ГМК-2018: основные вызовы
ПублікаціїОбострение конкуренции на глобальных рынках в текущем году ставит перед украинскими металлургами серьезные вызовы. На первый план выходят ресурсное и логистическое обеспечение работы отрасли, а также защита внутреннего рынка. Об этом шла речь на расширенном заседании совета директоров объединения "Укрметаллургпром", которое состоялось в Киеве 5 апреля.
Есть антирекорд!
Открывая заседание, президент "Укрметаллургпрома" Александр Каленков вкратце напомнил основные аспекты работы горно-металлургического комплекса в 2017 г. По его словам, это прежде всего потеря целого ряда предприятий, оставшихся на территории Донбасса, неконтролируемой официальным Киевом.
В докризисном 2007 г. на их долю приходилось 25% всего производства металлургической продукции, в 2013 г. – 18% и даже в 2014 г., в период военного конфликта на Донбассе, доля этих предприятий составила 14%. "Полностью компенсировать их потерю за счет предприятий на контролируемых территориях не удалось", – отметил А.Каленков.
Член комитета Верховной Рады по экологической политике Дмитрий Колесников в свою очередь подчеркнул, что за последние 4 года падение стального производства в Украине составило 29,8%, что является антирекордом. "Даже в кризисные 1990-е гг. в стране выплавляли на 1 млн тонн стали больше, чем сейчас", – подчеркнул он.
В этих условиях традиционные проблемы в работе железнодорожного госмонополиста ПАО "Укрзализныця" еще больше усугубились, констатировал А.Каленков. "Общая неэффективность "УЗ" наложилась на перенаправление потоков грузов ГМК с Востока на Юг – "Укрзализныця" не смогла перестроиться. Из-за этого мы недопроизвели, по нашим оценкам, минимум 2-3 млн тонн стали в год", – отметил он.
Защититься от Китая
В качестве еще одного фактора, глобально влиявшего на работу украинского ГМК в прошлом году, президент "Укрметаллургпрома" назвал ужесточение стального протекционизма на внешних рынках – на фоне сохранения избыточных производственных мощностей номиналом в сотни миллионов тонн по всему миру, главным образом в Китае.
"Показательным стало расследование, начатое в этом году Евросоюзом по импорту горячекатаного рулона. Это фактически наш домашний рынок, почти нашего 50% экспорта идет туда, в т.ч. по г/к рулону – на сотни миллионов евро, и это (расследование) ставит под сомнение эффективность нашей работы на данном рынке", – сказал А.Каленков.
На фоне увеличения числа заградительных тарифных барьеров для экспорта украинской металлопродукции в других странах глава "Укрметаллургпрома" обратил внимание на угрожающие тенденции на внутреннем рынке. Так, стальное потребление в Украине за 2017 г. выросло всего на 6,7% – тогда как импорт увеличился на 23%. Прирост обеспечен главным образом за счет поставок китайской продукции – оцинкованного листа и плоского проката с полимерным покрытием. Их качество оставляет желать лучшего, но более привлекательно по цене из-за демпинга китайцев.
В этом контексте А.Каленков высказался за введение правительством Украины пошлин на импорт всей стальной продукции – по аналогии с решением президентской администрации США, установившей пошлину в размере 25% от таможенной стоимости на импорт товарной группы ГМК. Рост стального импорта президент "Укрметаллургпрома" назвал одной из главных угроз для украинского ГМК в 2018 г., а принятие мер защиты – одной из главных задач, стоящих перед отраслью.
Глава комитета Верховной Рады по промышленной политике Виктор Галасюк в свою очередь высказался за введение защитных мер по примеру других стран. Одним из шагов он назвал принятие во втором чтении закона "Покупай украинское, плати украинцам", предусматривающего ценовое преимущество в 12% для украинских производителей при госзакупках. "Это норма, которая в США работает с 1933 г.", – подчеркнул он. Принятие данного закона позволит стимулировать рост производства в украинском машиностроении – которое в свою очередь, увеличит потребление стали, пояснил глава комитета ВР по промполитике.
Директор по корпоративным отношениям трубно-колесной корпорации "Интерпайп" Дмитрий Кисилевский также поддержал необходимость защиты внутреннего стального рынка Украины. "В этом году мы столкнулись с ударами с двух сторон: Российская Федерация ввела пошлину 34% на нашу продукцию, и США ввели 25% пошлины. Поэтому для нашего государства есть повод задуматься и восстановить статус-кво (за счет ответных мер – ред.)", – сказал он.
