ГМК-2018: основные вызовы

Публікації

Обострение конкуренции на глобальных рынках в текущем году ставит перед украинскими металлургами серьезные вызовы. На первый план выходят ресурсное и логистическое обеспечение работы отрасли, а также защита внутреннего рынка. Об этом шла речь на расширенном заседании совета директоров объединения "Укрметаллургпром", которое состоялось в Киеве 5 апреля.

Есть антирекорд!

Открывая заседание, президент "Укрметаллургпрома" Александр Каленков вкратце напомнил основные аспекты работы горно-металлургического комплекса в 2017 г. По его словам, это прежде всего потеря целого ряда предприятий, оставшихся на территории Донбасса, неконтролируемой официальным Киевом.

В докризисном 2007 г. на их долю приходилось 25% всего производства металлургической продукции, в 2013 г. – 18% и даже в 2014 г., в период военного конфликта на Донбассе, доля этих предприятий составила 14%. "Полностью компенсировать их потерю за счет предприятий на контролируемых территориях не удалось", – отметил А.Каленков.

Член комитета Верховной Рады по экологической политике Дмитрий Колесников в свою очередь подчеркнул, что за последние 4 года падение стального производства в Украине составило 29,8%, что является антирекордом. "Даже в кризисные 1990-е гг. в стране выплавляли на 1 млн тонн стали больше, чем сейчас", – подчеркнул он.

В этих условиях традиционные проблемы в работе железнодорожного госмонополиста ПАО "Укрзализныця" еще больше усугубились, констатировал А.Каленков. "Общая неэффективность "УЗ" наложилась на перенаправление потоков грузов ГМК с Востока на Юг – "Укрзализныця" не смогла перестроиться. Из-за этого мы недопроизвели, по нашим оценкам, минимум 2-3 млн тонн стали в год", – отметил он.

Защититься от Китая

В качестве еще одного фактора, глобально влиявшего на работу украинского ГМК в прошлом году, президент "Укрметаллургпрома" назвал ужесточение стального протекционизма на внешних рынках – на фоне сохранения избыточных производственных мощностей номиналом в сотни миллионов тонн по всему миру, главным образом в Китае.

"Показательным стало расследование, начатое в этом году Евросоюзом по импорту горячекатаного рулона. Это фактически наш домашний рынок, почти нашего 50% экспорта идет туда, в т.ч. по г/к рулону – на сотни миллионов евро, и это (расследование) ставит под сомнение эффективность нашей работы на данном рынке", – сказал А.Каленков.

На фоне увеличения числа заградительных тарифных барьеров для экспорта украинской металлопродукции в других странах глава "Укрметаллургпрома" обратил внимание на угрожающие тенденции на внутреннем рынке. Так, стальное потребление в Украине за 2017 г. выросло всего на 6,7% – тогда как импорт увеличился на 23%. Прирост обеспечен главным образом за счет поставок китайской продукции – оцинкованного листа и плоского проката с полимерным покрытием. Их качество оставляет желать лучшего, но более привлекательно по цене из-за демпинга китайцев.

В этом контексте А.Каленков высказался за введение правительством Украины пошлин на импорт всей стальной продукции – по аналогии с решением президентской администрации США, установившей пошлину в размере 25% от таможенной стоимости на импорт товарной группы ГМК. Рост стального импорта президент "Укрметаллургпрома" назвал одной из главных угроз для украинского ГМК в 2018 г., а принятие мер защиты – одной из главных задач, стоящих перед отраслью.

Глава комитета Верховной Рады по промышленной политике Виктор Галасюк в свою очередь высказался за введение защитных мер по примеру других стран. Одним из шагов он назвал принятие во втором чтении закона "Покупай украинское, плати украинцам", предусматривающего ценовое преимущество в 12% для украинских производителей при госзакупках. "Это норма, которая в США работает с 1933 г.", – подчеркнул он. Принятие данного закона позволит стимулировать рост производства в украинском машиностроении – которое в свою очередь, увеличит потребление стали, пояснил глава комитета ВР по промполитике.

Директор по корпоративным отношениям трубно-колесной корпорации "Интерпайп" Дмитрий Кисилевский также поддержал необходимость защиты внутреннего стального рынка Украины. "В этом году мы столкнулись с ударами с двух сторон: Российская Федерация ввела пошлину 34% на нашу продукцию, и США ввели 25% пошлины. Поэтому для нашего государства есть повод задуматься и восстановить статус-кво (за счет ответных мер – ред.)", – сказал он.

