Подробнее Запомнить город


Куда исчезла промышленность?

25.03.19
размер текста:

В развитых странах доля сектора услуг в ВВП давно доминирует, и промышленность, на первый взгляд, оказалась на вторых ролях, что дало возможность экономистам заявить о вступлении общества в новую стадию – постиндустриальную. Но если внимательно присмотреться, то можно заметить, что промышленность никуда не делась, просто косвенно занятые в ней работники де-факто учитываются по другой статье.

С момента внедрения Генри Фордом системы массового производства начала набирать популярность вертикально интегрированная модель развития бизнеса. В то время бытовало мнение, что если объединить все процессы – от производства стали до производства готового автомобиля – то таким образом можно сэкономить на издержках, обеспечивать своевременные поставки и сделать производство более эффективным, конкурентоспособным и прибыльным.

Данный тренд привел к образованию огромных холдинговых компаний, которые занимались абсолютно всеми аспектами ведения бизнеса. В структуре холдингов были заводы, производящие сталь, заводы по производству деталей и заводы по производству автомобилей. Сама структура была настолько разветвленной, что понадобился собственный штат бухгалтеров, финансистов, юристов, маркетологов, логистов, дистрибьюторов. Для примера: в период максимального расширения в компании "Дженерал Моторс" работали 750 тысяч человек! Представьте себе, в одной компании работает население города-миллионника!

Эта модель была настолько эффективной, что практически каждая крупная производственная компания в мире пыталась объединить в своей структуре большое количество связанных бизнесов. Она популярна и сейчас в некоторых отраслях и странах, в т.ч. в Украине. Безусловно, наличие таких структур делало невозможным разделение бизнеса на производственную часть, на услуги, на продажи. Все считалось производством, так как входило в одну огромную структуру. И безусловно, это считалось промышленностью.

Однако новая концепция производства, созданная одним японцем, в корне изменило само представление об организации бизнеса. Эта концепция, что позже получит название "Тойота Продакшн Систем", пропагандировала абсолютно противоположный подход. Для увеличения эффективности бизнесу не нужно проводить вертикальную интеграцию. Наоборот, ему нужно передать максимальное количество бизнес-процессов на аутсорсинг другим исполнителям. И требовать от этих компаний выполнения поставок точно в срок, а самой компании лучше сконцентрироваться на основном бизнесе – производстве авто.

Таким образом "Тойота" начала выстраивать совершенно другую модель ведения бизнеса, которая ранее игнорировалась и считалась абсурдной в западных странах. Однако со временем модель "Тойоты" доказала свою жизнеспособность. Да так, что в 1980-х годах более маленькая и гибкая "Тойота" (65 тысяч человек) начала опережать более крупную "Дженерал Моторс" (750 тысяч человек).

Американцы, чувствуя, как земля уходит из под ног, начали перенимать опыт "Тойоты", чтобы не потерять рынок. Раздутые холдинги стали стремительно сокращать бизнесы и передавать на аутсорсинг все процессы, которые контролировали ранее. На самом деле аутсорсинг был популярен и ранее, однако настоящий бум начался в 1980-ых, после того как все увидели, насколько "Тойота" эффективнее "Дженерал Моторс".

Вначале сокращение коснулось таких процессов, как производство сырья и деталей. Позже аутсорсинг добрался и до бизнес-услуг. Если раньше компании содержали огромные штаты бухгалтеров, юристов, маркетологов, логистов внутри компании, то теперь они начали передавать эти функции внешним исполнителям. Развитие аутсорсинга привело к появлению так называемого офшоринга, когда на аутсорсинг начали передавать основной бизнес компании в другие страны по причине более низких издержек. Таким образом, подобная децентрализация промышленного бизнеса привела к тому, что расформирование по отдельным бизнес-процессам и перенос за рубеж промышленного производства компаний снизило долю промышленности в развитых странах.

Фактически часть бизнес-процессов ушла на формирование сектора услуг, другая – на формирование промышленности других стран. И все это привело к той ситуации, которую мы сегодня наблюдаем в развитом мире. А именно, падение доли промышленности и рост сектора услуг. Хотя, как я хотел показать на примере этой истории, очень некорректно считать, что роль промышленности снизилась. Просто мир изменился, изменились подходы в расчетах, но не изменилась структура экономики.

Павел Вернивский, эксперт института им. Александра Поля

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.
10.08.20, Ярослав Ярош
Если говорить о государственно-частном партнерстве в бизнесе, то компания "Укрнафта" является классическим примером, как не надо делать. Имея 50%+1 акцию в "Укрнафте", государство не только не способно ею управлять, но и ежегодно теряет миллиарды гривен, уходящих на счета миноритарных акционеров – юридических лиц из условной группы "Приват" Игоря Коломойского.
20.07.20, Ярослав Ярош
Украина владеет одними из богатейших в мире месторождений титановых руд. Но так и научилась эффективно торговать этим сырьем. Закрытость рынка создает благодатные условия для "схематоза". Ни одна из команд, управляющих государственными титановыми активами, не сумела удержаться от такого искушения. В том числе и та, что сейчас у руля.
13.07.20, Василий Январев
В Украине стартовала очередная попытка оживить отечественную промышленность. Комитет Верховной Рады по вопросам экономического развития выступил с инициативой внедрить, такой всемирно признанный инструмент промполитики, как локализация машиностроительной продукции при госзакупках. Инициаторы изменений, профильные эксперты и производственники уверяют, что законопроект №3739 будет полезным для украинской экономики, но хватит ли у государства политической воли довести дело до конца?
06.07.20, Елена Курашина
Государственный монополист "Укрзализныця" в очередной раз создал проблему для грузоперевозчиков. Причина благая – обеспечение безопасности движения. Но ее формальная реализация уже поставила ряд крупнейших отечественных предприятий на грань остановки.
26.06.20, Ярослав Ярош
За два первых квартала 2020 г. спрос на сталь в мире фатально просел. За два следующих, есть надежда, он будет восстанавливаться. Но медленно и осторожно. Поэтому по итогам года в минусе окажутся все крупнейшие сталепроизводители за исключением, возможно, Китая. Такие выводы вытекают из последнего отчета ассоциации WorldSteel. Ухудшить и без того сдержанный прогноз может вторая волна коронавируса и желание некоторых участников рынка слишком быстро возобновить производство. Это как в случае с водолазом, опустившимся глубоко на дно - резкое всплытие может его убить.
23.06.20, Василий Январев, Елена Курашина
Необдуманное введение квот на импорт серной кислоты в июле 2018 года резко ухудшило ситуацию для отраслей, использующих ее в своих производственных процессах. Цена на этот ресурс для потребителей выросла более чем вдвое, но самое худшее, что дефицит кислоты грозит масштабными техногенными и экологическими катастрофами на металлургических и коксохимических предприятиях.
12.06.20, Василий Январев, Елена Курашина
Коронавирусный кризис внес серьезные коррективы в украинский рынок труда. На фоне роста безработицы, сокращения зарплат, а также невозможностью для многих заробитчан вернуться на свои рабочие места в странах ЕС конкуренция за хорошие рабочие места в Украине резко обострилась. Особенно в крупных промышленных компаниях, которые держаться на плаву и способны обеспечивать своим сотрудникам приемлемый уровень зарплат.
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!