Динамичная ИНДустрия

Публікації

Промышленность Индии развивается по целому ряду важных направлений, обеспечивая устойчиво позитивную динамику ВВП. По результатам 2017 года ВВП Индии вырос на 6,7%, до 2,6 трлн долл., по этому показателю она обошла Францию и вышла на 6-е место в мире. При этом доля страны в мировой экономике с 2,6% в 2014-м увеличилась до 3,1%.

По прогнозу Всемирного банка, в этом году страновой ВВП прибавит еще 7,3%, а в 2019-20 годах выйдет на уровень 7,5%. Таким образом, ожидается, что в следующие несколько лет экономика Индии станет самой быстрорастущей среди развивающихся стран.

Значительная доля в этой позитивной динамике приходится на промышленность, которая сегодня обеспечивает около 30% индийского ВВП. Промышленному развитию страны способствует ряд госпрограмм развития и поддержки: "Делай в Индии" (непосредственно направлена на развитие производственного потенциала), "Старт-ап Индия" (поддержка инноваций), "Стенд-ап Индия" (развитие предпринимательства), программы модернизации индийских железных и автодорог, создания 100 "умных городов", очистки рек и развития внутренних водных путей, программа "Доступное жилье для всех", пакет инициатив "Цифровая Индия", отраслевые стратегии развития металлургии, электроэнергетики и др.

Индийцам удалось наладить производство сложной продукции глубокой переработки: например, широкую известность приобрели легковые и грузовые автомобили Tata, которыми насыщен внутренний рынок и которые активно предлагаются на экспорт. Если в 2000 году в стране было выпущено около 800 тыс. автомашин (включая 518 тыс. легковых), то в 2017 – уже 4,8 млн. Крупнейшие национальные автомобилестроители – Tata, Mahindra, Force Motors, Ashok Leyland; кроме того, действуют производственные площадки многих международных компаний-лидеров из США, Европы, Японии. Это касается не только легковых, но и грузовых авто. В индийском ВВП автопром занимает 7%, а в мире по количеству производимых автомашин Дели вышел на 5-е место. Присутствует и внешняя экспансия: так, в 2004-м Tata приобрела у Daewoo южнокорейское предприятие по выпуску грузовиков Daewoo Commercial Vehicle Co.

Металлургическая динамика

Тем не менее на официальном уровне основными индустриальными секторами считаются добыча угля, нефти и природного газа, производство электроэнергии, нефтепродуктов, металлопродукции, цемента и удобрений. Это сектора в совокупности обеспечивают выпуск более 40% промпродукции. Так, выплавка стали в Индии в 2017 году выросла на 6,2% до 101,4 млн т, в основном за счет 6 крупнейших метгрупп – SAIL, RINL, JSW Steel, Jindal Steel & Power, Tata Steel, Essar Steel, выплавляющих более 57% стали в стране. На этот год прогнозируется еще +7,1%. Обратим внимание на наличие крупных индустриальных групп: скажем, Tata, кроме машиностроения и металлургии, занимается химией, потребтоварами, ТЭК, АПК, телекоммуникациями, ИТ, различными услугами, а JSW Steel наряду с JSPL входит в холдинг O.P. Jindal Group (металлургия, ТЭК, стройматериалы).

В 2017-м правительством принята Политика развития металлургического производства (National Steel Policy) на период до 2031 года, направленная на рост внутреннего металлопотребления, обеспечение выплавки высококачественной стали, создание передовой в технологическом отношении и конкурентоспособной металлургии. Документом предусмотрено достижение ежегодной выплавки стали в 300 млн т к 2030 году, а выпуск проката должен составить 255 млн т; примерная стоимость программы – 10 трлн рупий (~139 млрд долл. по актуальному курсу). Этому будет способствовать увеличение государственных расходов на развитие инфраструктуры, сети железных дорог, судостроения, автопрома и в целом машиностроения, участие частного капитала в работе оборонного сектора, ожидаемый рост в строительной индустрии.

Согласно Политике к 2030-му страна должна перейти на самообеспечение автолистом, электротехнической сталью, специальными сталями и сплавами для оборонной промышленности и других стратегических секторов. Дели обещает улучшить и упростить для металлургов доступ к сырью, энергии, природному газу, поддерживать создание новых мощностей, конкурентоспособных на глобальном уровне, и меры по сокращению себестоимости; стимулировать иностранные инвестиции в металлургию и покупку зарубежных сырьевых активов индийскими метгруппами.

На таком фоне в июне Tata Steel начала ІІ этап строительства меткомбината Kalinganagar в штате Одиша, общая смета проекта – 235 млрд рупий (3,3 млрд долл.), в итоге годовая мощность предприятия вырастет с 3 до 8 млн т. Первым новым объектом станет стан холодной прокатки на 2,2 млн/год, ориентированный на высококачественный лист. Инвесторы рассчитывают, что МК займет на внутреннем рынке нишу "качественного" производителя, поставляющего горяче- и холоднокатаный прокат для нефтегазовых и трубопроводных труб, автомобилей, судов, бытовой техники и др.

А в сентябре премьер-министр Нарендра Моди поручил индийскому Минметаллургпрому провести переговоры с компанией Posco (Южная Корея) и ведущими металлургическими корпорациями Японии об участии в строительстве МК ежегодной мощностью 5 млн т в год в рамках СП с государственной RINL в г. Вишакхапатнам (штат Андхра-Прадеш) на юго-восточном побережье Индии. Проект стоимостью 300 млрд рупий (около 4,2 млрд долл.) предусматривает создание импортозамещающего производства высококачественного проката для автопрома и других промышленных потребителей. Государство гарантирует бесперебойное снабжение МК железной рудой и предоставляет готовую площадку под строительство.

