Дураки и дороги
ПублікаціїНе секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
Эта проблема не только значительно ухудшает качество жизни украинцев: плохие дороги увеличивают время пребывания в пути и тянут за собой дополнительные расходы на топливо и ремонт автомобиля. Более того, дороги, которые для экономики страны являются своего рода кровеносными сосудами, ухудшают и деловую активность. При этом правительство делает вид, что проблема незначительная и есть куда более важные задачи.
Если рассматривать проблему с точки зрения правительства, а не обывателя, все задачи можно разделить на главные и второстепенные. И дороги для чиновников – второстепенная задача. Хотя если бы правительство внимательно посмотрело на опыт других стран, то, вероятно, изменило бы свою точку зрения.
К примеру, Китай свой путь к процветанию начинал не с приватизации, не с либерализации торговли и даже не с притока инвестиций. Еще в 1980-х годах там поняли, что без развитой инфраструктуры не видать процветания как своих ушей. Потому в первую очередь ктайцы взялись за строительство дорог. Всего за 10 лет было построено столько дорог, сколько весь развитый мир построил за полстолетия. Масштабы работ были беспрецедентными. И за очень короткий период Китай из бедной страны, где были не дороги, а только направления, где раньше дороги деалали из камня с помощью лопат, превратился в страну с высокоразвитой инфраструктурой.
Китайцы понимали, что развитая инфраструктура – ключ к дальнейшему развитию экономики. Во-первых, потому что строительство дорог создает спрос на строительные услуги, ресурсы и рабочие места. Все это является стимулом для развития экономики, согласно канонам кейнсианского учения. Во-вторых, качество дорожного полотна удешевляет транспортные услуги, что в итоге влияет на себестоимость, а значит, конкурентоспособность продукции. Все это дает первоначальный импульс для дальнейшего развития.
Наше же правительство преследует совсем другие цели. Вместо того чтобы стимулировать рост экономики госзаказами, оно ударилось в экономию, которая при этом доходит до маразма. За 1000 грн. экономии мы можем отдать заказ на 2 млрд грн. иностранному производителю, в обход своего, который выпускает продукцию ничем не хуже.
С дорогами аналогично. В 2018 г. на строительство и ремонт дорог выделено около 40 млрд грн. В статье Bloomberg отмечено, что на инфраструктуру будет потрачено 1,4% ВВП, что в четыре раза превышает затраты на подготовку к Евро-2102. На первый взгляд кажется т обнадеживающим. Тем не менее из этих средств только 8 млрд грн. пойдут на строительство цементобетонных дорог. Вместо того чтобы начать масштабное строительство бетонных дорог, которые отличаются более высокой износостойкостью и долговечностью, чиновники отдают предпочтение асфальтовому покрытию.
Никто не учитывает, что в долгосрочной перспективе бетонные дороги выигрывают у асфальтовых. Срок службы бетона – 30-40 лет, в то время как у асфальта всего 5 лет. И через 8-10 лет эксплуатации содержание бетонных становится более дешевым, чем асфальтовых. К тому же есть успешный опыт эксплуатации этих дорог в развитых странах. У нас любят приводить в сравнение американские и германские дороги. Так вот, в США 60% дорог – бетонные, в Германии – 40%. И данный вид покрытия используется как раз на самых перегруженных участках.
Никто не учитывает, что вместо импортного битума цемент мы производим сами. А это заказы внутренним производителям, что позволит поднять экономику страны. Никто не учитывает, что качественные дороги в конечном счете снизят логистические издержки, что позволит нашей продукции быть более конкурентной на внешних рынках.
По оценкам McKinsey Global Institute, каждый доллар инвестиций в дороги приносит 20 центов дохода только за счет производительности. Но все эти аргументы меркнут перед магическим словом "экономия". Ведь изначальные инвестиции в бетонное покрытие более высокие.
Правительство ведет себя как штатный экономический агент. Сейчас главное отрапортовать о больших инвестициях в дорожное строительство. Показать, что отремонтировано столько-то километров дорог. И главное – побольше. А то что, качество этих дорог будет сомнительным, что через несколько лет их придется снова ремонтировать, снова импортировать битум, ухудшая торговый баланс, то об этом просто умалчивают. А зачем об этом говорить? Зачем планировать и создавать долгосрочные проекты, если можно дешевле построить больше дорог?
Правительство страны напоминает компанию, которой важнее выплатить дивиденды, а не реинвестировать их в будущие, более высокие доходы. Оно подобно кораблю, который не управляет парусами, чтобы достичь нужного пункта назначения, а плывет, куда ветер несет. Неудивительно, что страну штормит при каждом порыве ветра, и мы постоянно натыкаемся на рифы и мели.
Павел Вернивский, эксперт института им. Александра Поля
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram