Подробнее Запомнить город


ГМК КНР: ломовой рывок

21.05.19
размер текста:

Металлургические предприятия Китая наращивают стальную выплавку стремительными темпами. По итогам апреля показатель повысился на 12,7% по сравнению с тем же месяцем 2018 года, до 85,03 млн тонн. В целом за январь-апрель прирост составил 10,1%, до 314,96 млн тонн.

Рудный ребус

Одновременно импорт железной руды в апреле снизился до 80,77 млн тонн по сравнению с 86,42 млн тонн в марте и 82,92 млн тонн в апреле 2018 г. Апрельский показатель вообще оказался самым низким с октября 2017 г. Сама же отрицательная динамика начала формироваться уже в начале календарного года: по итогам января-февраля железорудный импорт сократился на 6%, до 184,61 млн тонн.

Поэтому мартовский прирост на 1%, до 86,66 млн тонн, не изменил картины за квартал в целом. При этом запасы руды в портах и на складах предприятий КНР хотя и шли в минус, но оставались гораздо выше прошлогодних значений. Так, в середине апреля запасы ЖРС в портах были на уровне 147,19 млн тонн, по данным китайского государственного информагентства Xinhua.

Это на 860 тыс. тонн меньше, чем неделей ранее. За предыдущую неделю уменьшение было еще на 700 тыс. тонн. Тем не менее это ощутимо больше – чем, к примеру, в декабре 2017 г., когда в наличии имелось только 128 млн тонн. А в июле 2017 г. было 139,7 млн тонн. Таким образом, не приходится говорить об уменьшении железорудного импорта за счет того, что стальные производители в КНР активно расходуют складские запасы.

Снижение закупок руды у зарубежных производителей объясняется ростом мировых цен с 75 долл. до 100 долл./тонну, вызванным прежде всего проблемами бразильской корпорации Vale, игрока №1 на рынке морских поставок руды. Руководство Vale в середине мая признало, что выйти на прежние объемы добычи сможет не раньше, чем через 2-3 года.

В связи с этим ожидать быстрого отката цен к уровню 70-75 долл./тонну не стоит. На этом мнении сходятся аналитики всех ведущих инвестбанков и рейтинговых агентств. Что же касается тропического циклона "Вероника", который в марте привел к сокращению поставок из Австралии – это, конечно же, ситуативный фактор и не может влиять на ситуацию в перспективе дольше 1 месяца.

Между тем нынешнее подорожание основного сырьевого компонента сократило прибыльность китайских сталелитейных заводов примерно на 30 долл./тонну, по подсчетам S&P Global Platts. Это подтверждается данными Министерства промышленности и информатизации КНР, согласно которым прибыль меткомпаний, входящих в China Iron&Steel Association, по итогам 1-го кв. сократилась на 30,2%, до 5,6 млрд долл.

Хотя, казалось бы, у медали есть и обратная сторона. Рост цен должен стимулировать собственную добычу руды – но она имеет тенденцию к снижению. По данным Национального бюро статистики КНР, за январь-февраль показатель уменьшился на 4%, до 118,54 млн тонн. Очевидно, что это связано с проводимой властями страны кампании по закрытию небольших рудников с опасными условиями работы и устаревшим оборудованием.

Китайская Национальная комиссия по развитию и реформам NDRC в середине мая опубликовала данные, в соответствии с которыми в текущем году в стране будет закрыто около 1 тыс. проектов по добыче железной руды и руд цветных металлов.

В свою очередь, директор China Metallurgical Industry Planning&Research Institute Ли Синьчжан еще в конце декабря 2018 г. озвучил прогноз о снижении потребления руды в китайской металлургии по итогам 2019 г. до 1,147 млрд тонн по сравнению с 1,206 млрд тонн за 2018 г.

Лом в приоритете

В таком случае добиваться прироста стальной выплавки, обеспечивающей дальнейшее развитие китайской экономики, можно только за счет повышения удельного веса электрометаллургического производства, использующего в качестве сырья металлолом. Это совпадает со стремлением центрального правительства КНР улучшить экологическую ситуацию –прежде всего в регионе Пекин – Тянцзинь – Хэбэй, где сосредоточена большая часть металлургической промышленности.

NDRC в майском документе задекларировала намерение поддерживать создание новых электросталеплавильных заводов, использующих в качестве сырья металлолом – в противовес доменным печам, работающим на железной руде. Производственные результаты китайского ГМК за 4 мес. свидетельствуют, что определенные шаги в этом направлении уже сделаны.

Генеральный секретарь китайской ассоциации утилизации металлолома CAMU Ли Шубинь ранее отмечал, что в 2018 г. доля лома в общем объеме сталеплавильного сырья была на уровне 20% – по сравнению со среднемировым значением 35%. Таким образом, здесь есть куда расти, надо только обеспечить необходимую ресурсную базу.

В частности, этому будет способствовать новый порядок утилизации старых автомобилей, утвержденный Министерством торговли Китая и вступающий в силу с 1 июня. Он перекрывает существовавшие ранее схемы, позволявшие нелегально восстанавливать старые автомобили, которые создают повышенную аварийность на дорогах.

Кроме того, внесены коррективы в механизм ценообразования. Сейчас стоимость старых автомобилей определяется по формуле и это не позволяет использовать их как лом из-за искусственно завышенных цен на отдельные модели.

