрнафта" не все претензии признает, а в ответ выдвигает свои. М.Роллинс говорит об инвестиционной программе в 3,2 млрд грн. на 2018 г., но располагает ли "Укрнафта" такими свободными деньгами? План буровых работ по компании предусматривает в текущем году ввод в эксплуатацию только 4 новых скважин. Этого крайне мало даже для того, чтобы стабилизировать объемы добычи. Поэтому более вероятный прогноз сводится к тому, что в ближайшей перспективе производственные показатели "Укрнафты" будут постепенно опускаться до 1 млн тонн.

Тем не менее, если "Укрнафта" сейчас извлекает ежегодно из недр по миллиону с лишним тонн "черного золота", то все остальные, кто работает в этом же секторе, добывают только чуть больше 100 тыс. тонн. Несколько веселее ситуация с нефтяным конденсатом, который также используется как сырье для производства топлив. Здесь шансы преуспеть есть еще в ДК "Укргазвыдобування". В прошлом году эта компания добыла около 400 тыс. тонн конденсата, что даже чуть меньше, чем в 2016-м. Но в прошлом же году она провела серьезную реконструкцию Шебелинского газоперерабатывающего завода, входящего в ее состав. После этого ГПЗ смог производить топлива в стандарте Евро-5, а его производственные мощности сегодня рассчитаны на 550 тыс. тонн сырья. На 90% это сырье, поставляемое самим же "Укргазвыдобуванням". При этом руководство ДК вынашивает планы увеличить загрузку завода до 1 млн тонн. Этот план должен сопровождаться значительным увеличением добычи по компании не только природного газа – ее ключевого продукта, но и нефти с конденсатом.

Однако бизнес-привлекательность нефтяных залежей в Украине, по сравнению с газовыми, продолжает блекнуть. Согласно оценкам операторов отрасли средства, потраченные на газовую скважину, возвращаются как минимум на 20-30%, а иногда и в несколько раз, быстрее. Из-за слабости украинской нефтепереработки, снижения внутреннего спроса на топливо нефть существенно потеряла свою ликвидность, тогда как природный газ продолжает оставаться весьма ликвидным товаром. А значит, и основная масса инвестиций – как государственных, так и частных, – будет уходить в газовые месторождения.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

15 Жовтня 2024

Франція закликала посилити моніторинг експорту російського газу до ЄС

Україна має апелювати до норми щодо форс-мажору у питаннях екологічного мита СВАМ

Виробники з зони бойових дій зможуть отримати гранти від держави

Індія різко скоротила закупівлі вугілля з Росії 

Держбанки готові надавати кредити на встановлення об’єктів генерації у громадах

Worldsteel очікує зниження світового попиту на сталь

Запоріжсталь виділила 8 млн грн на кондиціонер для прокатного стану

Україна накопичила достатньо газу та вугілля для проходження зими

Стефанчук підписав закон про підвищення податків

Уряд дозволив ФДМУ продати підприємство з виробництва газобетону Аерок

Гетманцев підрахував обсяг не задекларованих податків

Інтерпайп займає лідерські позиції на європейському ринку щодо декарбонізації

Acciaierie d’Italia перезапускає доменну піч №1

Nippon Steel має намір отримати держсубсидію на будівництво нових електродугових печей

Ціни на руду знижуються в очікуванні звітів гірничодобувних компаній

Rio Tinto завершила придбання акцій Mitsubishi в австралійському алюмінієвому заводі

ВСІ НОВИНИ ⇢