Без лома нет подъема
Приоритетной задачей для украинского ГМК на 2018 г. А.Каленков назвал ресурсное обеспечение работы отрасли. В этом контексте предлагаются 2 решения – принятие Верховной Радой закона о детенизации рынка металлолома и продление пошлины на вывоз лома из Украины.
Д.Кисилевский от имени производителей поддержал оба решения, акцентировав внимание на их первостепенной важности. Он напомнил, что объемы ломозаготовки в Украине уменьшаются из года в год – поэтому для работы металлургических предприятий, базовой отрасли украинской экономики, требуется создать условия, когда дефицитное сырье будет оставаться в стране. Уже сейчас ежегодная потребность ГМК Украины в ломе оценивается в 4-5 млн тонн, а заготовка – на уровне 3,5 млн тонн.
В.Галасюк в свою очередь сообщил, что комитет Верховной Рады по промышленной политике разработал и одобрил законопроект, предусматривающий продление экспортных пошлин на лом на 3 года с одновременным повышением до 42 евро/тонну, что соответствует уровню тарифной защиты в 20% при текущих ценах. Д.Кисилевский уточнил, что в других странах экспортные пошлины на лом гораздо выше: 25-35%.
Также представитель "Интерпайпа" поддержал инициативу "Укрметаллургпрома" о детенизации рынка металлолома. По его словам, в настоящее время он "недалеко ушел" от того, что происходит с добычей янтаря. "В результате мы не можем купить лом у тех, кто его реально заготавливает, и вынуждены это делать через посредников. При этом они порой проводят некие операции, после чего уже к нам приходит налоговая и требует объяснений", – пояснил Д.Кисилевский.
Емкость рынка металлолома он оценил в 20 млрд грн. в год. Такова цена вопроса, который служит в т.ч. источником коррупционных схем для силовых органов. "Принятие закона позволит разрубить этот гордиев узел, который формировался годами", – заявил представитель "Интерпайпа".
Опасные инициативы "УЗ"
Не менее значимой задачей для ГМК Украины на 2018 г. является логистическая составляющая. Прежде всего речь идет о работе железнодорожного госмонополиста ПАО "Укрзализныця", для которого ГМК суммарно обеспечивает до 40% всех объемов грузоперевозки. "Остается проблема расшивки узких мест при ж/д перевозках в направлении портов и на Мариуполь", – сказал А.Каленков.
Член комитета Верховной Рады по вопросам транспорта Владимир Гусак отметил, что при нынешнем руководителе "УЗ" Евгении Кравцове наметились определенные изменения к лучшему в работе железнодорожников. Так, еще 2 года назад при польском менеджере Войцехе Балчуне "УЗ" обеспечивала не более 13 грузовых маршрутов на Мариуполь, где расположены 2 крупных металлургических комбината.
В 2017 г. это было 16 маршрутов – после проведения I этапа реконструкции, а сейчас это уже 22 маршрута грузовых поездов в сутки. "Сейчас стоит задача об увеличении цифры до 26-27 маршрутов – это позволит на полную мощность загрузить комбинаты в Мариуполе. Создается впечатление, что сейчас ситуация в "УЗ" более управляемая, чем ранее", – сказал В.Гусак.
А.Каленков в свою очередь отметил, что существуют определенные проблемы, связанные с тарифными инициативами "УЗ". Так, помимо прямого повышения стоимости грузоперевозок, железнодорожники идут на различные ухищрения. К примеру, с 19 февраля ПАО "Укрзализныця" повысила стоимость использования своих грузовых вагонов и полувагонов на 50-60% за счет так называемой "либерализации вагонной составляющей" тарифа.
Кроме того, сейчас "УЗ" продвигает следующую инициативу: отмену деления грузов на классы при расчете тарифов. По оценкам "Укрметаллургпрома", это приведет к дополнительным расходам предприятий ГМК на 4-5 млрд грн. в год. "Существующую классность грузов надо сохранить", – подчеркнул А.Каленков.
В.Гусак напомнил, что в соответствии с действующим законом Украины "О морских портах" предусматривается создание отдельного условно-независимого госрегулятора – Национальной комиссии регулирования транспорта. НКРТ должна заниматься проверкой обоснованности и утверждением тарифов в сфере транспорта, в т.ч. и для "УЗ", подчеркнул В.Гусак. Он назвал недопустимой инициативу передать тарифные полномочия относительно "УЗ" новому органу при Министерстве инфраструктуры, создание которого предлагается в новом законопроекте "О железнодорожном транспорте".
Игорь Воронцов
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram