Дураки и дороги

Публікації

Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.

Эта проблема не только значительно ухудшает качество жизни украинцев: плохие дороги увеличивают время пребывания в пути и тянут за собой дополнительные расходы на топливо и ремонт автомобиля. Более того, дороги, которые для экономики страны являются своего рода кровеносными сосудами, ухудшают и деловую активность. При этом правительство делает вид, что проблема незначительная и есть куда более важные задачи.

Если рассматривать проблему с точки зрения правительства, а не обывателя, все задачи можно разделить на главные и второстепенные. И дороги для чиновников – второстепенная задача. Хотя если бы правительство внимательно посмотрело на опыт других стран, то, вероятно, изменило бы свою точку зрения.

К примеру, Китай свой путь к процветанию начинал не с приватизации, не с либерализации торговли и даже не с притока инвестиций. Еще в 1980-х годах там поняли, что без развитой инфраструктуры не видать процветания как своих ушей. Потому в первую очередь ктайцы взялись за строительство дорог. Всего за 10 лет было построено столько дорог, сколько весь развитый мир построил за полстолетия. Масштабы работ были беспрецедентными. И за очень короткий период Китай из бедной страны, где были не дороги, а только направления, где раньше дороги деалали из камня с помощью лопат, превратился в страну с высокоразвитой инфраструктурой.

Китайцы понимали, что развитая инфраструктура – ключ к дальнейшему развитию экономики. Во-первых, потому что строительство дорог создает спрос на строительные услуги, ресурсы и рабочие места. Все это является стимулом для развития экономики, согласно канонам кейнсианского учения. Во-вторых, качество дорожного полотна удешевляет транспортные услуги, что в итоге влияет на себестоимость, а значит, конкурентоспособность продукции. Все это дает первоначальный импульс для дальнейшего развития.

Наше же правительство преследует совсем другие цели. Вместо того чтобы стимулировать рост экономики госзаказами, оно ударилось в экономию, которая при этом доходит до маразма. За 1000 грн. экономии мы можем отдать заказ на 2 млрд грн. иностранному производителю, в обход своего, который выпускает продукцию ничем не хуже.

С дорогами аналогично. В 2018 г. на строительство и ремонт дорог выделено около 40 млрд грн. В статье Bloomberg отмечено, что на инфраструктуру будет потрачено 1,4% ВВП, что в четыре раза превышает затраты на подготовку к Евро-2102. На первый взгляд кажется т обнадеживающим. Тем не менее из этих средств только 8 млрд грн. пойдут на строительство цементобетонных дорог. Вместо того чтобы начать масштабное строительство бетонных дорог, которые отличаются более высокой износостойкостью и долговечностью, чиновники отдают предпочтение асфальтовому покрытию.

Никто не учитывает, что в долгосрочной перспективе бетонные дороги выигрывают у асфальтовых. Срок службы бетона – 30-40 лет, в то время как у асфальта всего 5 лет. И через 8-10 лет эксплуатации содержание бетонных становится более дешевым, чем асфальтовых. К тому же есть успешный опыт эксплуатации этих дорог в развитых странах. У нас любят приводить в сравнение американские и германские дороги. Так вот, в США 60% дорог – бетонные, в Германии – 40%. И данный вид покрытия используется как раз на самых перегруженных участках.

Никто не учитывает, что вместо импортного битума цемент мы производим сами. А это заказы внутренним производителям, что позволит поднять экономику страны. Никто не учитывает, что качественные дороги в конечном счете снизят логистические издержки, что позволит нашей продукции быть более конкурентной на внешних рынках.

По оценкам McKinsey Global Institute, каждый доллар инвестиций в дороги приносит 20 центов дохода только за счет производительности. Но все эти аргументы меркнут перед магическим словом "экономия". Ведь изначальные инвестиции в бетонное покрытие более высокие.

Правительство ведет себя как штатный экономический агент. Сейчас главное отрапортовать о больших инвестициях в дорожное строительство. Показать, что отремонтировано столько-то километров дорог. И главное – побольше. А то что, качество этих дорог будет сомнительным, что через несколько лет их придется снова ремонтировать, снова импортировать битум, ухудшая торговый баланс, то об этом просто умалчивают. А зачем об этом говорить? Зачем планировать и создавать долгосрочные проекты, если можно дешевле построить больше дорог?

Правительство страны напоминает компанию, которой важнее выплатить дивиденды, а не реинвестировать их в будущие, более высокие доходы. Оно подобно кораблю, который не управляет парусами, чтобы достичь нужного пункта назначения, а плывет, куда ветер несет. Неудивительно, что страну штормит при каждом порыве ветра, и мы постоянно натыкаемся на рифы и мели.

Павел Вернивский, эксперт института им. Александра Поля

МинПром

Новини

19 Квітня 2024

ДТЕК попереджає про можливі відключення світла у Києві

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