Подробнее Запомнить город


ГМК КНР: ломовой рывок

21.05.19
размер текста:

Металлургические предприятия Китая наращивают стальную выплавку стремительными темпами. По итогам апреля показатель повысился на 12,7% по сравнению с тем же месяцем 2018 года, до 85,03 млн тонн. В целом за январь-апрель прирост составил 10,1%, до 314,96 млн тонн.

Рудный ребус

Одновременно импорт железной руды в апреле снизился до 80,77 млн тонн по сравнению с 86,42 млн тонн в марте и 82,92 млн тонн в апреле 2018 г. Апрельский показатель вообще оказался самым низким с октября 2017 г. Сама же отрицательная динамика начала формироваться уже в начале календарного года: по итогам января-февраля железорудный импорт сократился на 6%, до 184,61 млн тонн.

Поэтому мартовский прирост на 1%, до 86,66 млн тонн, не изменил картины за квартал в целом. При этом запасы руды в портах и на складах предприятий КНР хотя и шли в минус, но оставались гораздо выше прошлогодних значений. Так, в середине апреля запасы ЖРС в портах были на уровне 147,19 млн тонн, по данным китайского государственного информагентства Xinhua.

Это на 860 тыс. тонн меньше, чем неделей ранее. За предыдущую неделю уменьшение было еще на 700 тыс. тонн. Тем не менее это ощутимо больше – чем, к примеру, в декабре 2017 г., когда в наличии имелось только 128 млн тонн. А в июле 2017 г. было 139,7 млн тонн. Таким образом, не приходится говорить об уменьшении железорудного импорта за счет того, что стальные производители в КНР активно расходуют складские запасы.

Снижение закупок руды у зарубежных производителей объясняется ростом мировых цен с 75 долл. до 100 долл./тонну, вызванным прежде всего проблемами бразильской корпорации Vale, игрока №1 на рынке морских поставок руды. Руководство Vale в середине мая признало, что выйти на прежние объемы добычи сможет не раньше, чем через 2-3 года.

В связи с этим ожидать быстрого отката цен к уровню 70-75 долл./тонну не стоит. На этом мнении сходятся аналитики всех ведущих инвестбанков и рейтинговых агентств. Что же касается тропического циклона "Вероника", который в марте привел к сокращению поставок из Австралии – это, конечно же, ситуативный фактор и не может влиять на ситуацию в перспективе дольше 1 месяца.

Между тем нынешнее подорожание основного сырьевого компонента сократило прибыльность китайских сталелитейных заводов примерно на 30 долл./тонну, по подсчетам S&P Global Platts. Это подтверждается данными Министерства промышленности и информатизации КНР, согласно которым прибыль меткомпаний, входящих в China Iron&Steel Association, по итогам 1-го кв. сократилась на 30,2%, до 5,6 млрд долл.

Хотя, казалось бы, у медали есть и обратная сторона. Рост цен должен стимулировать собственную добычу руды – но она имеет тенденцию к снижению. По данным Национального бюро статистики КНР, за январь-февраль показатель уменьшился на 4%, до 118,54 млн тонн. Очевидно, что это связано с проводимой властями страны кампании по закрытию небольших рудников с опасными условиями работы и устаревшим оборудованием.

Китайская Национальная комиссия по развитию и реформам NDRC в середине мая опубликовала данные, в соответствии с которыми в текущем году в стране будет закрыто около 1 тыс. проектов по добыче железной руды и руд цветных металлов.

В свою очередь, директор China Metallurgical Industry Planning&Research Institute Ли Синьчжан еще в конце декабря 2018 г. озвучил прогноз о снижении потребления руды в китайской металлургии по итогам 2019 г. до 1,147 млрд тонн по сравнению с 1,206 млрд тонн за 2018 г.

Лом в приоритете

В таком случае добиваться прироста стальной выплавки, обеспечивающей дальнейшее развитие китайской экономики, можно только за счет повышения удельного веса электрометаллургического производства, использующего в качестве сырья металлолом. Это совпадает со стремлением центрального правительства КНР улучшить экологическую ситуацию –прежде всего в регионе Пекин – Тянцзинь – Хэбэй, где сосредоточена большая часть металлургической промышленности.

NDRC в майском документе задекларировала намерение поддерживать создание новых электросталеплавильных заводов, использующих в качестве сырья металлолом – в противовес доменным печам, работающим на железной руде. Производственные результаты китайского ГМК за 4 мес. свидетельствуют, что определенные шаги в этом направлении уже сделаны.

Генеральный секретарь китайской ассоциации утилизации металлолома CAMU Ли Шубинь ранее отмечал, что в 2018 г. доля лома в общем объеме сталеплавильного сырья была на уровне 20% – по сравнению со среднемировым значением 35%. Таким образом, здесь есть куда расти, надо только обеспечить необходимую ресурсную базу.

В частности, этому будет способствовать новый порядок утилизации старых автомобилей, утвержденный Министерством торговли Китая и вступающий в силу с 1 июня. Он перекрывает существовавшие ранее схемы, позволявшие нелегально восстанавливать старые автомобили, которые создают повышенную аварийность на дорогах.

Кроме того, внесены коррективы в механизм ценообразования. Сейчас стоимость старых автомобилей определяется по формуле и это не позволяет использовать их как лом из-за искусственно завышенных цен на отдельные модели.

Об увеличении ломозаготовки свидетельствует и динамика количества оборудования для его переработки. По данным Bureau of International Recycling, в конце 2017 г. в Китае насчитывалось около 70 шредерных установок, а в конце 2018 г. уже около 200.

Это может означать в будущем увеличение объемов импорта стального лома, учитывая масштабы китайской металлургии. Сейчас основными импортерами в регионе Юго-Восточной Азии являются Южная Корея (со среднемесячными закупками порядка 500 тыс. тонн), Китай и Вьетнам (порядка 300 тыс. тонн).

Совсем скоро Китай может выйти на 1-е место, потеснив Южную Корею. Но при этом следует учитывать, что основные объемы лома в ЮВА поставляются из США. На фоне торговой войны США и Китая, которая длится уже не первый год, китайским металлургам могут понадобиться новые источники снабжения.

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!