Подробнее Запомнить город


Укрзализныця: стимул или угроза для экономики?

20.02.19
размер текста:

Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.

Впервые о ежеквартальном повышении грузовых тарифов на величину инфляции цен производителей глава правления УЗ Евгений Кравцов заговорил в декабре прошлого года. Абсурдность данной идеи очевидна: она полностью лишает монополиста стимулов быть операционно эффективной компанией.

Зачем добиваться роста оборачиваемости вагонов и наращивания объемов грузоперевозок - ведь это в свою очередь требует улучшений в сфере диспетчеризации, модернизации путевого хозяйства, обновления вагонного и локомотивного парка. Одним словом, это требует от менеджмента госкомпании серьезной и системной работы.

В то же время есть более простой и легкий путь увеличения доходов – регулярное повышение расценок на свои услуги. Не утруждая себя экономическими обоснованиями и контролем расходной части. Благо, монопольный статус позволяет (в отсутствие независимого госрегулятора – Национальной комиссии регулирования транспорта, НКРТ) "Укрзализныце" навязывать грузоотправителям даже самые невыгодные для них условия по принципу "а куда вы денетесь с подводной лодки".

В первую очередь это касается металлургических предприятий. Ведь если, к примеру, те же зернотрейдеры пытаются частично перейти на автоперевозки (разрушая автодороги сверхнормативным перегрузом), то возить железную руду из Кривого Рога в Мариуполь на автомобилях – однозначно не вариант. Вот почему, снова-таки в отсутствие НКРТ, диалог между бизнесом и Укрзализныцей по тарифному вопросу сейчас сводится к жесткому диктату со стороны госмонополии.

Так, несмотря на протесты отдельных профильных бизнес-ассоциаций, а также Европейской бизнес-ассоциации и представительства Американской торговой палаты в Украине, пункт об автоматической тарифной индексации был включен в проект финплана Укрзализныци на 2019 г. и сейчас ожидает рассмотрения Кабинетом министров Украины.

Парадоксально, что при этом представители УЗ в своих выступлениях и презентациях часто используют слово "рынок". Хотя в условиях рынка на самом деле находятся их клиенты-экспортеры, постоянно имеющие дело с конкуренцией со стороны зарубежных производителей и протекционистскими мерами других государств.

Любая госмонополия работает иначе. Отсюда многолетний шлейф коррупционных скандалов и уголовных дел, связанных прежде всего с закупкой материалов и работ для Укрзализныци по завышенным ценам. "Укрзализныця купила оборудование в 5 раз дороже", "Укрзализныця купила топливо по завышенным ценам",
"Укрзализныця отметилась очередным коррупционным скандалом", "НАБУ разоблачило крупную коррупционную схему на Укрзализныце" - новостные заголовки, которые десятками выдает поисковик при запросе "Укрзализныця".

Все просто: завышенные за счет коррупционной составляющей расходы сейчас перекладываются на грузоотправителей. Для этого и необходимо постоянное повышение тарифов. Но есть одна загвоздка. Украинский бизнес не может по примеру железнодорожников переложить свои возросшие расходы на клиентов. Потому что те вместо подорожавшего украинского металла купят более дешевый китайский. Украинскому зерну и минеральным удобрениям предпочтут закупку российской продукции – цена которой останется неизменной.

Вот почему необоснованный рост ж/д тарифов на грузоперевозки ведет к падению объемов производства прежде всего в экспортно-ориентированных отраслях. Но и по внутренним грузоотправителям инициатива УЗ бьет весьма ощутимо: например, по цементной промышленности, известковой, огнеупорной и т.д. Одним словом, по всем отраслям, где есть большие объемы перевозок сырья либо готовой продукции.

Это подтверждается официальными цифрами. Перевозки грузов железнодорожным транспортом в 2018 г. уменьшились на 5,1%, до 322,3 млн т., по данным Государственной службы статистики Украины. Причем в 2018 г. формально тарифы не повышались. Индексация не проводилось, зато за счет либерализации вагонной составляющей тарифов УЗ дополнительно получила от грузоотправителей 7,3 млрд грн.

По подсчетам главы Федерации металлургом Украины Сергея Беленького, если предложение УЗ об автоматической индексации грузовых ж/д тарифов получит одобрение Кабинета министров, дополнительные расходы бизнеса в 2019 г. составят 12,7 млрд грн. Кроме того, у топ-менеджеров УЗ есть и другие "творческие" идеи: например, унификации классов грузов, которая означает увеличение платежей за перевозку. Эти инициативы "потянут" еще на 21 млрд грн.