Без лома нет подъема

Приоритетной задачей для украинского ГМК на 2018 г. А.Каленков назвал ресурсное обеспечение работы отрасли. В этом контексте предлагаются 2 решения – принятие Верховной Радой закона о детенизации рынка металлолома и продление пошлины на вывоз лома из Украины.

Д.Кисилевский от имени производителей поддержал оба решения, акцентировав внимание на их первостепенной важности. Он напомнил, что объемы ломозаготовки в Украине уменьшаются из года в год – поэтому для работы металлургических предприятий, базовой отрасли украинской экономики, требуется создать условия, когда дефицитное сырье будет оставаться в стране. Уже сейчас ежегодная потребность ГМК Украины в ломе оценивается в 4-5 млн тонн, а заготовка – на уровне 3,5 млн тонн.

В.Галасюк в свою очередь сообщил, что комитет Верховной Рады по промышленной политике разработал и одобрил законопроект, предусматривающий продление экспортных пошлин на лом на 3 года с одновременным повышением до 42 евро/тонну, что соответствует уровню тарифной защиты в 20% при текущих ценах. Д.Кисилевский уточнил, что в других странах экспортные пошлины на лом гораздо выше: 25-35%.

Также представитель "Интерпайпа" поддержал инициативу "Укрметаллургпрома" о детенизации рынка металлолома. По его словам, в настоящее время он "недалеко ушел" от того, что происходит с добычей янтаря. "В результате мы не можем купить лом у тех, кто его реально заготавливает, и вынуждены это делать через посредников. При этом они порой проводят некие операции, после чего уже к нам приходит налоговая и требует объяснений", – пояснил Д.Кисилевский.

Емкость рынка металлолома он оценил в 20 млрд грн. в год. Такова цена вопроса, который служит в т.ч. источником коррупционных схем для силовых органов. "Принятие закона позволит разрубить этот гордиев узел, который формировался годами", – заявил представитель "Интерпайпа".

Опасные инициативы "УЗ"

Не менее значимой задачей для ГМК Украины на 2018 г. является логистическая составляющая. Прежде всего речь идет о работе железнодорожного госмонополиста ПАО "Укрзализныця", для которого ГМК суммарно обеспечивает до 40% всех объемов грузоперевозки. "Остается проблема расшивки узких мест при ж/д перевозках в направлении портов и на Мариуполь", – сказал А.Каленков.

Член комитета Верховной Рады по вопросам транспорта Владимир Гусак отметил, что при нынешнем руководителе "УЗ" Евгении Кравцове наметились определенные изменения к лучшему в работе железнодорожников. Так, еще 2 года назад при польском менеджере Войцехе Балчуне "УЗ" обеспечивала не более 13 грузовых маршрутов на Мариуполь, где расположены 2 крупных металлургических комбината.

В 2017 г. это было 16 маршрутов – после проведения I этапа реконструкции, а сейчас это уже 22 маршрута грузовых поездов в сутки. "Сейчас стоит задача об увеличении цифры до 26-27 маршрутов – это позволит на полную мощность загрузить комбинаты в Мариуполе. Создается впечатление, что сейчас ситуация в "УЗ" более управляемая, чем ранее", – сказал В.Гусак.

А.Каленков в свою очередь отметил, что существуют определенные проблемы, связанные с тарифными инициативами "УЗ". Так, помимо прямого повышения стоимости грузоперевозок, железнодорожники идут на различные ухищрения. К примеру, с 19 февраля ПАО "Укрзализныця" повысила стоимость использования своих грузовых вагонов и полувагонов на 50-60% за счет так называемой "либерализации вагонной составляющей" тарифа.

Кроме того, сейчас "УЗ" продвигает следующую инициативу: отмену деления грузов на классы при расчете тарифов. По оценкам "Укрметаллургпрома", это приведет к дополнительным расходам предприятий ГМК на 4-5 млрд грн. в год. "Существующую классность грузов надо сохранить", – подчеркнул А.Каленков.

В.Гусак напомнил, что в соответствии с действующим законом Украины "О морских портах" предусматривается создание отдельного условно-независимого госрегулятора – Национальной комиссии регулирования транспорта. НКРТ должна заниматься проверкой обоснованности и утверждением тарифов в сфере транспорта, в т.ч. и для "УЗ", подчеркнул В.Гусак. Он назвал недопустимой инициативу передать тарифные полномочия относительно "УЗ" новому органу при Министерстве инфраструктуры, создание которого предлагается в новом законопроекте "О железнодорожном транспорте".

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

19 Квітня 2024

Вже навесні повернуться графіки відключення світла по всій Україні

В березні українська економіка зросла майже на 5%

Безпеку українського морського коридору посилять

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

ВСІ НОВИНИ ⇢