Меморандум взаимоНЕпонимания

Публікації

10 октября 2008 между правительством Украины и менеджментом крупнейших отечественных ГМК-компаний был подписан так называемый Меморандум взаимопонимания. И хотя этот документ вряд ли войдет в историю как пример сверхэффективного взаимодействия государства и частного бизнеса, первый реальный шаг к преодолению системного отраслевого кризиса сделан. Насколько он окажется судьбоносным, покажет ближайшее будущее, а мы попробуем без лишних эмоций проанализировать данный документ на предмет потенциальной эффективности заложенных в него конкретных мероприятий.

Последним примером эффективной государственной отраслевой политики может служить "экономический эксперимент", проведенный на предприятиях ГМК в 1999-2002 годах. Тогда для 67 предприятий отрасли законодательно были созданы благоприятные условия (преимущественно фискальные льготы) для преодоления кризисного состояния. И эти действия оправдали себя на все 100%. Более того, многие эксперты считают, что только благодаря "эксперименту" отечественный ГМК смог сохранить в те годы конкурентоспособность и мы не потеряли эту группу отраслей. Но при этом нельзя забывать, что на внешнем рынке многие инициативы "эксперимента" трактовались как преференции предприятиям отдельной отрасли и стали основанием к возбуждению ряда антидемпинговых, компенсационных и прочих расследований против украинской продукции.

Подписанный Меморандум взаимопонимания (как и прочие меморандумы, универсалы и т. п.) – документ скорее декларативный, чем конкретный. Этим он принципиально и отличается от нормативного акта. Текст меморандума оставляет возможность каждой из сторон в любой момент заявить о невыполнении партнером каких-либо обязательств (благо у тех и других их предостаточно) и в одностороннем порядке выйти из временной "коалиции" государства и бизнеса.
И в этой связи сразу обращает на себя внимание перечень социальных обязательств горняков и металлургов: сохранение рабочих мест и заработной платы, согласование всех действий с профсоюзами. Промышленники делают вид, что они реально выполнят эти обязательства, правительство – что верит им. Хотя и те и другие не могут не понимать, что возможности компаний финансировать социальные гарантии напрямую зависят от объемов выручки от реализации продукции, которая на многих предприятиях сократилась в разы. А отдельные комбинаты вообще приостановили свою производственную деятельность на неопределенный период. Смогут ли такие предприятия долгое время выплачивать зарплату многотысячному персоналу в прежнем объеме? Ведь количество рабочих мест и размер заработной платы жестко привязаны к объемам производства и производительности труда. Поэтому только улучшение ценовой конъюнктуры на рынках продукции ГМК может гарантировать работникам предприятий отрасли какую-то уверенность в завтрашнем дне.

Настораживает также обязательство "ускорить завершение переговорного процесса с владельцами сырья, ферросплавов и топливных ресурсов по поводу реализации на внутреннем рынке продукции по цене не выше мировой" и связанные с этим процедуры регистрации и декларирования цен на продукцию ГМК. Регулирование ценообразования на всех товарных рынках относится к исключительной компетенции антимонопольного органа, который располагает профессиональными специалистами в этой сфере. Вмешательство правительства в указанные процессы является недопустимым даже во время кризисных явлений на отдельных рынках, поскольку подрывает основополагающие принципы рыночной экономики. Мы уже наблюдали, чем могут окончиться подобные действия на примере бензиновых, сахарных и зерновых кризисов, когда, казалось бы, благие намерения Кабмина приводили к обратному эффекту.

Отдельные вопросы вызывает обязанность металлургов приобретать весь необходимый объем коксующихся углей у ГП "Уголь Украины" по ценам, привязанным к динамике цен на металлопродукцию. Во-первых, отечественные коксующиеся угли отличаются неудовлетворительными качественными характеристиками по сравнению с аналогами зарубежного производства. Поэтому не каждое металлургическое предприятие может без риска для качества своего конечного продукта использовать указанное сырье в своих технологических процессах. Во-вторых, рынки металлургического сырья и металлопродукции – это хоть и смежные, но все же абсолютно разные рынки, живущие по отдельным законам. Исходя из этого, цены на коксующиеся угли для внутреннего рынка должны определяться на основе импортного паритета. Другими словами, для предприятий должно быть экономически нецелесообразно (с учетом расходов на доставку) приобретать уголь по импорту, если есть предложение на внутреннем рынке продукта сопоставимого качества по конкурентоспособной цене.

Следует признать, что в тексте меморандума есть и абсолютно обоснованные потенциально эффективные мероприятия. В первую очередь, развитие внутреннего рынка металлопотребления. Учитывая, что свыше 75% металлопродукции экспортируется, снижение зависимости от конъюнктуры внешнего рынка – едва ли не единственная возможность эффективно противодействовать не только текущему кризису, но и всем последующим тоже. Но решать эту проблему нужно не путем "внедрения балансов производства и потребления продукции металлургических предприятий всеми металлопотребляющими отраслями экономики", а за счет формирования госзаказа и прямого государственного финансирования таких необходимых нашей стране крупных инфраструктурных проектов, в том числе и под эгидой Евро-2012.

Похвально и намерение Кабмина хоть как-то "успокоить" разбушевавшиеся тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом. В текущем году по отдельным направлениям и грузам они уже и так выросли более чем вдвое. Но зная безудержные аппетиты нынешнего министра транспорта и связи Винского (по сравнению с которым даже "покаявшийся" экс-министр Рудьковский просто невинный ребенок), можно смело предположить, что Минтранс найдет подходящую "лазейку", чтобы каким-либо иным способом вернуть утраченные позиции в доселе весьма успешной борьбе с ГМК.

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание, – это потенциально коррупционная схема предоставления государством кредитных ресурсов "по минимальным ставкам платы за пользование ими на развитие и решение проблемных вопросов предприятий горно-металлургического комплекса и смежных отраслей экономики". Очень хочется верить, что за реализацией данной инициативы будет установлен надлежащий контроль, способный обеспечить целевое использование выделяемых средств.

Новини

15 Липня 2024

УЗ не надаватиме 30% знижки на перевезення до портів Дунаю

Китайська економіка у І півріччі зросла на 5%

Ініциатива обʼєднати тарифи на розподіл електроенергії є обманом промислових інвесторів – Кисилевський

Vale і BHP розділять витрати на відшкодування збитків, які пов’язані з обвалом греблі у Бразилії

АМКР закликав уряд не допустити уніфікації тарифу на розподіл електроенергії

За 5 місяців імпорт товарів перевищив експорт на $10,7 млрд

Виробництво сталі в Китаї в першому півріччі знизилося лише на 1,1%

Україна планує долучитись до розмінування Чорного моря

Металургійні підприємства Туреччини імпортували з України 694,14 тис тонн залізної руди

Світовий обсяг виробництва нержавіючої сталі зріс на 5,5%

За шість місяців через українсько-польські переходи передано понад 11 млн тонн вантажів

Росіяни планують обробити близько 300 тис тонн вантажів в Маріуполі

Укренерго планує викупати електрику у бізнесу, який побудує децентралізовану генерацію

Rio Tinto побудує в Австралії дві нові СЕС

Поблизу Лейпцига запустили в роботу наймасштабнішу сонячну електростанцію

Україна збільшує експорт металопрокату

ВСІ НОВИНИ ⇢