Сопоставив стоимость тарифных "аппетитов" госмонополиста и величину падения грузоперевозок за 2018 г., получим неутешительный прогноз: если Кабмин согласится с предложениями УЗ, изложенными в проекте ее финплана на 2019 г., следует ожидать снижения ж/д грузоперевозок еще на 10-20%. Как отмечает член комитета Верховной Рады по вопросам транспорта Владимир Гусак, в таком случае мы в итоге придем к ситуации, когда железнодорожникам станет нечего возить.

Вряд ли это тот сценарий, в котором должен быть заинтересован Кабинет министров Украины, ведь его руководство сейчас заявляет о необходимости ускорить ежегодный экономический рост Украины с нынешних 3% до 5% и более.

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
21.05.19, Игорь Воронцов
Металлургические предприятия Китая наращивают стальную выплавку стремительными темпами. По итогам апреля показатель повысился на 12,7% по сравнению с тем же месяцем 2018 года, до 85,03 млн тонн. В целом за январь-апрель прирост составил 10,1%, до 314,96 млн тонн.
17.05.19, Ярослав Ярош
За последнюю декаду апреля российской "Транснефти" удалось загрязнить ядовитой хлорорганикой около 6000 км трубопроводной системы "Дружба". Только по предварительным подсчетам российские потери составят свыше 1 млрд долл. Как говорится, и диверсантов не надо. Украина же на истории с грязной нефтью может даже подзаработать в краткосрочной перспективе, хотя потерять – в длинной.
07.05.19, Ярослав Ярош
22 апреля Госкомитет по геологии и недрам продал через систему ProZorro 7 лотов на право добычи полезных ископаемых общей стоимостью 143 млн грн. Самые дорогие куски скупили компании, близкие к владельцу крупнейшей украинской сети супермаркетов АТБ Геннадию Буткевичу и немного к министру внутренних дел Арсену Авакову. В корзине их покупок – цирконий, титан, бериллий, графит.
23.04.19, Игорь Воронцов
Проблемы турецкой экономики, а вместе с ними и турецкой металлургии, играют на руку украинским стальным производителям. На фоне падения выплавки в Турции они получили прекрасную возможность увеличить продажи в странах Южной Европы и Ближнего Востока. Конкуренция на этих рынках между украинскими и турецкими металлургами традиционно носит жесткий характер.
19.04.19, Ярослав Ярош
Год спустя после выкупа у российского холдинга Evraz Александр Ярославский завел под единую крышу два своих металлургических актива. Теперь деятельность Днепровского металлургического завода и ГОКа "Сухая Балка" (Кривой Рог) будет координировать управленческая компания DCH Steel Management. Хотя для построения полнокровной горно-металлургической вертикали этого недостаточно. Угледобыча и обогащение руды остаются слабыми звеньями всей конструкции.
12.04.19, Игорь Воронцов
Южнокорейская корпорация Posco, пятый по величине стальной производитель в мире, в начале текущего года объявила об отказе от крупных инвестиций за рубежом, завершив десятилетие активной экспансии на внешних рынках.
09.04.19, Ярослав Ярош
НАК "Нафтогаз Украины" и ПАО "Укрнафта" начали процесс цивилизованного развода, в финале которого государство должно выйти из акционеров "Укрнафты", а бизнес-группа Игоря Коломойского оформить над ней полный контроль, в т. ч. и де-юре. Переход может затянуться на несколько лет, но первый шаг уже сделан. 28 марта акционеры "Укрнафты" и руководство НАК "Нафтогаз Украины" согласовали механизм взаимного очищения от долгов. Как часто бывает в подобных случаях, в конце многоходовки денег недосчитается бюджет.
03.04.19, Игорь Воронцов
Экологический налог в Украине регулярно повышается, но экологическая обстановка как минимум не становится лучше. Несмотря на уменьшение числа действующих промышленных предприятий, уровень вредных выбросов остается стабильно высоким. Почему так происходит, и что с этим делать?
29.03.19, Ярослав Ярош
За последний год Одесский припортовый завод не удалось ни продать, ни запустить. В начале 2019 г. ОПЗ нашел для себя очередного сомнительного партнера, обещавшего обеспечить предприятие природным газом. Но это партнерство заблокировала НАК "Нафтогаз Украины", которая, возможно, сама готова оформить опеку над припортовым.
25.03.19, Павел Вернивский
В развитых странах доля сектора услуг в ВВП давно доминирует, и промышленность, на первый взгляд, оказалась на вторых ролях, что дало возможность экономистам заявить о вступлении общества в новую стадию – постиндустриальную. Но если внимательно присмотреться, то можно заметить, что промышленность никуда не делась, просто косвенно занятые в ней работники де-факто учитываются по другой статье.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!