Интересно, что Минметаллургпром ставит задачу снижения зависимости от импорта металлургического оборудования, оценивая необходимый объем капиталовложений в локализацию его изготовления в 4 трлн рупий (немногим менее 60 млрд долл.) и приглашая зарубежных машиностроителей создавать новые мощности на Индостане. В то же время проблемой остается дефицит железных руд, которых для предполагаемой годовой выплавки 300 млн т стали потребуется порядка 480 млн т/год. Дело в том, что в 2011 году власти начали борьбу с нелегальной добычей полезных ископаемых – это привело к длительной остановке ряда железорудных рудников и почти 2-кратному падению производства. Сейчас же карательные меры ослабевают, наиболее активными они остаются в штате Гоа, тогда как в штате Карнатака некоторые ограничения отменены, а в Одише ряд добытчиков, чья деятельность была приостановлена, выплатил предписанные судом суммы экологических сборов и возобновил работу. В конечном счете в 2017/18 финансовом году (ФГ; апрель/март) добыча железной руды в стране увеличилась на 9%, до 210 млн т – это максимум с 2010/11 ФГ; крупнейшей национальной железорудной компанией остается государственная National Mineral Development Corp. (NMDC).

Химия и жизнь

Еще одна важная отрасль – химическая, обеспечивающая 18% объема промпроизводства; по выпуску химической продукции Индия занимает 6-е место в мире и 3-е в Азии. В 2016-17 ФГ изготовлено 25,7 млн т основных химических соединений и нефтепродуктов – рост на 3,9% к предыдущему ФГ. В отрасли действует более 40 тыс. операторов, в основном малых и средних. К числу крупных же относятся частные Reliance Industries Ltd. (RIL), Indian Petrochemicals Corporation Ltd. (IPCL), Haldia Petrochemicals Ltd (HIL), GAIL, а также государственные Hindustan Organic Chemicals Ltd. (HOCL), Hindustan Inseсticides Ltd. (HIL).

Для стимулирования отрасли с 2007 года реализуется национальная программа, основные цели которой – привлечение инвестиций, в т.ч. иностранных, увеличение внутреннего потребления пластиков и синтетических волокон, стабильный рост производства нефтехимической продукции за счет инновационных методов утилизации и переработки пластиковых отходов, развитие выпуска биополимеров и пластиков, расширение профильных научно-исследовательских работ. Одним из пилотных отраслевых проектов является завод полимеров в штате Ассам (Assam Gas Cracker Project), реализуемый индийским химпредприятием Brahmapurta Cracker and Polymer Ltd. Завод мощностью 280 тыс. т введен в эксплуатацию 2 января 2016 года, смета проекта – 1,5 млрд долл., из которых 785 млн долл. – государственные субсидии.

Также уделяется большое внимание крупным проектам, объединяющим смежные предприятия нефтяного, химического и нефтехимического подсекторов. С 2007 года реализуется инвестпрограмма развития "специализированных территорий" – Petroleum, Chemicals and Petrochemicals Investment Regions. Проекты программы предполагают размещение в прибрежных зонах на одной территории нескольких взаимосвязанных нефтехимических производств с единой инфраструктурой; к настоящему времени активно развиваются 5 таких территорий в штатах Андхра-Прадеш (Вишакхапатнам), Гуджарат (Дахедж), Одиша (Парадип), Тамилнад (Кудалор, Нагапатинам).

К слову, в целях развития изготовления полимеров Дели с 2011 года запустил программу Парков пластиков, в рамках 1-й фазы программы было одобрено создание 10 парков – в частности, в штатах Тамилнад, Мадхья-Прадеш, Одиша, Ассам. Кроме того, Индия – один из крупнейших в мире производителей (3-е место после Китая и США) и потребителей (2-е место после КНР) минеральных удобрений, но по-прежнему выпускает мало фосфорных, а все калийные импортируются. Импортозамещение по этим направлениям также является одним из приоритетов промышленного развития на последующие годы.

На этих примерах заметно, что промышленность Индии – многоплановый и динамично развивающийся комплекс, позволяющий стране поддерживать хорошую динамику ВВП и вести внешнеэкономическую экспансию. Так, в 2016/17 ФГ товарный экспорт Индии вырос на 5,2%, до 275,8 млрд долл., но сальдо остается негативным: импорт увеличился на 0,9%, до 384,3 млрд долл. По данным странового Гендиректората по торговой статистике, ведущие группы экспорта – обработанные драгоценные камни и готовые ювелирные изделия (15,8%), нефтепродукты (11,7%), текстильные товары (8,9%), химическая и фармацевтическая продукция (8,9%), агропродукция (8,2%), транспортное оборудование (5,4%), продукция машиностроения (5,1%), черные металлы (3,2%).

Экспортная структура еще остается отчасти "сырье-полуфабрикатной", но меняется в пользу передельных товаров с повышенной добавленной стоимостью. В региональном разрезе 50% индийского экспорта поступает в Азию, 20% – в Америку, еще почти 20% – в Европу; крупнейшим покупателем индийской продукции до последнего времени были США (16% в денежном выражении), но после введения "трамповских" заградительных мер эта доля, вероятно, уменьшится. Так или иначе, экономика страны сохраняет огромный потенциал и энергию развития, и промышленность служит ключевым фактором.

Максим Полевой

МинПром

Новини

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

Росія знищила майже всю теплову генерацію України – Зеленський

ВСІ НОВИНИ ⇢