Об увеличении ломозаготовки свидетельствует и динамика количества оборудования для его переработки. По данным Bureau of International Recycling, в конце 2017 г. в Китае насчитывалось около 70 шредерных установок, а в конце 2018 г. уже около 200.

Это может означать в будущем увеличение объемов импорта стального лома, учитывая масштабы китайской металлургии. Сейчас основными импортерами в регионе Юго-Восточной Азии являются Южная Корея (со среднемесячными закупками порядка 500 тыс. тонн), Китай и Вьетнам (порядка 300 тыс. тонн).

Совсем скоро Китай может выйти на 1-е место, потеснив Южную Корею. Но при этом следует учитывать, что основные объемы лома в ЮВА поставляются из США. На фоне торговой войны США и Китая, которая длится уже не первый год, китайским металлургам могут понадобиться новые источники снабжения.

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
14.06.19, Игорь Воронцов
Банкротство второго по величине стального производителя Великобритании, официально объявленное 22 мая, наглядно показывает, к чему приводят необдуманные регуляторные решения правительства страны. Это хороший повод задуматься и для украинских высокопоставленных чиновников: ведь всегда лучше учиться на чужих ошибках, чем самим наступать на грабли.
10.06.19, Игорь Воронцов
Импорт известкового камня в Украину растет опережающими темпами по сравнению с показателями местных добывающих предприятий. Отрасль находится под воздействием ряда общеэкономических негативных факторов, которые сохранятся и в текущем году. Несмотря на это, планы отдельных производителей на 2019 г. довольно оптимистичны. Они надеются расширить долю рынка, потеснив импортеров. Хотя последним пока удается наращивать объемы поставок.
06.06.19, Ярослав Ярош
Холдинг Виктора Пинчука взялся системно блокировать проникновение чужеродного импорта на внутренний рынок труб. В январе 2019-го "Интерпайп" добился от Антимонопольного комитета решения, которым был разблокирован доступ компании для ряда тендеров ДК "Укргазвыдобування". В мае он получил поддержку и со стороны Минэкоразвития. Межведомственная комиссия по международной торговле начала антидемпинговое расследование в отношении импорта стальных бесшовных горячедеформированных труб из Китая.
30.05.19, Игорь Воронцов, Виктория Финчук
Начавшийся спад в жилищном строительстве негативно сказался на загрузке мощностей украинской цементной промышленности. Основные надежды предприятий связаны с планами правительства по масштабному строительству цементобетонных дорог. Это может стать драйвером роста для всей украинской экономики – поскольку одно рабочее место в дорожном строительстве создает 12 рабочих мест в смежных отраслях. А при строительстве цементобетонных дорог создается 20 рабочих мест, по подсчетам ассоциации "Укрцемент".
17.05.19, Ярослав Ярош
За последнюю декаду апреля российской "Транснефти" удалось загрязнить ядовитой хлорорганикой около 6000 км трубопроводной системы "Дружба". Только по предварительным подсчетам российские потери составят свыше 1 млрд долл. Как говорится, и диверсантов не надо. Украина же на истории с грязной нефтью может даже подзаработать в краткосрочной перспективе, хотя потерять – в длинной.
07.05.19, Ярослав Ярош
22 апреля Госкомитет по геологии и недрам продал через систему ProZorro 7 лотов на право добычи полезных ископаемых общей стоимостью 143 млн грн. Самые дорогие куски скупили компании, близкие к владельцу крупнейшей украинской сети супермаркетов АТБ Геннадию Буткевичу и немного к министру внутренних дел Арсену Авакову. В корзине их покупок – цирконий, титан, бериллий, графит.
23.04.19, Игорь Воронцов
Проблемы турецкой экономики, а вместе с ними и турецкой металлургии, играют на руку украинским стальным производителям. На фоне падения выплавки в Турции они получили прекрасную возможность увеличить продажи в странах Южной Европы и Ближнего Востока. Конкуренция на этих рынках между украинскими и турецкими металлургами традиционно носит жесткий характер.
19.04.19, Ярослав Ярош
Год спустя после выкупа у российского холдинга Evraz Александр Ярославский завел под единую крышу два своих металлургических актива. Теперь деятельность Днепровского металлургического завода и ГОКа "Сухая Балка" (Кривой Рог) будет координировать управленческая компания DCH Steel Management. Хотя для построения полнокровной горно-металлургической вертикали этого недостаточно. Угледобыча и обогащение руды остаются слабыми звеньями всей конструкции.
12.04.19, Игорь Воронцов
Южнокорейская корпорация Posco, пятый по величине стальной производитель в мире, в начале текущего года объявила об отказе от крупных инвестиций за рубежом, завершив десятилетие активной экспансии на внешних рынках.
09.04.19, Ярослав Ярош
НАК "Нафтогаз Украины" и ПАО "Укрнафта" начали процесс цивилизованного развода, в финале которого государство должно выйти из акционеров "Укрнафты", а бизнес-группа Игоря Коломойского оформить над ней полный контроль, в т. ч. и де-юре. Переход может затянуться на несколько лет, но первый шаг уже сделан. 28 марта акционеры "Укрнафты" и руководство НАК "Нафтогаз Украины" согласовали механизм взаимного очищения от долгов. Как часто бывает в подобных случаях, в конце многоходовки денег недосчитается бюджет.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!